ПЕТЯЕВ Иван Матвеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕТЯЕВ Иван Матвеевич (1861-1930)
педагог-методист начального обучения, организатор народного образования в Поволжье. С 1880 преподавал в начальных народных училищах Симбирской губернии и Симбирска. В 1897 переехал в Казань; с 1901 преподавал в Казанской татарской учительской школе. В 1909 за сочувствие революционному движению учащихся был выслан в Ардатов, где в течение 14 лет исполнял обязанности инспектора начальных народных училищ. Содействовал открытию школ для мордовских детей, а также женской гимназии с педагогическим классом. В 1918 создал Ардатовскую политехническую семинарию, преобразованную позднее в педагогический техникум (до 1924 его заведующий). В ряде статей выступил с анализом тенденций в методике преподавания начального курса арифметики, обобщил многолетний опыт обучения русскому языку нерусских учащихся. Разрабатывал систему подготовки педагогов в учительских семинариях и школах.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕТЯЕВ Иван Матвеевич
25.8(6.9). 1861, дер. Болтаевка Карсунского у. Симбирской губ., ныне в Ульяновской обл., — 17.12.1930, Пермь], педагог, методист, нач. обучения, организатор нар. образования в Поволжье. По окончании Порец-кой учительской семинарии (1880) работал в нач. нар. уч-щах Симбирской губ. и Симбирска. На летних пед. курсах и съездах учителей Поволжья организовал обмен опытом учителей из отдаленных сел, поиск оптимальных методов и приемов преподавания отдельных, в т. ч. наиб. трудных, разделов программы. Читал лекции по методике преподавания рус. яз. и арифметики.
В 1897 П. переехал в Казань, сдал экстерном соответствующий экзамен и был назначен учителем-методистом в образцовое училище при Казанском учительском ин-те. С 1901 работал учителем рус. яз., лит-ры и методистом в Казанской тат. учительской школе.
В 1909 за сочувствие рев. движению учащихся был выслан в Ардатов, где в течение 14 лет исполнял обязанности инспектора нач. нар. уч-щ. Содействовал открытию школ для морд, детей, а также жен. гимназии с пед. классом (в Ардато-ве). В 1918 создал Ардатовскую поли-техн. семинарию, преобразованную позднее в пед. техникум (до 1924 его заведующий).
В издававшемся в Поволжье журн. «Городской и сельский учитель» (1898-1899), а также в метод. трудах «О ведении уроков арифметики в нач. нар. училищах» (1899), «Метод. указания по преподаванию рус. языка в русских инородческих нар. уч-щах» (1914) проанализировал тенденции в методике преподавания нач. курса арифметики, обобщил многолетний опыт обучения рус. яз. нерусских учащихся. Подчеркивал строгую зависимость метода преподавания от содержания уч. предмета, значение нач. образования определял прежде всего степенью развития мышления детей. Выступал за организацию обучения, при к-рой ученик стремился бы к приобретению знаний собств. усилиями.
П. в дидактике как последователь А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Н. А. Вышнеградского отстаивал идею уважения к личности ребенка, принцип приро-досообразности воспитания и обучения, самодеятельности учащихся как источника духовного развития. Настаивал на широком развитии учительских семинарий. Разрабатывал систему подготовки педагогов в учительских семинариях и школах. Считал, что учащимся должны быть созданы такие условия, при к-рых воспитанники — будущие учителя — могли пройти курс обучения, не отрываясь от земли и не оставляя наиб. распространенных в данной местности занятий. В число обязат. предметов обучения в семинарии, кроме общеобразоват. и профильных, включал и такие, как пение, огородничество, садоводство, пчеловодство. В 20-х гг. разрабатывал практич. вопросы ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
Соч.: О школьных телесных наказаниях, «Городской и сельский учитель», [Каз.], 1894, № 3; Значение методич. обучения и зависимость его от свойств учителя, там же, 1897, № 4; Отделение школы от церкви как очередной вопрос. в демократической России, Ардатов, 1917.
Е. Г. Осовский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия