ПНИН Иван ПетровичПобратимство

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович

Найдено 2 определения термина ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827-1907)

государственный деятель, публицист, педагог. Почетный член Российской и Французской академий наук. Сенатор (1868), член Государственного совета (1872), обер-прокурор Синода (1881). Преподавал законоведение членам царской семьи, в т.ч. будущим императорам Александру III и Николаю II. Вопросы педагогики были существенной частью политической программы П. Выступал против либеральных установлений, но в то же время опасался законодательных переустройств и больше надеялся на внутреннее перерождение людей и разные формы духовного воздействия. Важнейшей такой формой считал церковно-приходские школы. В результате проводимой П. политики их число выросло за 1881-1903 в 11 раз. В 1884 эти учебные заведения были выведены из подчинения МНП и вверены духовному ведомству; фактически они противопоставлялись светской - земской начальной школе. П. считал, что обучение должно сочетаться с воспитанием, единственно возможной основой которого является религия. Большую роль отводил семейному воспитанию. Главное для школы, отмечал П., - не методики, программы, научные разработки, а "живая личность учителя", для которого основным является не специальное образование, а практический опыт. П. указывал, что школа для народа не должна отрывать выходцев из низших социальных слоев от привычной среды и не должна служить ступенью к среднему и высшему образованию. В своих выводах П. опирался на взгляды ученых, педагогов, церковных деятелей консервативной ориентации - французских социологов Ф. Ле Пле и Э. Демолена, английского священника С. Барнетта. Значительное влияние на П. оказала деятельность Н.И. Ильминского и С.А. Рачинского. Педагогические взгляды П. заметно повлияли на постановку обучения в духовных академиях и семинариях. Идеи П. были с одобрением встречены мн. церковными и общественными деятелями, но в целом его преобразования в системе духовных учебных заведений вызвали в обществе недовольство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович

21 5(2 6) 1827, Москва, — 10(23) 3 1907, Петербург], гос. деятель, юрист, публицист, педагог Окончил Уч-ще правоведения (1846). Служил в Сенате, изучал историю рус. гражд. права В 1859 защитил магистерскую дисс. «О реформах в гражд. судопроизводстве» В 1860—65 проф. гражд. права Моск. ун-та Написал ев 70 статей, 17 книг, перевел 19 книг, посвященных вопросам истории, юриспруденции, педагогики, политики, религ. -нравств. темам. Издал 11 сборников ист. и юрид материалов Поч. ч Рос. и Франц. академий наук.

Участвовал в разработке судебной реформы 1864 Преподавал законоведение членам царской семьи, в т.ч. будущим императорам Александру 3 и Николаю 2. Сенатор (1868), чл гос. совета (1872), обер-прокурор Синода (1880).

К 1870-м гг. П. стал убежденным противником реформ имп. Александра 2, ломавших патриархально-сословный уклад жизни В 80-х гг, располагая значит. влиянием на Александра 3, настоял на повороте пр-ва к консервативно-охра-нит курсу В 1905 подал в отставку со всех постов.

Вопросы педагогики были существенной частью полит программы П.. Выступая против либеральных установлений, П. в то же время опасался законодат переустройств, больше надеялся на внутр перерождение людей и разные формы духовного воздействия. Важнейшей из них П. считал церк.-приходские школы. В результате проводимой П. политики их число выросло за 1881—1903 в 11 раз (с 4 тыс до 44 тыс), в 1884 принято спец. положение о церк. -приходских школах. Эти уч заведения были выведены из подчинения МНП и вверены духовному ведомству, фактически они противопоставлялись светской — земской нач. школе. Ядром уч. программы был закон Божий, почти все остальные предметы — церк пение, рус. и церк -слав язык, чистописание — рассматривались как дополнение к гл. предмету. В программу входила также арифметика. Ученики обязательно участвовали в церк службе (чтении и пении) Руководил обучением священник, ему, как правило, помогали члены клира.

Устройство церк школы определялось общими пед.воззрениями П.. Он считал, что обучение непременно должно сочетаться с воспитанием, единственно возможной основой к-рого является религия. Большую роль П. отводил семейному воспитанию в дошк. периоде, полагал, что родители обязаны наставлять ребенка в началах веры В школе наряду с законом Божьим П. важное значение придавал древним языкам, а также рус. языку и лит-ре. Главное для школы, отмечал П, — не методики, программы, науч. разработки, а «живая личность учителя» В деле подготовки педагога гл. роль отводил не спец. образованию, а практич.опыту. Учение, по П, вооружая человека рядом общих правил и отвлеченных формул, может отдалить его от реальной жизни, «знание, само по себе, не воспитывает ни умения, ни воли».

П. указывал, что школа для народа не должна отрывать выходцев из низших социальных слоев от привычной среды, служить ступенью к ср и высш. образованию С помощью просвещения не следует искоренять в народе «безотчетные ощущения и мнения» (предания, традицию), формировать рационалистич подход к миру.

В своих выводах П. опирался на взгляды ученых, педагогов, церк деятелей консервативной ориентации — франц социологов Ф. Ле Пле и Э. Демолена, англ. священника С. Барнетта (1844—1913). Значит. влияние на П. оказала деятельность H И Ильминского и С А Рачинского.

Пед.взгляды П. заметно повлияли на постановку обучения в духовных академиях и семинариях Преподавание, науч. поиск, самостоят. работа учащихся были здесь стеснены адм контролем, должны были соответствовать устоявшимся взглядам и патриархальным нар. воззрениям Усиливался спец. и прикладной характер духовного образования, оно отдалялось от светской культуры.

Начинания П. в 80-х гг. 19 в были с одобрением встречены многими церк и обществ.деятелями Ряд выводов П. (напр., о связи обучения с воспитанием, о необходимости сблизить школу с церковью) имел важное значение для формирования образоват.политики Вместе с тем для него характерны стремление сделать церк школу для народа орудием полит и социального охранительства, чрезмерное недоверие к теории, широкой образованности и к самостоятельному духовному поиску Преобразования П. в системе духовно-учебных заведений вызвали обществ.недовольство.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович — 0

Найдено научныех статей по теме ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович — 0

Найдено книг по теме ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович — 0

Найдено презентаций по теме ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович — 0

Найдено рефератов по теме ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович — 0