ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. Социализация детей в П.о. была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда. На ранних стадиях развития П.о. дети считались принадлежавшими всему роду. В период кормления грудью (до 3-4 лет, что соответствовало интервалу рождения детей у женщины) ребенок находился на попечении матери. Специальных воспитателей еще не было, но при небольшом числе детей в общине рядом всегда находился кто-нибудь из взрослых. Дети пользовались большой свободой, наказания почти не применялись. Детей обучали элементарным приемам труда и знакомили со всеми сторонами общественной деятельности. По достижении брачного возраста (13-14 лет у мальчиков и 12-13 - у девочек) подростки переходили в категорию взрослых. Важной задачей была защита детей от вредоносных внешних сил, в этих целях применялись амулеты, обряды и ритуалы, а также система табу (запретов). Табу касались и тайных для женщин и детей ритуалов мужчин. С ростом дифференциации труда, усложнением социальной структуры и повышением рождаемости начала складываться система воспитания. В общностях охотников, земледельцев стали выделяться несколько возрастных этапов. В младенческом возрасте обучением обычно занималась мать. Важным обрядом считалось наречение человека, обычно ребенку давали имя деда - т.о. предок как бы возрождался в потомках. В период детства (от 3 до 7 лет) воспитанием начинали заниматься и другие родственники. В материнских родовых общинах значительную роль играл брат матери (т.н. авункулат - воспитание у дяди по материнской линии, обычай сохранялся до формирования классового общества). Более широко стали применяться наказания. Уделялось внимание и личностным качествам - воспитанию лидерских черт характера, агрессивности, необходимой для воинов, и т.п. В отроческом возрасте воспитание уже разделялось по половому признаку. Девочки помогали женщинам и присматривали за детьми. Мальчики также привлекались к труду. Особое значение имели игры, имитирующие войну, труд, семейные отношения, а также ритуалы и обряды. Осн. знания передавались от поколения к поколению через фольклор (сказки, предания, мифы и пр.). Физическая зрелость означала окончание детства. К 12-14 годам девочки уже были готовы для семейной жизни. Переход во взрослое состояние сопровождался обрядами посвящения - инициациями. Наставники знакомили инициируемых с общепринятыми правилами, обрядами, мифами и пр. Обучение заканчивалось ритуальными испытаниями. Инициации могли длиться от нескольких дней до мн. месяцев. Постепенно воспитание все более дифференцировалось. Большую роль стали играть мужчины-воспитатели. Существовали специальные мужские дома или дома холостяков, где мальчики воспитывались с 6-8 лет. Система возрастных классов представляла собой иерархию из нескольких ступеней, продвигаясь по которым подросток участвовал в усложняющейся общественной жизни. С другой стороны, все большую роль играла патриархальная семья, где гл. воспитателем выступал отец. С дальнейшим разделением труда выделилась и система специального обучения. Возникли круги, монополизировавшие то или иное занятие и воспитывавшие себе смену (касты жрецов, земледельцев, скотоводов и пр.). Специализированное обучение предшествовало возникновению школы в Древнем мире.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
архаичная форма обществ. догосударственного устройства, характеризуемая общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. П. о. как целое является предметом реконструкции, основанной прежде всего на изучении его архаичных явлений, сохранивших традиц. социальную систему. Социализация детей была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.
На ранних стадиях развития П. о. (ран-непервобытная община, элементы к-рой сохранялись у бушменов, ведда Цейлона, аэта Филиппин и нек-рых др.) дети считались принадлежавшими всему роду (общине). При низком уровне произ-ва и необеспеченности продовольствием детям раннепервобытной общины грозила гибель от руки родителей (напр., у бушменов); практика умерщвления новорожденных сохранялась в П. о. у народов, живших в неблагоприятных природных условиях. В период кормления грудью (до 3—4 лет, что соответствовало интервалу рождения детей у женщины) ребенок был на попечении матери, его учили ходить и говорить. С момента, когда ребенок начинал сидеть, его приучали к жесткой пище (различий в детской и взрослой пище почти не делалось, хотя лучшее доставалось детям). За детьми специально никто не присматривал, при небольшом их числе в общине рядом обязательно находился кто-нибудь из взрослых. Дети пользовались большой свободой, их почти не наказывали, предоставляя на собств. опыте убедиться в правоте взрослых, учили выносливости и спокойствию, приверженности общине. Цель воспитания состояла в привлечении детей к доступным формам труда. В процессе общения со взрослыми, когда каждый член коллектива участвовал в воспитании ребенка, дети знакомились со всеми сторонами производств. и обществ. деятельности. У бушменов любимая забава детей — ловля насекомых и мелких животных, к-рых они преследовали, вооружившись маленькими луками. Осн. обязанность детей — находить воду. По достижении брачного возраста (13-14 лет у мальчиков, 9-12 — у девочек) подростки переходили в категорию взрослых.
В П. о. важной задачей воспитания, не отделенной от передачи социальных навыков, была, с одной стороны, магич. защита детей от действия вредоносных сил (амулетами и предохранит, обрядами окружались уже невеста и роженица, затем — ребенок), с другой — система табу (запретов). наиб. распространенными и строгими были табу, касавшиеся тайных для женщин и детей ритуалов взрослых мужчин В некрых обществах мальчикам запрещалось общаться с женщинами из группы их потенциальных «тещ», имитировать в играх жен. труд. Табу вводили ребенка в систему социальных обычаев общины, системы родства.
С ростом дифференциации труда, усложнением обществ.структуры, изменением демографич. ситуации (повышение рождаемости) произошли изменения в процессе воспитания В обществах высших охотников и собирателей, ранних земледельцев (позднепервобытная община у наиб. развитых племен австралийцев, папуасов, нек-рых индейцев Амазонки и др) выделяется неск этапов в процессе воспитания В младенчестве, совпадающем с периодом грудного кормления, как и в материнско-родовых, так и в отцовско-родовых обществах, обучение вела в основном мать Она носила младенца с собой и вместе с др. членами общины обучала его нормам поведения и этикета, однако нянчить и кормить ребенка грудью могли и др. женщины (сестры матери, жены отца у австралийцев) Важным обрядом было наречение человека, проводимое в разном возрасте (как правило, от рождения до 3—4 лет) Обычно ребенок получал имя деда Считалось, что таким образом предок возрождается в потомстве, а ребенок становится настоящим членом рода.
В период детства, с 3—4 до 6—7 лет, воспитанием ребенка начинали заниматься и др. родственники, причем в материнско-родовых обществах особую роль играл брат матери (т. н. авункулат — воспитание у дяди с материнской стороны — обычай, сохранявшийся вплоть до эпохи формирования классового общества) Детям предоставлялась большая свобода, но существовали наказания как физические, так и нравственные (высмеивание, публичное презрение, запугивание духами предков и т п) Детей учили разряжать плохое настроение на вещах, а не на людях За хорошее поведение вознаграждали редко В детях стремились развить честолюбие, задиристость и др. качества, к-рые должны были помочь в борьбе за лидерство в первобытном коллективе Там, где часто велись войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности; детей привлекали к участию в набегах (обычай охоты за головами, бытовавший у папуасов и др), к убийству пленных
Период отрочества начинался с противопоставления мальчиков и девочек, их обособления в играх, хоз. занятиях, в обучении половому поведению.
Девочки с 6 лет помогали матерям в домашних и хоз. работах, присматривали за младшими детьми В скотоводч обществах (у нек-рых народов Тропич Африки, папуасов и др) мальчики привлекались к труду с 5—7 лет, в целом они были свободны от труда дольше, чем девочки, лишь по желанию участвуя в общих ра ботах
Особое значение в воспитании имели игры, имитирующие охоту, войну, труд, семейные отношения (игры в жениха и невесту), обряды, известны «абстрагирующие игры» — сложение композиций из листьев у папуасов и т и Помимо игрушек — имитаций орудий — имелись спец. детские — волчок, глиняные куклы, погремушки (из раковин у индейцев Амазонки) и др. Игры подчинялись половозрастному делению; игровая группа для мальчиков была гл. институтом обучения нормам социального поведения, навыкам коллективизма, став взрослыми, они поддерживали тесные контакты. Девочки, как правило, не создавали таких групп.
Наставления, рекомендации и положит. знания передавались младшему поколению при посредстве фольклора — преданий, сказок, пословиц, песен, дидактич. рассказов и мифов Уже у нек-рых австрал племен существовал спец. дет фольклор — песни о животных, иногда танцы и т п
Окончание детства совпадало с наступлением физич. зрелости К 12—14 годам девочки были подготовлены к семейной жизни Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения — инициациями, особой сложности достигавшими у мальчиков (австралийцы, папуасы и др) Инициируемые изолировались в спец. лагерях (у нек-рых народов — в «домах юношей» или муж домах), где наставники из взрослых родственников, действовавшие от лица духов предков, знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине, с сакральными ритуалами и мифами, тайны к-рых они обязаны были хранить от женщин и детей Обучение сопровождалось ритуализов-ми испытаниями, служившими знаком причастности к классу взрослых (обрезание, татуировка и т п) и символизировавшими смерть (выход из дет состояния) и возрождение во взрослом. Инициации завершались общим праздником — возвращением посвященных в коллектив Обряды инициации длились в разных обществах от неск дней до мн месяцев, объединяя подростков разного возраста
В более развитых обществах эпохи разложения П. о. (первобытная соседская община у народов Океании, Юго-Вост Азии, Тропич Африки) воспитание детей становилось все более дифференцированным Большую роль стали играть муж дома или дома холостяков, в к-рых с 6—8-летнего возраста и до вступления в брак мальчики под присмотром наставников обучались трудовым навыкам и обрядам Инициации предшествовали вступлению в тайные муж союзы (культовые opг-ции, имевшие иерархич структуру, по ступеням к-рой должен был продвигаться посвящаемый, распространены в Меланезии и Зап Африке) или переходу из одного возрастного класса в другой Система возрастных классов, особенно развитая у народов Вост Африки, также представляла собой иерархию из неск ступеней, продвигаясь по к-рым взрослеющий подросток расширял свои права на участие в обществ.жизни — от заботы о мелком рогатом скоте и помощи матерям, пастьбы крупного рогатого скота до участия в плем собраниях и воен походах взрослых У ньякьюса (Танзания) существовали целые деревни подростков (с 11 лет), жившие относительно самостоят. жизнью. С ростом социальной дифференциации возрастные классы стали соотноситься с социальной иерархией; подростки, входившие в группу, где воспитывался сын вождя, впоследствии формировали основу его дружины С др. стороны, наряду с общеплем традициями, в воспитании все большую роль играет патриархальная семья, где судьбой распоряжается отец
С дальнейшим разделением труда и выделением ремесел и др. занятий особую роль приобретает спец. обучение Так, специалисты по ритуалу — шаманы, жрецы и т и — готовили себе смену, взимая плату за обучение Иногда из групп, монополизировавших то или иное занятие, возникало кастовое деление: таковы касты земледельцев и скотоводов в Тропич Африке, касты брахманов (жрецов), воинов и общинников в Юж Азии Специализиров обучение «священному писанию» и воен иск-ву представителей возникающей духовной и светской аристократии предшествовало возникновению школ и педагогики в древнем мире
Лит КалиновскаяК П, Возрастные группы народов Воет Африки, M, 1976, БерндтР М, БерндтК X, Мир первых австралийцев пер с англ. M, 1981, Этнография детства Традиц.формы воспитания детей и подростков у народов Воет и Юго-Вост Азии M 1983, Этнография детства Традиц.формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Юж Азии, M, 1983, Кон И С, Ребенок и общество, M, 1988, M и д M, Культура и мир Избр произв, M 1988, Этнография детства Традиц.методы воспитания детей у народов Австралии Океании и Индонезии M 1992, M e a d M Corning of age in Samoa, № Y, 1961, e e ж e, Growing up in New Guinea A comparative study of primitive education, № Y, [1975], Schwartzman H B, Transformations The anthropology of child-ren s play, № V — L, 1978, H a n s e n J F, Sociocultural perspectives on human learnmg An mtroduction to educational anthropology, Engle-wood Chffs 1979 Г А Комарова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
163.94 кб

