Пионерская организация

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
самодеятельная организация детей и подростков в возрасте 10–16 лет (основана в нашей стране 19 мая 1922 г.). Н.К. Крупская видела в ней средство воспитания нового человека. Пионеры участвовали в ликвидации безграмотности, борьбе с беспризорностью. К началу 90х годов XX столетия Всесоюзная пионерская организация практически прекратила свое существование.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Пионерская организация
массовая общественно-политическая организация детей и взрослых (основание 19 мая 1922 г. по инициативе Н.К. Крупской), призванная помочь подросткам в их гражданском становлении, ориентирующая их на активную, созидательную деятельность, направленную на познание мира, улучшение окружающей жизни, освоение трудовых навыков, стремление к самосовершенствованию и заботе о людях, родной природе и Отечестве.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
массовая коммунистическая организация детей и подростков в СССР (1922—990 гг.), смена и резерв ВЛКСМ. С 1990 г. преобразована в Союз пионерских организаций. В годы советской власти участие в пионерской организации выступало составной частью школьной воспитательной работы. Играла большую роль в патриотическом и интернациональном воспитании учащихся, в организации учебы и досуга детей, летнего отдыха, неформальном общении в кружках, домах и дворцах пионеров и школьников. Возникла и развивалась как организация самих детей на основе самодеятельности и самоуправления, но фактически регламентировалась и контролировалась комсомольскими и партийными организациями.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Пионерская организация
(от франц. pionnier — первопроходец, зачинатель) — детское политическое объединение, основанное на преемственности героического и революционного прошлого своего народа, следовании идеалам коммунизма. Датой рождения П. о. считается 19 мая 1922 г. В 1924 г. П. о. было присвоено имя В.И.Ленина. Идейным вдохновителем и одним из самых активных организаторов была Н. К. Крупская. Ее «Письма пионерам» задавали общую идейную и содержательную направленность деятельности пионерской организации. За время своего существования П. о. накопила много интересных и продуктивных форм работы: пионерские костры, линейки, сборы. Многие формы организации жизнедеятельности П. о. заимствовала из скаутинга: организация по отрядам, элементы символики, девиз «Будь готов!», жизнь по законам и др. Существенное место в жизнедеятельности П. о. занимали акции, кампании, митинги. Большой популярностью среди подростков пользовалась военно-спортивная игра «Зарница». В копилке полезных пионерских дел: работа по благоустройству и озеленению, трудовые успехи ученических производственных бригад, собранный материал для музеев боевой и трудовой славы, помощь тимуровских отрядов участникам Великой Отечественной войны и престарелым людям и т.д. Сковывала инициативу пионеров заорганизованность, превращение пионерии в элемент управления воспитанием. В 1990 г. на X слете пионеров П. о. перестала существовать как массовая и теперь является одной из многочисленных общественных организаций детей и молодежи.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Пионерская организация
лат. – первый) – детская общественно-политическая организация, объединяющая детей вокруг идеи служения Родине, обществу, коммунизму, конкретным людям - вождям. Созданная в 1922 году в рамках советской политической системы она была сильно идеологизирована и фактически проводила в жизнь «планы партии», нередко расходящиеся с общественными и особенно детскими особенностями и интересами. Пионерская организация – это массовые добровольные детские объединения, имеющие в своем арсенале много форм организации детского досуга – пионерские сборы, костры, турпоходы, рейды, труддесанты и др. Существовала Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина, которая делилась на дружины при школах и в лагерях, в свою очередь дружины подразделялись на отряды, а те – на звенья. В пионерской организации было развито детское самоуправление. Она основывалась на идеях самовоспитания пионеров и шефства над младшими – октябрятами. Руководил пионерией комсомол, из числа комсомольцев подбирались вожатые. В школе большую помощь в работе с пионерами оказывали учителя, особенно классные руководители. В настоящее время пионерские организации создаются вне школы как исключительно добровольные отряды и дружины; в них произошла смена ориентиров – отход от политики и партийной «принадлежности», отказ от атеизма. Правда, кое-где они по-прежнему формируются при КПРФ – коммунистической партии Российской Федерации. Пионерская организация сыграла значительную роль в воспитании детей и подростков в обществе поголовного участия взрослых в государственном производстве. Она не выработала своего потенциала и при определенном преобразовании вновь может стать детским организатором и воспитателем, но уже на высоких духовных основах.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
в России самодеятельная организация детей и подростков 10-15 лет. Датой рождения П.о. считается 19 мая 1922. Н.К. Крупская и другие руководители Советского государства видели в П.о. форму воспитания нового человека. Пионеры участвовали в ликвидации неграмотности, беспризорности и др. Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков стремился воплотить в П.о. позитивные стороны скаутского движения. Именно он предложил назвать детскую организацию пионерской, ввести девиз "Будь готов!", развивать игровые формы воспитательной работы с детьми и пр. П.о. заимствовала из скаутизма организацию по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка, 3 конца галстука стали означать 3 поколения - пионеров, комсомольцев и коммунистов и пр.). В середине 20-х гг. началась политизация П.о., которая рассматривалась как смена и резерв ВЛКСМ. Деятельность П.о. контролировалась комсомольскими и партийными организациями. Практической работой П.о. руководил Центральный совет. В 1932 постановлением ЦК ВКП(б) П.о. была реорганизована, а пионерская деятельность фактически превратилась в составную часть воспитательной школьной работы. В годы Великой Отечественной войны важную роль в деятельности П.о. сыграло Тимуровское движение. Затем на протяжении нескольких десятилетий Всесоюзная пионерская организация СССР им. В.И. Ленина решала задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. Ее деятельность приобрела массовый централизованный характер, сопровождалась общесоюзными кампаниями, смотрами, военизированными играми "Зарница", "Орленок", "Марши пионерских отрядов" ("Моя Родина - СССР") и во многом отличалась формализмом и декларативностью. Вместе с тем в П.о. накоплен позитивный опыт внешкольной воспитательной работы с детьми (например, деятельность ряда дворцов и домов пионеров, пионерских лагерей, в т.ч. всесоюзного пионерского лагеря "Артек" и всерос. пионерского лагеря "Орленок" и др.). Некоторые педагоги вели поиск новых форм работы с детьми на гуманистических принципах (см.Коммунарская методика). С середины 80-х гг. предпринимались попытки реформировать П.о., однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана. С октября 1990 преемником П.о. является Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов. См. также Детское движение, Коммунарская методика, Октябрята, Союз пионерских организаций

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
в СССР самодеят. организация детей и подростков в возрасте 10—15 лет. Датой рождения П. о. считается 19 мая 1922, когда 2-й Всерос. конференцией РКСМ было принято пост. «О дет. движении». В 1922—23 деятельность П. о. способствовала организации дет. досуга; пионеры участвовали в ликвидации неграмотности, борьбе с дет. беспризорностью и др. Н. К. Крупская и др. видели в П. о. средство воспитания нового человека. Один из организаторов рус. скаутизма И. Н. Жуков стремился воплотить в П. о. позитивные традиции скаутского движения. Он предложил назвать дет. комму-нистич. орг-цию пионерской, ввести скаутский девиз «Будь готов!» и использовать игровые методы и занимат. формы воспитат. работы с детьми. П. о. заимствовала из скаутизма организацию по отрядам, руководство вожатых, сборы у костра и т. п., элементы символики, спец. формы (напр., в значке 3 лепестка скаутской лилии заменили 3 языка пламени костра, 3 конца галстука стали означать 3 поколения — пионеров, комсомольцев и коммунистов).
В сер. 20-х гг. началась политизация П. о., она рассматривалась как составная часть, смена и резерв ВЛКСМ. П. о. по структуре повторяла коме, орг-цию (высш. орган — Всес. слет, перед ним проходили районные, гор., окружные, обл., краевые и респ. слеты, практич. работой руководил Центр. совет Всес. П. о.). Советы П. о. всех уровней включали наряду с педагогами и вожатыми парт., коме, и сов. работников. Деятельность П. о. регламентировалась и контролировалась коме, и парт, орг-циями.
Работа П. о. на местах привлекала мн. детей возможностями участия в досуге по интересам, неформальном общении в кружках, домах и дворцах пионеров и школьников и др. Позитивную роль в организации летнего отдыха школьников играли пионерские лагеря. Мн. руководители П. о. вносили в ее деятельность романтику и творчество. Однако урон нравств. воспитанию наносили классовый подход, политизиров. направленность мероприятий, обязательность ате-истич. мировоззрения.
В 1932 пост. ЦК ВКП(б) «О работе пионерской организации» П. о. реорганизована по шк. принципу. Пионерская деятельность превратилась в составную часть шк. воспитат. работы. Старший пионервожатый чаще всего выполнял вспомогат. роль при пед. коллективе. Содержание пионерской работы строилось по направлениям воспитания (обществ. — полит., интернац. и атеистич.).
В годы Вел. Отеч. войны важную роль сыграло тимуровское движение (возникшее как массовый отклик на повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда»), оказывавшее помощь семьям военнослужащих Красной Армии, оставшимся одинокими гражданам.
На рубеже 50—60-х гг. пионерская работа приобрела массовый централи-зов. характер и сопровождалась общесоюзными смотрами, обществ.-трудовыми кампаниями и т. п., часто связанными с реализацией парт.-гос. установок. Одновременно предпринимались попытки вести работу с пионерами на гуманистич. основе (напр., «Коммунарская методика»).
В 70—80-х гг. деятельность П. о. — всес. военизиров. игры «Зарница» и «Орленок», марши пионерских отрядов («Моя Родина — СССР», «Мир и солидарность» и др.), провозглашавшие цели патриотич. и интернац. воспитания, сводились, по существу, к парадным рапортам и отчетам парт, органам. С сер. 80-х гг. предпринимались попытки реформирования П. о., но поиск новых методов и форм не дал ощутимых результатов. К нач. 90-х гг. Всес. пионерская орг-ция практически прекратила свою деятельность. В 1990 ее преемником стал Союз пионерских орг-ций (Федерация дет. орг-ций), действующий в России после распада СССР. П. о. функционируют в нек-рых гос-вах — членах СНГ, в быв. Социалистич. гос-вах и ряде др. стран. ПИРАМОВИЧ (Piramowicz) Гжегож (25.11.1735, Львов, — 14.11.1801, Менд-зыжеч Подляски), польск. педагог и писатель, просветитель. Член ордена иезуитов (1754—73). Родился в арм. купеческой семье. Учился в иезуитских коллегиях в Луцке и Львове. В 1767 в качестве опекуна сыновей львовского кастеляна совершил путешествие во Францию и Италию, где познакомился с разл. течениями в философии и педагогике. В 1770—73 преподавал философию в иезуитской коллегии во Львове. В 1773 был священником в Курове (близ Пулавы). В 1773—94 секретарь Эдукационной комиссии, один из составителей осн. закона (1781) об организации просвещения в Речи Посполитой. Выполнял функции инспектора нар. школ. В 1775—87 секретарь комиссии по шк. делам Об-ва элементарных учебников. После подавления Польск. восстания 1794 жил в эмиграции. В 1797—1800 находился под надзором полиции в Кракове. Участвовал в работе Варшавского об-ва друзей науки.
В своей деятельности, направленной на возрождение нац. системы просвещения в Польше, П. особое внимание уделял организации нар. школ. В неоднократно переиздававшихся книгах «Нравственная наука для народа» («Nauka obyczajova dla ludu», 1785) и «Обязанности учителя» («Poirunosci nauczyciela», 1787) П. рассмотрел роль приходских школ в нач. образовании народа, связанные с этим задачи учителя, вопросы физич., нравств. и умственного воспитания, методики нач. обучения. Учитель, подчеркивал П., должен также быть активным обществ. деятелем, представителем интересов крестьян. П. ввел в приходскую школу уроки морали, цель к-рой видел в формировании у учащихся гражданственности и патриотизма. По убеждению П., сознательность усвоения уч. материала, наглядность способствуют успешному приобретению знаний, практич. умений и навыков, в т. ч. и в области естеств.-матем. и с.-х. наук. Значит. внимание уделял жен. воспитанию и образованию.
Под ред. П. вышли учебник по риторике «Произношение и поэзия для нац. школ» («Wymowa i poezya dla szkol naro-dowych pierwszy raz wydana», 1792- 1819), «Букварь для приходских школ» («Elementare dla szkol parafialnych naro-dowych, zawierajacy», 1785, фрагменты), сб. «Речи, произнесенные в Об-ве элементарных учебников» («Mowa w Dzien Rocznicy Otwarcia Towarzystwa do ksiag elementarnych, 1776», 1788), стихотворения для детей и юношества (1771—76; изданы в 1889) и «Федра избранные сказки» («Fedra bajki wybrane», 1767).
