ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (письмо)
продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков.

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ
вербальное общение при помощи письменных текстов; может быть отсроченной и непосредственной; характеризуется сложной композиционно- структурной организацией. См.: Письмо.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ
вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (напр., письмо) и, непосредственным (обмен записками во время заседания). Р. п. отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях – типичных для Р. п. синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладеть, и отсюда – особая задача обучения Р. п. в школе. Поскольку текст Р. п. может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие Р. п. отличается от восприятия речи устной.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
1. Форма речи, связанная с восприятием, выражением мыслей в графической форме и включающая таким образом два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). 2. (письмо) Продуктивный вид речевой деятельности, заключающийся в письменном выражении мыслей на иностранном языке в графической форме. Объектами лингводидактического тестирования являются: I) техника письма (графика, орфография, пунктуация); 2) продуктивная письменная речь: умение продуцировать собственный письменный текст, сочетающий при необходимости такие сложные формы, как описание, повествование, рассуждение, а также умение письменно репродуцировать аудиотекст, демонстрируя умение анализировать содержание первичного текста и умение перерабатывать информацию в соответствии с учебными и др. задачами, а также в соответствии с требованиями жанра. Виды тестовых заданий по п.р. разнообразны: аннотация, реферат (резюме, оценочный и др.), объявление, заявление, тезисы, план, конспект и т. д.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. П. р. включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). П. р. может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.). Письменная монологическая форма общения имеет те же характеристики, что и устная (см. монологическая речь). Однако по сравнению с устным монологом П. р. более развернута, структурно сложна, организованна, логически связна. П. р. не имеет средств звукового и интонационного выделения характерных для устной речи. Благодаря дистантному характеру (см. дистантная речь), П. р. может сохранять информацию в теч. длительного времени. В обучении П. р. можно выделить три этапа: овладение графикой и орфографией; усвоение структурных моделей предложений; овладение П. р. как средством общения. Обучение графике включает овладение двумя навыками: правильного изображения букв и правильного соединения их в слове (см. каллиграфия). Усвоение правописания тесно связано с общим процессом выработки навыков и умений и в значительной степени происходит непроизвольно в ходе обучения письменной форме речи. К упражнениям, формирующим орфографические навыки, относятся и разные виды диктантов. По сложности упражнения могут распределяться в следующем порядке: списывание предложений, запись их на слух и по памяти, запись предложений с трансформациями, расширение и сужение предложений, подстановки, составление предложений по образцу и др. В овладении П. р. как средством общения самой распространенной формой работы является сочинение. В трудовой деятельности человека наиболее частотными являются следующие виды письменных сообщений: заметки, план, тезисы, конспект, аннотация, резюме, реферат, объявление, заявление, статья, доклад, отчет, которые являются объектом изучения на занятиях по языку. Ср. устная речь.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (ПИСЬМО)
продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков. Как и все виды речевой деятельности, П. р. имеет следующую структуру: 1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. 2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий пла нирует не только содержание, но и форму своей речи. Он частопользуется долгосрочным планированием своей речи: при этомон может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства. 3. Осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Вусловиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (онможет эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе онможет быть неверно понят. 4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практическине ограничен, его внимание направлено как на содержание, так ина форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, на сколько адекватно использованная форма передает замысел вы сказывания. Механизмы П. р. базируются на механизмах говорения, в процессе П. р. участвуют все речевые анализаторы в их взаимосвязи. Большую, чем в говорении, роль играет планирование и контроль своего высказывания. Результатом П. р. как вида речевой деятельности является письменное высказывание. В учебной деятельности используются подвиды П. р. — слушание-П. р., чтение-П. р., т. е. ученик слушает и пишет (диктанты, изложения, планы, тезисы, конспекты лекций) или читает и пишет (планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты). Записи не только сохраняют прочитанный или прослушанный материал, но и помогают его усвоить. Поэтому в учебных целях широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект и др., и задача преподавателя — научить своих учеников составлять их. В жизни функционируют различные виды письменных речевых произведений. Лит.: Методика / Под ред. А.А. Леонтьева. — М., 1988; Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М., 1989.

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
одна из форм существования литературного языка, целью которой является фиксация мысли, внутренней и звучащей речи с помощью графических средств (букв, иероглифов, слоговых знаков). Она обслуживает сферу официального общения, в отличие от Разговорной речи (см.), функционирующей в неформальной обстановке. В речевом общении письменная и разговорная формы речи взаимодействуют. Особенно тесно — в таких жанрах, как драматургический текст, телеинтервью, заранее подготовленная ораторская речь.
П.р. играет важную роль в процессе кодирования, хранения и передачи информации, именно она аккумулирует знания и человеческий опыт. Она преобладает в таких социально значимых сферах, как наука, образование, делопроизводство. Без неё невозможен научно-технический прогресс и развитие духовной культуры. П.р. способствует эффективности государственного и местного управления, содействует интеллектуальному и духовному росту личности, а также выполняет множество других функций. Основанная на зрительном восприятии, П.р. является средством преимущественно дистантного монологического общения (см. Монолог). В отличие от разговорной речи, которая спонтанно и линейно разворачивается во времени, П.р. рассчитана в основном на отсроченное восприятие. Для пишущих носителей литературного языка характерны сознательный подход к отбору языковых средств, соблюдение кодифицированных норм, ориентация на образцовые тексты. Достоинствами П.р. являются правильность (см. Правильность речи), логичность (см. Логичность речи), точность (см. Точность речи), смысловая законченность высказываний. Стремясь к достижению этих качеств письменной речи, авторы могут предварительно обдумывать тексты, создавать их письменные варианты, редактировать.
Лексический строй П.р. отличается богатством синонимических рядов и избирательностью в употреблении эмоционально-экспрессивной лексики. К числу ярких морфологических и синтаксических особенностей П.р. относятся обилие сложных синтаксических конструкций, преобладание прямого порядка слов, частотность употребления причастий, деепричастий, а также атрибутивных словосочетаний (зачётная книжка, курительная комната и т.п.), которые в разговорной речи подвергаются универбации (образованию слова из словосочетания, напр., зачётная книжка > зачётка, курительная комната > курилка). Для П.р. не характерны междометия, в ней мало указательных частиц, редки случаи морфологической транспозиции, т.е. употребления грамматических форм слов в переносном значении.
П.р. рубежа XX — XXI вв. испытывает влияние со стороны разговорной формы литературного языка, а также некоторых социолектов. Это особенно заметно в текстах современной художественной литературы, публицистики и рекламы, которые активно используют разговорный синтаксис, разговорную лексику и жаргоноиды. Распространение интернет-общения активизирует также диалогические формы письменной речи (см. Диалог).
Лит.:КРРЭСС. М., 2003; РЯЭ. М., 1998; Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. М., 2000; Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
О.В. Фельде