Морфология первобытного общества

Тумурова Анна Тимофеевна
Историческое значение родовой общины заключается в том, что она, по определению Ф.Энгельса, первая и готовая форма человеческого общества.
Читать PDF
396.90 кб

Формы социального насилия первобытного общества

Иванова Ольга Сергеевна
В статье анализируются возникшие в первобытность формы социального насилия и их влияние на формирование первобытного общества.
Читать PDF
1.32 мб

ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВАХ

И. Н. Атясов
В статье рассматривается поэтапно история возникновения, развития и общая характеристика первобытного общества.
Читать PDF
371.56 кб

Жестокость: от первобытного общества к современности

Чернова Г. Р.
Читать PDF
12.28 мб

СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПЛОД КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Гроздилов С.В.
В статье показывается, что идея справедливости является плодом социальной коммуникации людей в процессе их общественно-трудовой практики.
Читать PDF
1.71 мб

Древние виды искусства в контексте воспроизведения первобытно-общественного сознания

Некрасов Руслан Валерьевич
Исследуются два комплекса археологических материалов: уральские писаницы и деревянная резная скульптура, свидетельствующие о несомненной, устойчивой промысловой направленности произведений древнего искусства.
Читать PDF
171.42 кб

Сакральная «Теневая власть» как инструмент легитимации власти в первобытных обществах

Конопкин Алексей Михайлович
Статья посвящена исследованию мистического аспекта политической власти, который связан со жрецами, шаманами и псевдонаучными практиками.