ПНИН Иван Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПНИН Иван Петрович (1773-1805)
просветитель, поэт, публицист. В 1789-97 на военной службе. Выйдя в отставку, совместно с А.Ф. Бестужевым издавал "Санкт-Петербургский журнал" (1798). Издатели уделяли значительное внимание педагогической проблематике. В своем осн. сочинении "Опыт о просвещении относительно к России" (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещенного общества личную свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объем и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел также изучение некоторых специальных дисциплин (например, юридических наук, гражданского делопроизводства).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПНИН Иван Петрович
1773, Москва, — 17(29) 9 1805, Петербург], просветитель, поэт, публицист. Незаконнорожденный сын князя H В Репнина Учился в Московском университетском благородном пансионе, затем в Артиллерийском инж. корпусе В 1789—97 на воен. службе. Выйдя в отставку, совместно с А. Ф. Бестужевым издавал лит. -полит «Санкт-Петербургский журнал» (1798), где в оригинальных и переводных статьях по вопросам философии, экономики, морали и нравственности отразились идеи франц материалистов 18 в (П. А. Гольбах, К. Ф. Вольней). Согласно общей просветит.установке, издатели уделяли внимание пед.проблематике, в журн печатался трактат А Ф Бестужева «О воспитании». В 1802 П. преподнес имп Александру I свое произведение «Вопль невинности, отвергаемой законами», в к-ром на фоне резкой критики нравов в среде провинциального дворянства показал положение незаконнорожденных, требуя уравнять их в правах с законными детьми В своем осн. соч. «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-полит точки зрения Ратуя за просвещенное общество, считал необходимым условием его существования личную свободу граждан, основанную на праве собственности, и неукоснительное соблюдение законности. Вслед за А Н Радищевым П. призывал к освобождению крепостных, что должно было стать первым этапом на пути к просвещению. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия, в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объем и содержание общеобразоват.курсов, предусмотрев также изучение нек-рых спец. дисциплин. Признавая необходимым просвещение крестьян в сочетании с воспитанием «трудолюбия и трезвости», предлагал ограничиться практич.сведениями по агрономии и формированием навыков чтения, письма, первых действий арифметики. С целью приблизить образование привилегиров сословий к реальным потребностям общества дал ряд рекомендаций по совершенствованию содержания и методов преподавания в кадетских корпусах ввести изучение юрид наук и гражд. делопроизводства, в духовных семинариях обучать на отеч. языке вместо латинского и пр. Попытка решить проблемы нар. образования в контексте общей социально-полит. ситуации вызвала широчайший интерес к книге П. в России, а очевидная антикрепостнич направленность была причиной ее цензурного запрета в 1805.
А О Толстихина

Источник: Российская педагогическая энциклопедия