Лит.: Mizia Т., Ideologie oswiatowa G. Piramowicza. Rozpra z dziejow oswiaty, t. l, Wro-ctaw, 1958; Mrozowska K., G. Piramowicz jano sekrtarz Towarzystwa do ksiag elementarnych. Studia i materialy do dziejow nauki polskiej, t. 6, Warsz., 1958. B. M. Шетэля.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ПИОНЕРСКАЯ организация
(Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина) – массовая самодеятельная коммунистическая организация, объединявшая детей и подростков в возрасте (в разные годы) от 9 до 14 или от 10 до 15 лет. Пионерская организация в 1920-е гг. «В 1921 г. по указанию Центрального Комитета партии было созвано специальное совещание по работе комсомола с детьми… Комиссия, созданная на совещании, разработала примерный устав детских групп “Юные пионеры имени Спартака”. Устав определял цель и структуру орг-ции и ее возрастные границы (от 11 до 14 лет). Были также сформулированы основные законы и обычаи юных пионеров» (Очерки, 1980, 196–197). «Первые пионерские отряды были организованы в феврале-апреле 1922 в Москве при 16-й типографии на Красной Пресне, при ремонтных мастерских Октябрьской железной дороги, в Сокольниках и в Замоскворечье. 19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Этот день отмечается советскими пионерами как день рождения пионерской орг-ции» (ПЭ, 1966–3, 393) «Всероссийская конференция РКСМ (16–19 мая 1922 г.) приняла решение о создании под рук-вом комсомола коммунистич. дет. орг-ции юных пионеров» (Очерки, 1980, 196–197). В окт. 1922 г. на V съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи (РКСМ) были впервые приняты Законы юных пионеров. «В 1922 г. насчитывалось лишь 40 тыс. пионеров. В дальнейшем число их быстро растет: В 1923 г. – 75 000. В 1924 г. – 200 000. В 1925 г. – 1 557 515» (Медынский, 1955, 94). «К окт. 1922 г. в России насчитывалось 4000 пионеров, к июню 1923 г. – 75 000, к ноябрю 1923 г. – 100 000, к апрелю 1924 г. – более 161 000 пионеров в составе 3241 отряда» (Балашов, 2003, 113). «Пионерские отряды быстро росли в крупных пром. центрах РСФСР, значительно медленнее – в сельской местности… В декабре 1922 V съезд комсомола принял решение об объединении всех пионерских отрядов, организованных в Москве, Петрограде, Туле, Белоруссии, на Урале и др., в единую коммунистическую организацию юных пионеров, утвердил Положение о ней. Уже к середине 1923 года в пионеской орг-ции насчитывалось до 75 тысяч пионеров. Первые пионерские отряды работали при комсомольских ячейках, на базе заводских клубов, предприятий, учреждений (по месту жительства пионеров). Им приходилось вести борьбу с остатками скаутских оргций, существовавших в царской России. В конце 1923 в школах стали создаваться форпосты – объединения всех пионеров данной школы независимо от того, в каком отряде по месту жительства они состоят. Для повседневного руководства форпостом пионеры, избирали президиум. Пионерские форпосты… помогали вовлекать в пионерскую орг-цию новых членов…» (ПЭ, 1966–3, 393). См.: Форпост.
О 1922–1926 гг.: «До 1926–1927 гг. пионерами были в большинстве городские школьники: в городе пионеры составляли 15% от всех детей пионерского возраста (10– 16 лет), в деревне – только 3%. По обследованию, проведенному весной 1925 г., в сельских школах уездов Ленинградской губ., пионеры имелись в 32,4% школ, а количество пионеров относительно общего числа учащихся составляло 15,4%. Крестьяне обычно неохотно соглашались на вступление своих детей в пионеры, так как считали, что ребенок никакой пользы от этой орг-ции не получит, а лишь станет неверующим и дерзким. Усиленный рост количества пионеров в городах объясняется не только широкой пропагандистской кампанией, но и тем, что заимствованные из скаутизма военно-игровые формы и ритуалы, романтика военнопоходной жизни очень привлекали детей этого возраста. Орг-ция носила военизированный хар-р с элементами самоуправления. Пионерский отряд состоял из 3–4 звеньев – каждое по 10–15 чел. Каждый отряд носил имя какого-либо революционера. Рук-ль отряда – вожатый – обычно комсомолец, получивший специальную подготовку. Через вожатого отряд получал задания из райкома комсомола, которые заключались в орг-ции рев. праздников, антирелигиозных кампаний, сборов в пользу МОПР или ОДВФ и т. п. Вступавший в орг-цию, после двухмесячной подготовки, приносил присягу – “торжественное обещание” перед знаменем отряда: “Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться”. Пионеры, подобно скаутам, носили спец. униформу, красный треугольный галстук и значок с изображением красного знамени, серпа и молота и костра из пяти поленьев, с надписью – “Всегда готов!”. Все массовые ритуальные действия в отрядах сопровождались военным построением и маршем, барабанной дробью и звуками горна. Как и у скаутов, у пионеров важное значение имел большой ритуальный костер, разжигаемый обычно летом в период лагерной жизни, и основное отличие юных пионеров от скаутов заключалось в максимальной политизации их действий, детерминированных коммунист. взглядами. Символ веры пионеров был выражен в их приветствии, сопровождавшемся выбросом вверх согнутой в локте руки: “К борьбе за рабочее дело будь готов!” Ответ – “Всегда готов!”. У скаутов этот девиз носил общий этический характер и не был связан ни с какими полит. идеями... Пионерские отряды организовывались не при школах, а при разл. предприятиях, но в каждой школе все пионеры объединялись в так называемый “форпост”. Форпост мог объединять пионеров из полутора-двух десятков отрядов, а иногда и более. Деят-стью форпоста руководил выборный совет, во главе которого также стоял комсомолец… Огромная масса писем в редакции пионерских газет и журналов в середине 1920-х гг. свидетельствовала о полнейшем непонимании детьми норм поведения пионера и того, что же все-таки должно определять эти нормы. Пионеры ожидали решения вопросов “сверху”. Школьники спрашивали: можно ли пионеру торговать, играть в перышки, собирать почтовые марки, покупать сладости, ходить в кино, читать Жюля Верна, может ли девочка-пионерка носить косу, играть в куклы и т. п. “Сотни писем и вопросов юных пионеров, – писал сотрудник редакции…, – показывают, что во многих их орг-циях такого идеала не создалось, или он детям не ясен, и они, во всяком случае, не понимают связи правил своего поведения с этим идеалом... Эти правила установлены кем-то сверху... и они исполняются детьми без охоты, превращаясь в какую-то скучную повинность, дающую право носить пионерский галстук... Выросши и снявши красный галстук, юный пионер сбрасывает и правила с себя, как нечто тягостное. Этим и объясняется то, о чем в один голос кричат все вожатые, – что юный пионер, перейдя в комсомол, сейчас же начинает курить, ругаться и т. п., да ещё при этом гордо заявляет: “Я ведь уже не пионер””. Вопросы полит. хар-ра в письмах пионеров занимали очень незначит. место и из года в год сокращались, несмотря на рост численности пионер. орг-ции. Наряду с этим, росло количество вопросов, связанных с внешними пионерскими атрибутами и символикой, как-то: можно ли до присяги носить пионерский галстук; можно ли носить значок и форму, отличающиеся от установленных; нужно ли носить значок только на левой стороне груди; обязательно ли каждое звено должно иметь барабан; как воздействовать на пионера, который не отдает салют и т. д. “Вместо широкого политич. идеала, внимание детей занято погремушками”, – сетовал тот же сотрудник редакции, призывая усилить “политизацию” пионеров. Эти сетования и призывы свидетельствовали о непонимании того, что детей привлекали в пионер. орг-ции именно обрядово-игровые формы» (Балашов, 2003, 113–115). «Вначале пионер. орг-ция именовалась: “Юные пионеры имени Спартака”. 21 января 1924 г. решением ЦК комсомола пионер. орг-ции было присвоено имя В.И. Ленина… К середине 1926 года в пионер. орг-ции насчитывалось уже более 45 тысяч отрядов, объединяющих около 2 млн. пионеров. Пионеры вместе с комсомольцами боролись с беспризорностью, участвовали в коммунистич. субботниках, помогали крестьянам убирать урожай, устраивали агитпробеги по деревням и сёлам, собирали средства на постройку детдомов» (ПЭ, 1966–3, 393). Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков стремился воплотить в пионерской орг-ции позитивные стороны скаутского движения. Именно он предложил назвать дет. орг-цию пионерской, ввести девиз «Будь готов!», развивать игровые формы восп. работы с детьми и пр. Пионер. орг-ция заимствовала из скаутизма орг-цию по отрядам, ин-т вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка, 3 конца галстука стали означать 3 поколения – пионеров, комсомольцев и коммунистов и пр.). «…После революции комсомольцы решили создать свою детскую орг-цию. …Скаутскую по форме, но коммунистическую по содержанию. Так и перекочевали из скаутизма в пионерию галстук (у скаутов он был оранжевый – под цвет огня), горн, барабан и всем известный лозунг, состоящий из клича “Будь готов!” и ответа “Всегда готов”. Пионеры быстро вытеснили скаутские отряды в подполье, а к 1924 году скауты в СССР и вовсе перевелись» (Лобанова, 2002).
