ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Педагогика высшей школы
область профессиональной педагогики, изучающей систему и процессы обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
изучает особенности обучения и воспитания студента на этапе вузовской подготовки. В определенной степени П. в. ш. является частью педагогики профессионального образования.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования. Важнейший раздел П.в.ш. - дидактика, предметом исследования которой являются сущность уровня высшего профессионального образования в многообразии его проявления (многоуровневость высшего образования, формирование направлений и специальностей), отличие от других уровней профессионального образования и проблемы преемственности с ними, роль и место высшего образования в системе подготовки кадров и в системе непрерывного образования. Дидактика высшей школы изучает цели и задачи высшего образования, проблемы их формирования с учетом содержания высшего профессионального образования, тенденции его развития, процесс разработки содержания профессиональной подготовки на основе государственного образовательного стандарта (см.Стандарты образовательные). В дидактике исследуются проблемы реализации содержания образования в учебном процессе с учетом возрастных особенностей и закономерностей учебно-познавательной деятельности; дидактические принципы; образовательные технологии; вопросы самообразования студентов как средства повышения эффективности учебной деятельности; организация контроля знаний и умений, уровня готовности студентов к профессиональной деятельности. Другой важный раздел П.в.ш. - теория воспитания и развития личности студента. Актуальной проблемой П.в.ш. является формирование личности студента вуза в условиях его самостоятельной учебно-познавательной деятельности, осуществляемой в процессе его взаимодействия с преподавателями. Целостный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов направлен на формирование у студенчества взглядов и убеждений, ценностно-мотивационных установок на избранную профессию, развитие творческого отношения к труду и творческих способностей; он обеспечивается через привлечение студентов к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, повышение уровня самостоятельности в овладении знаниями и умениями, проектирование собственной образовательной траектории. П.в.ш. исследует возможности и пути воспитательного воздействия на развитие студенческой молодежи как в учебно-познавательной, так и внеучебной деятельности, в частности, путем создания гуманитарной среды в высшей школе. П.в.ш. исследует также проблемы управления системой высшего образования в той его части, которая непосредственно связана с вопросами образования и обучения, как, например, прогнозирование развития содержания образования в высшей школе; качество подготовленности специалистов с высшим образованием, его соответствия современным требованиям потребителей; научно-методическое обеспечение учебного процесса; разработка и создание системы дидактических средств. См. также Высшие учебные заведения, История образования в России, Стандарты образовательные

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе.
Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий — лекций, диспутов и т. п. — обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики, начиная с Квин-тилиана. Опыт преподавания закреплялся также в уставах высших уч. заведений. С 19 в. в Германии, Великобритании и др. странах стали появляться спец. труды по академич. (университетской) педагогике.
В России становление П. в. ш. связано с деятельностью М. В. Ломоносова, Н. И. Лобачевского, Н. И. Пирогова, традициями уч. практики Московского, Казанского и Петербургского ун-тов, а также Профессорского ин-та при Дерпт-ском ун-те. Значит. внимание проблемам преподавания в высшей школе уделяли ученые Н. А. Умов, М. В. Остроградский, Д. И. Менделеев и др., а также писатели и обществ. деятели Л. Н. Толстой, Д. И. Писарев и др. В 1907 опубликован труд проф. Л. И. Петражицкого «Университет и наука», считающийся первой рус. книгой по П. в. ш.
После Окт революции развитию II в III способствовали ученые, создатели крупных науч. школ, а также педагоги А II Пинкевич, E H Медынский и др
С сер 60-х гг. II в III стала разрабатываться комплексно, охватив не только специфику образования студенч. молодежи, но и вопросы взаимодействия уч и науч. работы в высш. школе, организации и управления высш. уч заведениями II в III стала шире использовать достижения общей педагогики и психологии, в т.ч. наследие В А Сухомлинского, Л С Выготского, Б Г Ананьева Появились обобщающие работы по II в III И Я Конфедсратова, С И Зиновьева, С M Василейского, а также коллективные
Предметом II в III является образовательный процесс в высшей школе В рамках II в III разрабатываются теория уч. -познават. деятельности (иногда наз дидактикой высшей школы), психология учения и развития активной мыслит деятельности, теория инфор-мац компонентов уч процесса, общая методика уч и науч. работы, науч. организация и управление уч процессом, теория и методика развития техн средств обучения, история высш. образования и II в ш
Теория уч-познават. и науч. деятельности студентов призвана объяснить, предвидеть и установить рациональные пед.действия в процессе подготовки специалистов Содержание обучения и квалификация специалистов определяется исходя из прогнозируемого развития науки и техники В этом разделе изучаются проблемы внедрения в уч процесс методов обучения, повышающих его качество, выявления и развития индивидуальных склонностей и творческой направленности студентов и др
Теория обучения в высш. школе объясняет дидактич. явления через принципы обучения Вследствие единства в высшей школе обучения и науч. исследования в II в III как принципы дидактики выступают и нек-рые общенауч. положения науч. организация мыслительной деятельности, формализация, единство непрерывного и дискретного и т. д. Осн. значение таких общенауч. принципов в II в III проявляется в обосновании выбора средств, форм и методов обучения и науч. исследования
Теория обучения в высш. школе раскрывает качеств изменения в уч процессе, в к-рых сочетаются объективное и субъективное, определенное и неопределенное. Уч. процесс представляет собой сочетание множества взаимосвязанных дидактич, психол, социальных явлений. Как общие, так и частные предметные комплексы таких сочетаний не могут оцениваться только дидактич. закономерностями. Необходимо их дополнение положениями социологии, науковедения, теории систем и т. д. Лишь с учетом этих обстоятельств в П.В.Ш. выделяется неск. законов единства уч. и обучающей деятельности, единства обучения и развития личности, преемственности знаний и мыслительного развития и нек-рые др. С этими законами связаны специфич. правила и условия обучения Психол. подход к учению — необходимое условие установления такой связи.
Раздел Психология учения и развития активной мыслительной деятельности студентов разрабатывает прикладные задачи психологии в уч. –воспитат. процессе в вузе. Наиб. существенные среди них психол. обоснование рациональных путей приобретения знаний, навыков, умений, организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности через активизацию восприятия, понимания, суждения, воображения, через определение значимости содержания и проверку выполнения поставленных уч задач, психол. обоснование путей совершенствования методов преподавания.
Эти задачи распространяются как на уч и науч. работу, так и на формирование личности и проф. подготовку студентов. Для П.В.Ш. особенно важным выступает психол. анализ актов пед.воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут или не достигнут успех.
Важную роль психол. аспекты П.В.Ш. играют в условиях применения активных методов обучения с использованием техн средств обучения, а также при освоении совр. науч. теорий, основанных на принципах формализации, знаковых систем, спец. языков науки и т. д. Опираясь на данные психологии, преподаватели высш. школы могут управлять познават. деятельностью студентов путем организации интересов, формирования мотивов, установок учения. Интерес и мотивы для уч процесса являются основой, на к-рой возникают, развиваются и закрепляются знания, навыки и практич.опыт студентов.
Уч. процесс в высш. школе — это сложная система движения информац. потоков, динамика к-рых характеризует у ч процесс как по форме, так и по содержанию. Эти аспекты анализирует теория основных информационных компонентов уч процесса, она рассматривает средства, формы, методы подготовки специалистов при использовании разл. видов уч и науч. деятельности студентов.
В разделе Методика уч и науч. работы студентов рассматривается система знаний, навыков и умений науч. и прикладного проф. значения. Осн. задача раздела — установление связи содержания изучаемых дисциплин с методами и средствами их изучения и науч. анализа, в т.ч. с методами самостоят. науч. работы. Благодаря анализу содержат материала в этом аспекте П.В.Ш. формулирует осн. методич. направления уч. -познават. деятельности пропедевтики, формирования науч. системы предметных знаний, средств, методов и правил практич.уч действий, а также эвристич, проблемных и модельных методов решения уч и науч. задач.
Раздел науч. организация уч процесса рассматривает вопросы управления уч и науч. деятельностью студентов Осн. задача такого управления состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения достигать активного и глубокого понимания существа изучаемого вопроса, т с понимания, создающего определенную базу для освоения новой уч. информации. Управление обучением направлено на рационализацию уч и обучающего труда, повышение эффективности и надежности обучения П.В.Ш. определяет, т о, дидактич. стратегию — общую организацию уч. процесса и метод тактику (порядок, пути и средства ведения каждого конкретного акта обучения).
С этими компонентами связана разработка «операционности» пед.воздействий на студенч. аудиторию и т и рефлексивное управление ею, т с осуществление уч процесса с учетом оценки психологии восприятия уч. информации.
Теория и методика развития техн средств обучения анализируют роль и значение ТСО, психолого-пед.аспекты рационального использования их в качестве инструмента активной познават. деятельности.
В исследовании своей проблематики П.В.Ш. использует широкий круг обще-пед.и общенауч. методов.
П в III играет существ роль при определении содержания высшего образования, получающего отражение в гос. стандартах высш. образования, в уч планах и программах, а также в формировании содержат модели подготовки специалиста. Разработка содержания образования и моделирование будущей деятельности выпускника высш. школы требуют тщательного анализа преемственных связей общеобразоват.школы, вуза и последипломного повышения квалификации. Существ моментом в этой связи предстает поиск П.В.Ш. возможных путей индивидуализации обучения, дифференциации подготовки разл. категорий студентов в рамках единого образоват.процесса. Актуальной задачей является также исследование заруб. опыта высш. школы.
П в III призвана обеспечивать реализацию в уч процессе вузов осн. принципов высш. образования фундаментальность, специализацию, непрерывность обучения, высокий общенауч. и культурный уровень студентов, их сознат гражд. позицию.
С учетом процессов развития высш. школы перспективны исследования проблем системной организации уч процесса, оптимизации информац. обеспечения, концептуально-проблемной деятельности, углубления связи уч и науч. работы, интеграции межпредметных и меж-науч. связей и др.
В Рос. Федерации исследования по П.В.Ш. ведутся в НИИ высшего образования, на специализиров и общепед.кафедрах ун-тов и отраслевых ин-тов, а также в системе повышения квалификации преподавателей высш. школы (первый обществ.ун-т пед.мастерства для них был организован в 1968 при МЭИ, под руководством И Я Конфедератова).
С И Архангельский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
123.86 кб

Центр педагогики высшей школы

Фоменко C.
Читать PDF
200.54 кб

Иррадиация в педагогике высшей школы

Городинский И. В.
Читать PDF
263.24 кб

О методологии педагогики высшей школы

Гейжан Наталия Фёдоровна, Никитина Светлана Сергеевна
В статье рассматриваются разноаспектные вопросы методологии, определяющей фундаментальные основы развития образования и научно-исследовательской практики в высшей школе.
Читать PDF
277.68 кб

Педагогика как тормоз развития высшей школы

Атанов Г. А.
В статье показано, что дидактика, наука об обучении, в бывшем СССР практически была уничтожена.
Читать PDF
249.65 кб

Информационные технологии в педагогике высшей школы

Кузенков Антон Николаевич
В данной статье рассматривается вопрос использования информационных технологий в педагогике высшей школы.
Читать PDF
3.45 мб

Художественный музей в пространстве педагогики высшей школы

Беломоева О. Г.
Читать PDF
802.23 кб

Педагогика высшей школы в системе подготовки молодых ученых

Ишкова Людмила Викторовна, Волошина Марина Сергеевна
Рассмотрен вопрос о подготовке аспирантов – выпускников непедагогических вузов к преподавательской работе.
Читать PDF
30.44 мб

О персонодидактике как направлении в педагогике высшей школы

Тахохов Борис Александрович
Цель: раскрыть особенности персонодидактики как актуального направления в педагогике современной высшей школы, предусматривающего организацию образовательного процесса, во главу угла которого поставлено обучение на основе разработ
Читать PDF
75.61 кб

Метод проектов в педагогике высшей школы: история и перспективы

Соловьев Игорь Владимирович, Степанян Ирина Кимовна
В статье дается ретроспективный анализ проблемно-ориентированного проектно организованного метода обучения как одной из форм контекстного обучения с точки зрения перспектив его применимости в высшей школе.
Читать PDF
89.33 кб

Опыт подготовки магистров по специальности «Педагогика высшей школы»

Кайдалова Л. Г., Щокина Н. Б.
Интеграция Украины в европейское образовательное пространство требует новых подходов к подготовке преподавателей высших учебных заведений.
Читать PDF
834.24 кб

Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы

Чеснокова Галина Сергеевна, Чесноков Вячеслав Алексеевич
В статье рассмотрено понятие «субъект». Даны характеристики субъектности. Раскрыто соотношение категории «субъект» с другими научными категориями.
Читать PDF
389.84 кб

«Запланированная ошибка» - как один из приёмов в педагогике высшей школы

Левченко Людмила Анатольевна, Хмелевская Ирина Григорьевна
В данной статье нами рассмотрен один из новых и интересных педагогических приёмов «запланированная ошибка».
Читать PDF
287.93 кб

Межнаучная интеграция в педагогике высшей школы: состояние и перспективы

Хроменков П.А.
Читать PDF
695.10 кб

Личностно-ориентированная педагогика высшей школы. Цели, задачи и проблемы

Гура В. В., Василовский В. В.
Читать PDF
95.45 кб

Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета

Крулехт Мария Вадимовна
Рассматривается проблема повышения качества гуманитарного образования. Представлен анализ современных концепций, позволяющих определить цель и задачи современного гуманитарного образования.