Пессимизм

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕССИМИЗМ
(лат. pessimum наихудшее) мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее, склонность во всем видеть только плохое.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ПЕССИМИЗМ
(от лат. pessimus – наихудший) – система представлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее, прогресс; психическое состояние разочарованности в настоящем, неверие в будущее, в свои силы для достижения жизненно важных целей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПЕССИМИЗМ
от лат pessimus — наихудший) — система представлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее, прогресс; состояние разочарованности в настоящем, неверия в будущее, в свои силы для достижения жизненно важных целей. В процессе воспитания целесообразно преодолевать П. воспитанников, формируя у них оптимистическое отношение к жизни.

Источник: Педагогический словарь

ПЕССИМИЗМ
от лат. pessimus—наихудший, самое плохое)—мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; склонность во всем видеть только плохое; в противоположность оптимизму рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает его безнадежно плохим, а человеческое существование до конца бессмысленным.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Пессимизм
лат. – наихудший) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как безрадостный взгляд человека на мир, на свою жизнь, на людей. Это мировоззренческая позиция проявляется в характере через мрачность, уныние, подозрительность, недоверие, видение преимущественно зла. Пессимисты считают этот мир только лежащим во зле, жизнь воспринимают как цепь страданий и бедствий. Существует так называемый педагогический пессимизм, когда педагог любым детским ошибкам и проступкам приписывает злой умысел и дурные мотивы, а свою деятельность оценивает как неблагодарную и бесполезную. Педагог с такой чертой характера не доверяет детям, подозревает их в злых намерениях, часто из-за этого ссорится с ними.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПЕССИМИЗМ
от лат. pessimus — наихудший), мироощущение или умонастроение, в основе к-рых лежат убеждение в господстве зла в мире и человеке, неверие в установление справедливости, в возможность решения конкретных проблем. Противоположен оптимизму. Впервые П. назвал свое учение А. Шопенгауэр, объявивший существующий мир «наихудшим из возможных», поскольку в нем царят страдания и несчастья. С позиций П. история рассматривается как неуклонный регресс, человек воспринимается как существо от природы злое, порочное или слабое и не способное в принципе устранить свои недостатки. Пессимистич. видение настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, к-рое кажется привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в то время как трудности, проблемы настоящего вызывают чувство постоянной озабоченности или страдания, а неопределенность будущего вселяет в человека сомнения и тревогу. П. может выродиться в цинизм, стать нравств.-психол. основой отклоняющегося поведения.
П. получает распространение в кризисные периоды. П. сам углубляет кризис, а люди, испытывающие чувство П., обречены на социальную пассивность.
П., как правило, не свойствен детям. Проявления пессимистич. настроения б. ч. связаны с проблемами т. н. критич. периодов в возрастном развитии и проходят по мере взросления. В ряде случаев стойкое пессимистич. отношение к миру у детей свидетельствует об отклонениях в психич. и нравств. здоровье и требует консультаций с педагогами, психологами и врачами. В. Ш. Сабиров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimus - наихудший)
мироощущение или умонастроение, в основе которых лежат убеждения в господстве зла в мире и в человеке, неверие в установление справедливости и возможности разрешения конкретных проблем. Противоположен оптимизму. Впервые П. назвал свое учение А. Шопенгауэр, объявивший существующий мир "наихудшим из возможных", поскольку в нем царят страдания и несчастья. С позиций П. история рассматривается как неуклонный регресс, человек воспринимается как существо от природы злое, порочное или слабое, не способное в принципе устранить свои недостатки. Пессимистическое видение настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, которое кажется привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в то время как трудности и проблемы настоящего вызывают чувства постоянной озабоченности или страдания, а неопределенность будущего вселяет в человека сомнения и тревогу. П. может выродиться в цинизм, стать нравственно-психологической основой отклоняющегося поведения. П. получает наибольшее распространение в кризисные периоды развития общества. Пессимистические настроения, как правило, не свойственны детям. Они наблюдаются в т.н. критические периоды в возрастном развитии и проходят по мере взросления. В ряде случаев стойкое пессимистическое отношение к миру свидетельствует о нарушениях в физическом и нравственном здоровье и требует консультации с врачами, психологами и педагогами. Совершенно недопустим педагогический П. Учитель, мрачно воспринимающий действительность и сомневающийся в успехе своего воспитательного воздействия на личность ребенка, может нанести значительный урон воспитанию.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Похожие термины:

  • ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimus - наихудший)

    мироощущение или умонастроение, в основе которых лежат убеждения в господстве зла в мире и в человеке, неверие в установление справедливости и возможности разрешения конкретных проблем. Противоп