О 1920-х гг.: «Пионерская орг-ция… родилась…, вытесняя русских скаутов-мастеров… Многие скаутские педагоги… выступили против того, чтобы дет. орг-ция подчинялась комсомольской, против излишней её политизации. Они считали, что у детей нельзя забирать детство, им нужен свой мир, игра, герои, вроде Робинзона Крузо… Никаких Робинзонов Крузо! – был суровый ответ. – Воображение ребенка должно быть максимально приближено к борьбе и интересам класса. Итак, со скаутизмом мы порвали. Но позаимствовали у него слово “пионер”, что обозначает одну из скаутских профессий. (Значок “топор и кирка”. Суть профессии – прокладывать дорогу отряду.) Много еще чего заимствовали… Из всех существующих в мире дет. оргций мы решили равняться на опыт германских коммунистических. А они, как сами признавались, заим- ствовали многое у “союза Бисмарка”, “Молодой Германии”. …В Германии дети… устраивали митинги, конференции, где выступали против рутинных учителей, против телесного наказания. И добивались кое-чего. У нас же немедленно появились две формы деят-сти. Одна – как бы показательная – когда полуголодный детдом мог переслать свою трехдневную пайку детям германских рабочих. Другая – для себя. О ее плодах в 1926 году с тревогой заговорили врачи… ...Огромный процент детей страдает малокровием, признаками усталости и переутомления, туберкулезом и т. д. из-за непосильной обществ. деят-сти. У некоторых насчитывалось по 7 выборных должностей. Дети постоянно заседали, кого-то судили и выводили на чистую воду, кого-то из междунар. деятелей встречали и провожали, репетировали парады. Вместо 27 с половиной часов, которые по норме им полагалось тратить на шк. и пионерские дела, получалось 81,18 часа в неделю. Врачи категорически потребовали также прекратить различного вида тревоги, “которые иногда устраиваются отрядами для проверки бдительности пионеров”. Никто их не послушал. …Никто не станет отрицать, что у пионеров было много живых, человеческих, конкретных дел. Особенно это стало видно во время войны – когда началось массовое движение тимуровцев, когда дети подвижнически помогали фронту... Но ставка на политизацию, идеологич. зашоренность привели к страшным вещам. Они выгрызали из детской души все лучшее: тягу к милосердию, искренности, честности, доброте…» (Северин, 1990, 54–55). «В 1922 г. появились первые символы пионерской орг-ции: Красное знамя отряда, которое вручали коммунисты или комсомольцы – шефы отряда; красный галстук – частица Красного знамени. Пионеры отдавали салют, вступая в пионерский отряд, и отвечали “Всегда готов!” на призыв “Будь готов к борьбе за дело рабочего класса!”. К 1 мая 1923 г. был изготовлен первый пионерский значок» (Очерки, 1980, 196–197). 1926 года пионерская орг-ция стала именоваться Всесоюзная пионерская орг-ция им. В.И. Ленина.
О 1929 годе в Самаре: «…осенняя Самарская ярмарка… В центре парка высилась большая лотерея со стеллажами, заполненными самыми причудливыми и необх. товарами… Огромная очередь вела к вертящимся барабанам с заветными билетиками. Крутили их чёрт знает кто, а вытаскивали билетики пионеры с красными галстуками, про которых уже распевали в городе: “Пионеры юные, / Головы чугунные, / Сами оловянные, / Черти окаянные!..”» (Вульфович, 1999, 46–47).
О вт. пол. 1920-х – 1930-х гг.: «Во времена, когда пионеры считались элитой и вслед марширующим отрядам громыхали бочки с бесплатным квасом, решено было создать столицу детской империи. Выбор пал на “Артек”… В “Артек”… хлынули пионерские активисты. Костры, песни, речевки, нескончаемая политучеба… Железная дисциплина, ощущение своей избранности, постоянная бодрость духа, презрение к слабым, массовость во всем» (Северин, 1990, 55). Пионерская организация в 1970-е гг.
