ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Возрастная периодизация
выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; с небольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество – от момента рождения до 1 года; преддошкольный – от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; подростковый возраст – от 10 до 15; юношеский возраст – от 15 до 21 года; зрелый возраст – от 21 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий возраст – от 75 до 90 лет; долгожители – свыше 90 лет.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ
членение возрастного развития на периоды, этапы, рассмотрение процесса, разворачивающегося во времени.
Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно которой онтогенез повторяет филогенез); на основе одного из признаков развития в онтогенезе (появление волос, зубов, половое созревание или пребывание в различных типах учебных заведений – детский сад, школа, вуз и т.д.); на основе комплекса признаков онтогенетического развития (системного описания человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности; сочетание социальной ситуации, ведущей деятельности, психических новообразований).
Виды периодизации зависят от концепции и понимания источников и движущих вил развития в онтогенезе. Возможны П.в. общего психического развития (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин), периодизации личности (Л.И.Божо­вич), периодизации профессионального развития (Е.А.Климов), речевого развития (А.К.Маркова) и др.
Современная П.в. исходит из положений:
- возрастное членение развития не совпадает с течением времени, год развития в одном возрасте не совпадает с годом развития в другом возрасте;
- периодизация развития требует учета разнородных детерминант социального и биологического развития, причем роль одного и того же признака в разные периоды различна;
- разные системы человека (например, его биологический и социальный уровень) имеют особый, присущий им характер и темп становления, который, изменяется на разных этапах, развиваются неравномерно и гетерохронно (разновременно), что обуславливает внутреннюю противоречивость развития и источник критических периодов развития;
- построение П.в. в онтогенезе связано с течением исторического времени, ускорение или замедление которого влияют на течение отдельной человеческой жизни и др.
Для акмеологии важно построение полной периодизации профессионального развития, выявляющей временную последовательность, неравномерность, гетерохронность – по форме, направленности и темпам, скорости развития разных психологических подсистем, значимых для профессионального развития (профессиональная мотивация, виды профессиональной деятельности, профессиональные способности, профессионально важные качества личности и др.).

Источник: Акмеологический словарь

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
последовательный перечень возрастных периодов жизни человека. Весь жизненный цикл человека условно подразделяется на три этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Этап созревания характеризуется достижением половой зрелости, готовности к осуществлению социальных функций, трудовой деятельности.
В основу возрастной периодизации на этапе созревания положен принцип учета особенностей роста и развития:
неравномерность роста и развития;
неодновременность роста и развития отдельных органов и физиологических систем; обусловленность роста и развития полом;
биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
обусловленность процессов роста и развития как генетическими, так и средовыми факторами;
акцелерация.
Неравномерность темпа роста и развития является общей закономерностью. Наряду с этим проявляются и индивидуальные особенности, выражающиеся в ряде случаев в замедлении темпа развития («отстающие» дети) или в ускорении темпа развития («опережающие» дети). У этих детей биологический возраст не соответствует календарному, работоспособность их снижена, показатели заболеваемости хуже, чаще встречаются функциональные отклонения от нормы.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем объясняется функциональной необходимостью. Так, в первые годы жизни ребенка значительно увеличивается масса головного мозга; уже к 7 годам размеры поверхности большинства корковых областей составляют 80–90% от таковых у взрослого человека, и в дальнейшем увеличение идет очень медленно; интенсивное развитие мозга до 7 лет обеспечивает активное формирование условно-рефлекторной и другой деятельности. В отличие от этого интенсивное развитие половых органов и формирование детородной функции относится к другому возрастному периоду – после 11–12 лет и т.д. В период интенсивного развития системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию различных факторов внешней среды, особенно – неблагоприятных. Неодновременность роста и развития отдельных органов и физиологических систем обусловливает неодновременное формирование функциональных систем и их биологической надежности.
Между тем, именно уровнем созревания функциональных систем определяется способностьорганизма детей и подростков к разным видам деятельности и его устойчивость к факторам окружающей среды. Следовательно, функциональная готовность к отдельным видам учебной, трудовой, спортивной деятельности формируется неодновременно.
Половые различия проявляются на фоне общих закономерностей роста и развития. Особенности роста и развития мальчиков и девочек учитываются при нормировании для них разного рода нагрузок (учебных, физических и др.).
Влияние генетических и средовых факторов происходит в сложном взаимодействии. Например, тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, характер ЭЭГ детерминированы генетическими факторами, а развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), частота пульса, частота и глубина дыхания, реакция на физическую нагрузку находятся в зависимости от факторов внешней среды и поэтому в большей мере поддаются целенаправленному педагогическому воздействию.
Акцелерация (см. Акселерация).
В связи с выше изложенным на этапе созревания человека предложены две схемы возрастной периодизации: биологическая и социальная.
Согласно биологичесной схеме в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) выделено семь периодов созревания.
1. Период новорожденности – 1–10 дней.
2. Грудной возраст – 10 дней – 1 год.
3. Раннее детство – 1–3 года.
4. Первое детство – 4–7 лет.
5. Второе детство:
– мальчики – 8–12 лет.
– девочки – 8–11 лет.
6. Подростковый возраст:
– мальчики – 13–16 лет.
– девочки – 12–15 лет.
7. Юношеский возраст:
– юноши 17–21 год.
– девушки – 16–20 лет.
Согласно социальной схеме выделено четыре периода, отражающих сложившийся опыт учебно-воспитательной работы в детских и подростковых учреждениях.
1. Преддошкольный возраст – до 3 лет.
2. Дошкольный возраст – 3–7 (6) лет.
3. Школьный возраст:
– младший – 7 (6)–10 лет
– средний – 11–14 лет.
4. Подростковый возраст (старший школьный) – 15–18 лет.Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет подростковый возраст, к которому относятся дети с 15, а не с 12–13 лет, как в биологической схеме. Это связано с тем, что нижняя граница – 15 лет – это возраст, с которого разрешается систематическая трудовая деятельность и профессиональное обучение; на возраст 15–18 лет распространяются, согласно действующему законодательству, трудовые льготы.
Лит.: Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка // Гигиена детей и подростков. – М., 1986; Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
688.23 кб

Хронобиология. Возрастная периодизация

Гуров Валерий Александрович
Обосновывается цикличность гормональной перестройки физиологических процессов в организме человека на всем протяжении его жизни. Аргументируется вероятная численность таких циклов.
Читать PDF
112.82 кб

Проблема возрастной периодизации в социологии детства

Бесчасная Альбина Ахметовна
Дети и детство в качестве объектов исследования рассматриваются многими научными дисциплинами. Этим объясняется неоднозначность определения возрастного периода детства.
Читать PDF
603.84 кб

Возрастная периодизация карьерного пути предпринимателей

Прохорова Мария Вячеславовна, Белоконь Ольга Леонидовна
В ходе анализа карьерного пути тридцати выдающихся предпринимателей определены возрастные периоды, в течение которых с наибольшей вероятностью достигаются успехи или происходят кризисы в бизнесе, а также выявлены стабильные ситуац
Читать PDF
231.90 кб

К проблеме построения объясняющей возрастной периодизации

Худоян С. С.
Читать PDF
13.52 мб

Жизненные ценности и смыслы возрастной периодизации человека

Ермаков С.А., Кашина О.П.
В статье авторы обращаются к осмыслению определяющих жизненных ценностей и смыслов в основных периодах жизни человека. Показывается значимость данного анализа для всестороннего осмысления и интерпретации жизненного пути человека.
Читать PDF
113.88 кб

Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси

Филиппова Галина Григорьевна, Василенко Елена Владимировна
В современном мире проблемы, связанные с развитием и воспитанием детей, отношением к детям и родительству приобретают все большее значение.
Читать PDF
644.67 кб

О критериях возрастной периодизации (материалы к философии возраста)

Лишаев Сергей Александрович
The problem of age periodization is regarded in the perspective of hermeneutic phenomenology.
Читать PDF
1.12 мб

Особенности возрастной периодизации детской целевой аудитории телепрограмм

Тымко Анастасия Юрьевна, Черкашина Светлана Анатольевна
Сформулированы причины недостаточного уровня развития детских телепрограмм для детей. Рассмотрены основные периодизации детского возраста, ограничения материалов в информационной продукции для детей разного возраста.
Читать PDF
837.24 кб

Кризисы развития: по результатам контент-анализа шестидесяти возрастных периодизаций

Краснова Оксана Викторовна, Краснов Андрей Андреевич
Возрастные периодизации могут служить теоретическим содержательным материалом, связывающим объяснительные концепции с эмпирикой как отражение накопленного поколениями ученых опыта наблюдений и осмысления процессов развития личност
Читать PDF
420.14 кб

Маркетинговый подход к возрастной периодизации при взаимодействии с пожилыми потребителями

Асташова Юлия Владимировна, Каточков Виктор Михайлович
В статье представлен ретроспективный анализ подходов к возрастной периодизации жизни человека в гуманитарных науках, в результате которого показано, что, несмотря на интерес исследователей различных научных направлений, на сегодня
Читать PDF
18.89 мб

Биоимпедансометрия как метод оценки состояния здоровья детей разной возрастной периодизации и физиче

Сивых Е.А., Лобанов Ю.Ф.
Читать PDF
142.91 кб

Возрастная периодизация трудовых ресурсов молодежи как фактор развития трудового потенциала (на прим

Шайкин Д.Н.