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
338.52 кб

Письменная речь: обучение или освоение

Месеняшина Людмила Александровна
В статье анализируются результаты эксперимента, направленного на поиск подхода к формированию письменной речи по образцу освоения ребенком родного языка. Рассматривается вопрос о том, что в таком случае может сыграть роль инпута
Читать PDF
200.52 кб

Письменная речь как форма речетворческой деятельности

Махмудов Ахмедович Махмудов, Никулина Татьяна Геннадьевна
В статье проанализирована сущность понятий «письменная речь», «речевая деятельность», «речетворческая деятельность».
Читать PDF
121.59 кб

Разговорная и письменная речь: проблемы взаимодействия

Мухин Николай Юрьевич
Статья посвящена рассмотрению положительных и отрицательных результатов взаимовлияния разговорной и письменной речи, а также особому положению разговорного стиля в отношении установления литературных норм и его функционирования.
Читать PDF
3.97 мб

Психологические особенности овладения письменной речью на иностранном языке

Адельшина Наталья Александровна
Освещаются психологические особенности eq овладения письменной речью на eq иностранном языке. Рассматривается eq взаимосвязь внутренней и внешней речи, eq объясняется термин eq «вторичный текст».
Читать PDF
217.72 кб

Мотивационный аспект подготовки старших дошкольников к овладению письменной речью

Васьковская Юлия Витальевна
Статья посвящена обоснованию актуальности проблемы формирования у дошкольников мотивации к письменной речи как нового пути в овладении письменной речью не с позиции «обучения», а самостоятельного «освоения».
Читать PDF
922.82 кб

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью

Санникова Наталья Геннадьевна
Статья посвящена вопросам развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью.
Читать PDF
220.90 кб

Письменная речь школьника как педагогическая проблема(синергетический закон «Возвращения» технологий

Ахметова Мария Николаевна
В данной статье раскрывается проблема потребности ребенка в самовыражении, желании самому организовать свои действия. Реализуется такая потребность в письменной речи школьника.
Читать PDF
273.79 кб

Письменная речь в системе работы по развитию русской связной речи учащихся начальных классов национа

Тлехурай Марзият Касеевна
Статья посвящена актуальной проблеме развития связной русской речи учащихся начальных классов национальной школы. Особое внимание уделяется развитию письменной речи, как наиболее сложной форме речевой деятельности.
Читать PDF
67.66 кб

Использование интегрированных заданий на чтение и письменную речь для развития профессионально-комму

Ершова Татьяна Андреевна, Коренев Алексей Александрович
Настоящее исследование рассматривает умение проверять и оценивать письменные работы студентов, а также предоставлять обратную связь в виде исправлений и комментариев как важную составляющую профессионально-коммуникативной компетен
Читать PDF
149.21 кб

Письмо как «Рецептивная ступень » процесса овладения письменной речью младшими школьниками исследова

Иншакова О.Б.
В статье обосновывается необходимость терминологического различения понятий «письмо» и «письменная речь». Письмо рассматривается с позиций начальной ступени в процессе овладения сложной психической деятельностью письменной речью.
Читать PDF
180.30 кб

Из опыта работы над письменной научной речью на практических занятиях курса «Русский язык и культура

М. Н. Лаврова
Статья посвящена методическим проблемам преподавания русского языка и культуры речи в техническом вузе. Очерчен круг вопросов, связанных с поисками наиболее эффективных приемов организации работы по данной дисциплине.
Читать PDF
1.62 мб

Можно ли развивать письменную речь младших школьников с первых дней обучения, или еще раз о методе Д

М. И. Кузнецова
Статья посвящена анализу метода обучения чтению и письму, созданного прекрасным детским психологом, одним из основоположников теории учебной деятельности Даниилом Борисовичем Элькониным.

Похожие термины:

  • УЧЕБНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

    (англ. guided writing). Вид письменной речи, которая имеет место при выполнении упражнений в письменной форме, направленных на овладение навыками и умениями письма и письменной речи.
  • ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ КОММУНИКАТИВНАЯ

    (англ. free writing). Вид письменной речи, заключающийся в умении выразить в письменной форме на изучаемом языке свои мысли на основе сформированных графических, орфографических и каллиграфических навы