О перв. пол. 1970-х гг.: «Орг-ционной основой Всесоюзной пионер. орг-ции является пионерская дружина, которая объединяет всех пионеров школы и делится на отряды. Пионерский отряд создаётся в третьем классе и существует до восьмого класса, когда начинается индивидуальный приём в ряды Всесоюзного Ленинского Коммунист. Союза Молодёжи (ВЛКСМ). Пионер. отряд объединяет всех пионеров одного класса и делится на пионер. звенья. Высший орган пионер. самоуправления – пионер. сбор, то есть собрание пионеров дружины или отряда. На сборе пионеры составляют планы, подводят итоги работы, обсуждают самые важные пионерские дела. Для повседневного руква работой дружины избирается… совет дружины во главе с председателем совета дружины. Отрядные текущие дела решает совет отряда во главе с председателем совета отряда. Работой звеньев руководят звеньевые. Члены совета дружины, члены всех советов отрядов, звеньевые и члены редколлегии стенгазеты составляют пионер. актив… Приём в пионеры обычно проходит в торж. обстановке в Доме (Дворце) пионеров, в музее или в школе… Пионер. орг-ция помогает учителям в борьбе за хорошую успеваемость, воспитывает у пионеров добросовестное отношение к учению и труду… Пионер. отряды являются колл. вожатыми октябрят, готовят их к вступлению в пионеры. …Во многих школах создаются клубы интернац. дружбы… Важное место в деят-сти пионер. орг-ции занимает спорт. К числу масс. спорт. мероприятий относятся соревнования юных хоккеистов и футболистов на призы дет. клубов “Золотая шайба” и “Кожаный мяч”, лыжные гонки на приз газеты “Пионерская правда”, легкоатлетич. четырёхборье “Дружба“. Большую популярность завоевала среди пионеров военно-спорт. игра “Зарница”… Вся эта работа проводится как в школах, так и в разл. внешк. учреждениях… Жизнь пионер. орг-ции связана с… пионер. символами и ритуалами. Красное знамя дружины – символ верности делу революции, Коммунист. партии, Советской Родине… Торжественно под звуки пионер. барабана и горна строятся пионеры на пионер. линейку, лучшим пионерам предоставляется право зажечь огонь пионер. костра. В знак принадлежности к Всесоюз. пионер. орг-ции пионеры носят красный пионер. галстук и пионер. значок. На сборы отряда или дружины пионеры приходят в пионер. форме . Важным пионер. ритуалом является пионер. салют… Всесоюз. пионер. орг-ция имеет свою пионер. печать: выходит газета “Пионерская правда”, журналы “Пионер”, “Костёр” и другие. Ежедневно звучит в эфире “Пионерская зорька“… Всесоюз. пионер. орг-ция имени В.И. Ленина объединяет в своих рядах более 25 млн школьников. Имена лучших из лучших пионеров страны заносятся в Книгу почёта пионер. орг-ции...» (Денисова, 1978, 75–78). Пионерская организация в 1980-е гг. 10 июня 1986 г. Бюро ЦК ВЛКСМ утвердило новый текст Положения о Всесоюзной пионер. орг-ции имени В.И. Ленина. Положение «чётко зафиксировало функции, кот. выполняет орг-ция пионеров…: включать советских детей и подростков в практику коммунист. стр-ва; готовить резерв ВЛКСМ; содействовать всестороннему развитию личности, формируя акт. гражданскую позицию… Изменились, согласно новому Положению, возрастные рамки пребывания в пионер. орг-ции: школьники могут быть приняты в пионеры с 9 лет, но только в последнем классе нач. школы, и состоять в пионер. орг-ции до 14 лет». Из Положения 1986 года: «Всесоюзная пионерская орг-ция имени Владимира Ильича Ленина – массовая самодеятельная коммунист. орг-ция детей и подростков Советского Союза… По поручению КПСС Всесоюзной пионер. орг-цией имени В.И. Ленина руководит Всесоюз. Ленинский Коммунист. Союз Молодежи… Цель пионерской орг-ции – воспитывать юных борцов за дело Коммунист. партии Советского Союза. Она выражена в девизе Всесоюз. пионер. орг-ции имени В.И. Ленина. На призыв: “Пионер, к борьбе за дело Коммунист. партии Советского Союза будь готов!” – следует ответ: “Всегда готов!” Пионер. орг-ция воспитывает юных ленинцев в духе коммунист. идейности и преданности Советской Родине... Порядок приема в пионер. орг-цию. В пионер. орг-цию принимаются школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Прием осуществляется индивидуально, открытым голосованием на сборе пионер. отряда или дружины (если она не делится на отряды), действующих в общеобразоват. школе и школе-интернате. Вступивший в пионер. оргцию на пионер. линейке дает Торже. обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручает ему красный пионер. галстук и пионер. значок…» (Пирогов, 1987; 58, 61, 62, 155, 157). В 1987 г. на ХХ съезде ВЛКСМ говорилось о необхсти «перестроить жизнь пионер. орг-ций на демокр. началах, развить подлинную самодеят-сть, возвратить в них игру, романтику, выдумку и фантазию» (Басов, 1987, 19–24).
О Челябинске в 1980-е гг.: «Дружина наша носила имя Ю.А. Гагарина. Каждый отряд тоже носил имя какогонибудь пионера-героя или комсомольца. Наш отряд был имени А.П. Гайдара. Но имя присваивалось отряду не сразу. Сначала отряд боролся за присвоение имени, принимая акт. участие в жизни школы, тимуровской работе и т.д. и только потом на торж. сборе пионер. дружины по решению всех пионеров отряда присваивалось имя. У каждого пионер. отряда был свой пионер. флажок, когда был пионер. сбор, этот флажок держал направляющий в отряде. Пионер. сбор начинался с вноса под горн и барабаны дружинного знамени. Знаменная группа состояла из трех человек: знаменосец и два ассистента. Они, как солдаты, маршировали в ногу. Сборы проводили председатели Совета дружины. Сборы у нас были всегда демократичны. В решении каких-либо вопросов участвовали все, любой мог высказать свою точку зрения, своё предложение. Когда организовали какие-н. интересные дела и выходили с этими вопросами на администрацию, а это был директор, последнее слово было за ним, то не всегда получали поддержку» (452) В 1990 г. на Х слете пионеров Всесоюзная пионер. орг-ция была преобразована в Союз пионерских орг-ций – Федерацию детских союзов. Деят-сть пионер. орг-ции имела массовый централизованный хар-р, сопровождалась общесоюз. кампаниями, смотрами, военизированными играми «Зарница», «Орлёнок», «Марши пионерских отрядов» («Моя Родина – СССР»), в немалой степени была пронизана формализмом и декларативностью. Вместе с тем в пионер. орг-ции был накоплен опыт внешк. работы с детьми (деят-сть дворцов и домов пионеров, пионер. лагерей).
О 1990-х гг.: «Попытки рыночных идеологов создать в России в противовес пионер. орг-ции движение скаутов по образцу Запада успехом не увенчались. Как идеология этого движения, так и его орг-ция и даже стиль и атрибуты оказались несовместимыми с культурными традициями (это – особая тема)» (Кара-Мурза, 2004). См. также: Пионерская дружина, Пионерский отряд, Пионерский галстук, Пионерский значок, Законы пионеров Советского Союза, Дворцы (дома) пионеров, «Пионерская правда», «Пионерская зорька», Торжественное обещание пионера.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
299.93 кб

Пионерская организация Бурятии в послевоенные годы

Балакирев Алексей Николаевич
В статье рассматривается деятельность крупнейшей в мире детской общественной организации в Бурятии в один из сложнейших периодов отечественной истории.
Читать PDF
1.20 мб

Невыученные уроки детского движения: к 95-летию основания пионерской организации

Титова Елена Владимировна
детское общественное движение в России вступает в новый период своего развития, связанный с учреждением общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Читать PDF
362.53 кб

Патриотическое воспитание в скаутской и пионерской организациях: сравнительно-исторический анализ

Федосов Антон Борисович
Как осуществлялось патриотическое воспитание подрастающих поколений в пионерских и скаутских организациях в прошлом и на современном этапе? На эти и другие вопросы отвечает автор в данной публикации.
Читать PDF
10.33 мб

У истоков пионерской организации на Урале (к истории советской системы воспитания в 1920-30е гг. )

Яшина Марина Анатольевна, Худобородов Александр Леонидович
В статье рассматривается становление и развитие пионерской организации. Предшественниками были скауты. В статье выявлены как положительные, так и негативные черты системы воспитание детей в СССР в 1920-е и 1930-е годы.
Читать PDF
491.01 кб

Основные этапы детского движения в Бурятии (к 90-летию создания республиканской пионерской организац

Балакирев Алексей Николаевич
В статье, посвященной 90-летнему юбилею создания пионерской организации в Бурятии, рассмотрены основные этапы становления и развития детского движения в республике в XX начале XXI в.