ПессимизмПЕСТЕЛЬ Вера Ефремовна

ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ

Найдено 4 определения термина ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих

1746 — 1827) — известный швейц. педагог-демократ, к-рый первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом. Основные работы: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности», «Лебединая песня» и др. Задачей воспитания считал развитие способностей человека в соответствии с законами природы. Разработал теорию так называемого элементарного образования, по к-рой обучение начинается с простых элементов и восходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число — счет, форма — измерение, слово — речь. П. одним из первых попытался соединить обучение с производительным трудом. Центром всего воспитания в системе П. является формирование нравственности человека на основе деятельной любви к людям и естественной религии. П. считал, что час рождения ребенка есть первый час его обучения, поэтому каждая мать должна быть вооружена правильной методикой воспитания. Для этого педагогике необходимо разработать в помощь матерям простую и ясную систему воспитания ребенка, что П. сделал в ряде своих работ. П. разработал методику начального обучения письму, измерению, арифметике, географии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) ИОГАНН ГЕНРИХ (1746-1827)

швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. В 50- 60-х гг. 18 в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нойхофе" (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы "Лингард и Гертруда" (1781-87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801) и др. Осн. роль в осуществлении своих социальных замыслов П. отводил воспитанию. Стремясь облегчить участь крестьянских детей, лишенных элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития, П. считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет избавиться от нужды. По П., воспитание должно быть природосообразным (см.Принципы воспитания) и начинаться с младенческих лет. Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, П. подчеркивал важность связи и тесного взаимодействия умственных, нравственных и физических способностей ребенка в обучении, которое обеспечивает гармоничное развитие человека. Идею П. о развивающем обучении К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци" (Собр. соч., т. 3, 1948, ). Критикуя школу за вербализм и зубрежку, притуплявшие духовные силы детей, П. стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с "естественным путем познания" у ребенка. Исходным моментом этого пути П. считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира и поэтому придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. П. значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность ее использования в целях развития формирования мышления. П. расширил и содержание начального обучения, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. П. стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы и любая мать-крестьянка. Исходным моментом физического развития П. считал способность ребенка к движению. На основе "естественной домашней гимнастики" П. предлагал строить систему школьной "элементарной гимнастики". Трудовое обучение П. рассматривал как неотъемлемую органическую часть своего метода. Он высказал идею о создании "азбуки умений", усвоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми навыками. П. критиковал современную ему профессиональную подготовку молодежи, сводившуюся к овладению "односторонними рутинными умениями", и выдвинул идею "элементарного образования для индустрии", которое рассматривалось им как "средство гуманизации промышленности". Значительную роль П. отводил нравственному воспитанию, истоки которого видел в семье. Общественные воспитательные учреждения П. предлагал строить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним. Сформулированные П. идеи педагогического активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 Законодательным собранием Французской республики П. было присвоено звание "гражданин Французской республики".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Иоганн Генрих Песталоцци

1746-1827) швейцарский педагог, чье мировоззрение складывалось под влиянием идей французского просвещения и произведений Ж. -Ж. Руссо. Горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И. Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал. О результатах своей работы в Нейгофе Песталоцци пишет: «Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе». В «Учреждении для бедных» (Нейгоф) Песталоцци давал сиротам и беспризорным детям начальное образование и навыки ремесла. Труд, по его мнению, развивает физические силы, ум, нравственность. По существу, опыт «Учреждения для бедных» - это попытка соединить обучение с производительным трудом. Песталоцци формулирует принцип самоценности личности, отрицающий возможность приносить личность в жертву даже во имя всеобщего блага. Любовь к детям со стороны воспитателя - важнейшее средство воспитания. Дети друг с другом и с воспитателем объединяются совместной жизнью и деятельностью в дружную семью. Воспитательное воздействие личности педагога имеет первостепенное значение. Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо использовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача педагога - содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию собственной активной деятельности детей. Основа саморазвития во взаимодействии знаний и умений. Принцип природосообразности в формулировке Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка по свойственной им природе стремятся к саморазвитию, педагог должен посредством воспитания развивать заложенные в ребенке духовные и физические силы. Воспитание будет результативным, если будет направлено на развитие природных задатков, внутренних сил. А природа ребенка достигнет совершенства при поддержке воспитания. Обучение, по мнению Песталоцци, должно быть развивающим. Учебный предмет - средство развития способностей (в противоположность приобретению знаний). Всестороннему развитию ребенка соответствует развитие силы знания (умственное воспитание), силы умения (физическое воспитание), силы души (нравственное воспитание). Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний м развивает умственные способности. Усвоение знаний не должно быть оторвано от умения их применять. Необходимость максимального упрощения приемов начального обучения реализовалась в теории элементарного обучения. «Метод» Песталоцци заключается в такой организации обучения, при которой дети продвигаются от простейших элементов знания к более сложным, от беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Основа обучения - наглядность. Обучение опирается на специально организованный собственной опыт наблюдений ребенка за предметами окружающей действительности. Простейшие, исходные для изучения элементы: форма, число, слово. Обучение состояло в последовательном выполнении упражнений по наблюдению за предметами, определению их признаков, формы, меры, словесных обозначений. И. Г. Песталоцци - педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих

12.1.1746, Цюрих, — 17.2.1827, Бруи), швейц. педагог, один из основоположников дидактики, нач. обучения. Родился в семье врача. Окончил два курса коллегиума Каролинум. В 50—60-х гг. 18 в. принимал активное участие в движении швейц. интеллигенции. Возглавлял «Учреждение для бедных в Ной-хофе» (1774—80), приют для сирот в Станце (1798—99), ин-ты в Бургдорфе (1800—04) и Ивердоне (1805—25). Автор многочисл. пед. трудов, из к-рых главными являются получившие мировую известность «романы» «Лингард и Гертруда» (1781—87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), а также «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799) и трактат «Лебединая песня» (1826).

