ПЕРОВСКИЙ Евгений Иосифович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРОВСКИЙ Евгений Иосифович (1890/1891-1968)
педагог, д-р педагогических наук (1962), профессор (1963). Педагогическую деятельность начал в 1910. С 1944 в системе АПН. Разрабатывал проблемы трудовой школы и политехнического образования. Подготовил "Настольный календарь" учителя на 1941 - своеобразную энциклопедию педагогических знаний. Занимался проблемами дидактики и школоведения. В монографии "Методическое построение и язык учебника для средней школы" (1955) сформулировал дидактические требования к учебникам для средней школы. Комплексно исследовал проблему проверки знаний учащихся; результаты исследований обобщил в работах "Экзамены в советской школе" (1948), "Проверка знаний учащихся в средней школе" (1960).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕРОВСКИЙ Евгений Иосифович
29.12.1890(10.1.1891), Москва, — 12.11.1968, там же], педагог, д-р пед. наук (1962), проф. (1963). В 1918 окончил словесно-ист. отделение Моск. учительского ин-та, одновременно слушал лекции в нар. ун-те Шанявского. Пед. деятельность начал в 1910 в Прокоповской земской школе (Моск. губ.); в 1921—23 зав. Сызранским пед. техникумом, в 1924—29 вел преподават. работу в Тверской, Саратовской областях. С 1929 в Москве; работал в Госиздате (методист. по уч. лит-ре). В 1929 по рекомендации С. Т. Шацкого был назначен членом ГУСа Нарком-проса РСФСР. Затем работал в науч.-пед. учреждениях Москвы и Саратовской обл. С 1944 в системе АПН: в 1944—49 и 1955—67 в НИИ теории и истории педагогики, в 1949—55 в НИИ методов обучения; в 1945—47 ученый секр. комиссии по подготовке пед. энциклопедии.
В 20-х гг. П. исследовал проблемы трудовой школы, политехн. образования («Сов. политехн. трудовая школа»; «Навыки в комплексе», 1928). Разрабатывал вопросы использования краеведч. материала в обучении: «Наш край», 1927 (составитель); «На Волге», 1929 (соавтор и ред.). Подготовил «Настольный календарь учителя на 1941 год» (1941) — своеобразную энциклопедию пед. знаний.
В 40—60-х гг. осн. внимание П. уделял проблемам дидактики и школоведения. Для П. характерны осмысление материала на широкой ист.-пед. основе, умелое использование формально-логич. метода, эмпирич. исследований. В работах по дидактике придерживался целостного рассмотрения пед. процесса; включил в состав инструментария пед. исследования теоретич. методы, уточнил понятийно-терминологич. аппарат дидактики.
При анализе процесса обучения П. отстаивал приоритет объективного закона, науч. факта перед идеологич. установкой. Рассматривая принципы обучения, подчеркивал, что сов. дидактич. мысль в этом вопросе не продвинулась сколько-нибудь заметно после Я. А. Коменского и И. Гербарта. Считал, что принципы обучения должны выводиться из закономерностей пед. процесса, а не дедуцироваться, исходя из целей и задач сов. школы. В противном случае они представляют собой лозунги, призывы, директивные установки.
В монографии «Метод. построение и язык учебника для ср. школы» (1955) П. посвятил спец. раздел понятию «учебник», сформулировал дидактич. требования к учебникам для ср. школы. Он подчеркивал, что в учебнике необходимо ясно обозначить цель и значение работы учащихся. Вводная статья дает первое представление о предмете науки, показывает ее практич. значение, заинтересовывает ею школьника. П. считал, что авторами уч. книги должны быть не только крупные ученые, но и учителя-практики, глубоко владеющие знаниями по педагогике и возрастной психологии.
В науч.-пед. деятельности П. центр. проблемой была проверка знаний учащихся. Отвергая термин «учет» знаний, ориентирующий на количеств, оценку труда учащихся, отдавал предпочтение термину «проверка», подчеркивающему качеств, характеристику знаний, умений и навыков. В изучении проблемы первым этапом стало опытно-эксперим. исследование продуктивных способов и методов проведения экзаменов («Экзамены в сов. школе», 1948). След, этап был связан с системой и функциями текущей проверки знаний, в т. ч. впервые им разработанной, практической (выполнение учащимися действий с материалами и веществами). П. обосновал место, функции, специфику, систему проверки знаний как необходимой части процесса обучения, раскрыл ее осн. закономерности, принципы (объективность, регулярность), формы (индивидуальная, фронтальная).
Соч.: Организация работы директора школы, М. -Л., 1948; Руководство уч.-воспитат. работой в школе, M.; Проверка знаний учащихся в ср. школе, М., 1960.
М. Н. Скаткин, М. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия