ПИЕТИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - благочестие)
направление в протестантизме, тесно связанное с просвещением и рационализмом. П. стремился к обновлению религиозного чувства, подчеркивая значение практического переустройства жизни, личного нравственного самоусовершенствования. П. получил распространение в среде немецкого бюргерства в середине 17 в. Пиетисты значительное внимание уделяли вопросам воспитания, полагая, что большинство социальных зол проистекало от неправильного отношения к детям в семье и школе, от плохой постановки обучения. Педагогика П. строилась на двух осн. положениях: в воспитании и обучении должны сочетаться слово и дело; отягченные первородным грехом, дети аморальны от рождения, и школа должна их исправлять и готовить к правильному жизненному поведению путем установления строгой дисциплины и управления детским самосознанием. Положительной чертой в педагогической деятельности пиетистов было стремление соотнести обучение с практикой и нуждами повседневной жизни, хотя вся жизнь пиетистских школ была пронизана духом крайнего аскетизма. Крупнейший педагог П. - А.Г. Франке, открывший в конце 17 в. в Галле ряд воспитательно-образовательных учреждений ("учреждения Франке"), в которых реализовывались идеи П. С деятельностью пиетистов связано создание первых реальных школ в Германии: в 1708 в Галле К. Землером и в 1747 в Берлине И. Геккером. Последняя получила широкую известность. Она состояла из обычной народной школы, игравшей роль подготовительного класса реальной школы, и педагогиума, готовившего к поступлению в вуз. По образу школы Геккера работали мн. немецкие школы. Пиетисты, по существу, впервые в Германии начали систематическую подготовку учителей; создали значительное число благотворительных учебно-воспитательных учреждений для детей беднейших слоев населения. Идеи П. нашли отклик среди представителей подобных религиозных течений в Великобритании, США, Франции (пуритане, квакеры).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПИЕТИЗМ
от лат. pietas — благочестие), направление в протестантизме, тесно связанное с Просвещением и рационализмом. Возник как реакция на формализм и догматич. окостенение протестантского (лютеранского) богословия. П. стремился к обновлению религ. чувства, подчеркивая значение практич. переустройства жизни, личного нравств. самоусовершенствования. П. получил распространение в среде нем. бюргерства после Тридцатилетней войны 1618—48.
Пиетисты Значит. внимание уделяли вопросам воспитания, полагая, что большинство социальных зол проистекало от неправильного отношения к детям в семье и школе, от плохой постановки обучения. Педагогика П. строилась на двух осн. положениях: в воспитании и обучении должны сочетаться слово и дело; отягченные первородным грехом дети аморальны от рождения, и школа должна их исправлять и готовить к правильному жизненному поведению путем установления строгой дисциплины и управления дет. самосознанием. Положит. чертой в пед. деятельности пиетистов было стремление соотнести обучение с практикой и нуждами повседневной жизни, хотя вся жизнь пиетистских школ пронизана духом крайнего аскетизма.
Крупнейший педагог П. -А. Г. Франке, открывший в кон. 17 в. в Галле ряд воспитат.-образоват. учреждений («учреждения Франке»), в к-рых он реализовывал воспитат. идеалы П. Содержание обучения в пиетистских школах существенно отличалось от общепринятого усиленным вниманием к предметам реального цикла и ярко выраженной практич. направленностью (ознакомление с разл. ремеслами и видами трудовой деятельности, наглядное обучение в духе Я. А. Коменского). В 17 в. педагоги-пиетисты оказали определенное позитивное влияние на развитие шк. дела в Германии, широко использовав активные методы обучения. С деятельностью пиетистов связано создание первых реальных школ в стране: в 1708 в Галле К. Землером и в 1747 в Берлине И. Гекке-ром (1707—68). Последняя получила широкую известность. Она состояла из обычной нар. школы, игравшей роль подготовит, класса реальной школы (давала повышенное образование) и педагогиума, готовившего к поступлению в ун-т. По образцу школы Геккера работали мн. школы в разл. нем. городах. Пиетисты, по существу впервые в Германии, начали систематич. подготовку учителей. Они создали Значит. число благотворит. уч.-воспитат. учреждений для детей беднейших слоев населения. Пед. идеи пиетистов нашли отклик среди представителей подобных религ. течений в Англии, США, Франции (пуритане, квакеры). Демокр. социальные идеи П. долгое время оставались заметным фактором духовной жизни нем. общества кон. 18 — нач. 19 вв. (И. В. Гете, Н. Г. Гердер, Ф. Шлейермахер и др.).
Лит.: Нечаев П., Пиетизм и его ист. значение, М., 1873; Раумер К., История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени, ч. 2, СПБ, 1878; Ritschi A., Geschiebe des Pietismus, Bd 1—3, Bonn, 1880 — «6.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины:

  • ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - благочестие)

    направление в протестантизме, тесно связанное с просвещением и рационализмом. П. стремился к обновлению религиозного чувства, подчеркивая значение практического переустройства жизни, личного нр