В мировоззрении П. идеи франц. просветителей, гл. обр. Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями нем. философов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др.

С юных лет П. проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных элементарных условий для полноценного физич., умственного и нравств. развития. Осн. роль в осуществлении своих социальных замыслов П. отводил воспитанию. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физич. и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды. Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естеств. ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет («Час рождения ребенка является первым часом его обучения»), развивать присущие человеческой природе духовные и физич. силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последоват. упражнений вначале в семье, затем в школе в определенной системе и последовательности.

Указывая на различия в становлении умств., физич. и нравств. способностей ребенка, П. подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, к-рое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармонич. развитие человека.

Идею П. о развивающем обучении К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци» (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 95). Осн. целью обучения П. считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познават. способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Он разработал систему упражнений, расположенных в определенной последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности; однако задаче развития учащихся П. в нек-рой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения — вооружение учащихся знаниями (см. Развивающее обучение). Критикуя совр. ему школу за вербализм и зубрежку, притуплявшие духовные силы детей, П. стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с «естеств. путем познания» у ребенка. Исходным моментом этого пути П. считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Поэтому П. придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличит, признаки и соотношения между ними. П. значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность ее использования в интересах формирования логич. мышления. Для облегчения и упорядочения наблюдений ребенка П. выделил простейшие элементы, к-рые являются общими для всех предметов и потому должны служить исходным моментом для всякого обучения: число, форма и слово (простейший элемент числа — единица, формы — прямая линия, слова — звук).

В требованиях П. к постановке обучения родному языку раскрывалось его социальное и пед. значение. П. считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм, при одновременном обогащении и углублении представлений ребенка об окружающем мире.

П. расширил и содержание нач. образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику.

Обучение счету П. предлагал начинать не с заучивания арифм. правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел.

Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению (геометрии), рисованию и письму. Ему принадлежит мысль о введении в нач. школе элементов геометрии. П. стремился настолько упростить методику нач. обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель нач. школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета. Предложенный им путь обучения содержит большие дидактич. возможности, но попытка П. придать ему универсальный характер неправомерна. В обучении может иметь место и обратный путь: от целого к его элементам.

Исходным элементом физич. развития П. считал способность ребенка к движению. Начало физич. воспитания, по мнению П., закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребенка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены им в основу «естеств. домашней гимнастики», на основе к-рой П. предлагал строить систему шк. «элементарной гимнастики». Элементарное трудовое обучение П. рассматривал как неотъемлемую, органич. часть своего метода. Он высказал мысль о создании «азбуки умений», усвоение к-рой помогло бы ребенку развить свои физич. силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками.

П. критиковал совр. ему проф. подготовку молодежи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии», чтобы помочь молодежи овладеть осн. приемами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась «спец. гимнастика, готовящая к индустрии», к-рая должна строиться на базе шк. «элементарной гимнастики». «Образование для индустрии» рассматривалось им как «средство гуманизации пром-сти». В произведениях П. содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодежью «внутр. сущностью пром. произ-ва» и теми «внеш. приемами, к-рые необходимы для успешного участия в ней». Высказывания эти отражают широкое применение в практике ручного труда. Но они, несомненно, представляют собой движение в сторону идеи трудовой школы.

Нравств. элементарное образование, полагал П., в большей мере, чем др. стороны образования, обладает возможностью содействовать общей цели воспитания. Осн. задачи этого образования: развитие у детей высоких моральных чувств, выработка у них путем непосредств. участия в добрых и полезных делах соответствующих нравств. навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравств. сознания, убеждений. Инстинктивно возникшая любовь младенца к матери в дальнейшем ребенком осознается и переносится сначала на отца, сестер, братьев, затем на учителя и все человечество. Обществ. воспитат. учреждения П. стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним. Сформулированные П. идеи пед. активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 Законо-дат. собранием Франц. республики П. было присвоено звание «гражданин Франц. республики».

Соч.: Samtliche Briefe, hrsg. von Pestaloz-zianum und von der Zentralbibliothek in Zurich, Bd 1—13, Z., 1946—71; Samtliche Werke, hrsg. von A. Buchenau, E. Spranger, H. Stettbacher, E. Dejung, Bd 1—25, B. — Lpz. — Z., 1927—79; в рус. пер. — Избр. пед. произв., под ред. М. Ф. Шабаевой. [Подготовка текста, вводная статья и примечания В. А. Ротенберг], т. 1—3, М., 1961—652; Избр. пед. соч., под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина, т. 1—2, М., 1981.

Лит.: Пинкевич А. П., Медынский E. H., И. Г. Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на рус. педагогику, М., 1927; Пинкевич А. П., И. Г. Песталоцци, М., 1933; Ротенберг В. А., Пед. деятельность И. Г. Песталоцци, СП, 1952, № 3; К л а-р и и В. М., Теория элементарного образования, «Магистр», 1993, № 2.

В. А. Ротенберг, В. М. Кларин.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ — 0

Найдено научныех статей по теме ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ — 0

Найдено книг по теме ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ — 0

Найдено презентаций по теме ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ — 0

Найдено рефератов по теме ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ — 0