ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Взаимодействие педагогическое
преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной деятельности участников образовательного процесса, их координацию.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Взаимодействие педагогическое
личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Взаимодействие педагогическое
случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанников, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношения и установок [34, с. 33].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга,порождающее взаимную связь, межличностные отношения. Педагогические взаимодействия преднамеренные контакты педагога с ребенком(длительные или временные), следствием которых являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Могут носить кооперативный (личностно-развивающий) или конкурентный (личностно-тормозящий) характер.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Педагогическое взаимодействие
сущностная характеристика педагогического процесса – преднамеренный контакт педагога и учащихся, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие воспитанником, собственную активность воспитанника; подразумевает активность двух важнейших участников педагогического процесса – педагога и воспитанника, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В. п. может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельностии путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников. Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом. В. п. воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Взаимодействие педагогическое
личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В гуманистически ориентированном педагогическом процессе оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры, совершаются раскрытие и трансляция индивидуального «Я» каждого из участников. На практике в системе «учитель — ученик» принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов общения встречается не часто. В. п. может быть эффективным в том случае, если педагог, учитывая психические особенности детей, организует общение так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, побуждало к принятию социально ценностной позиции, демонстрируемой педагогом, и давало каждому субъекту возможность в полной мере реализовать любую позицию.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1) предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности; 2) это межличностное взаимодействие в педагогическом процессе. Оно включает внутреннюю (педагогическое отношение) и внешнюю (собственно педагогическое общение) подструктуры. При этом под педагогическим отношением (взаимоотношением) понимается личностно значимое перцептивное, эмоциональное и когнитивное отражение людьми друг друга, которое представляет их внутреннее состояние. Общение же – те наблюдаемые процессы, то поведение, в котором данное состояние (отношение) актуализируется, т.е. это поведение, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются межличностные (педагогические) отношения (взаимоотношения). Единицей общения выступает поступок, т.е. действие, осуществляемое вербальными или невербальными средствами.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Понятие «педагогическое взаимодействие» получило педагогическое осмысление в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятель ностью, целями обучения и воспитания. Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности: познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (происходящий между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, педагогическое взаимодействие способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(англ. сlassroom interaction). Вид учебного взаимодействия, типы вербальных и невербальных контактов, в которые в процессе обучения вступает учитель с учащимися, а также учащиеся с учителем и между собой. П. в. представляет собой совместное выполнение учебных действий учащимися (индивидуально, в парах, группами и т. д.) и обучающих действий учителем. Успех учения и обучения зависит от того, насколько действия учителя отвечают интересам и потребностям учащихся, мотивируют его деятельность и стимулируют выполнение соответствующих учебных действий. Несоответствие целей и обучающих действий учителя потребностям учащихся приводит к непониманию и конфликтам, является барьером для успешного овладения языком. Модель П. в. обычно включает следующие циклы: инициативное действие учителя – ответная реакция учащегося – оценочное действие учителя. Большую роль в процессе П. в. играет поведение учащегося. При l .том выделяются респонсивный и инициативный тип поведения. Задача учителя состоит в том, чтобы направлять взаимодействие учащихся в классе на выработку совместного решения, при этом учащиеся с разными типами поведения вынуждены будут прислушиваться к чужому мнению или отстаивать свое. Важную роль в организации взаимодействия на уроке играет умение учителя ориентироваться в личности учащегося в условиях конкретной деятельности при конкретной цели взаимодействия. Успех П. в. определяется рядом факторов, основным из которых является речь учителя на уроке, ее качественные и количественные характеристики, а также умение учителя варьировать свою речь в зависимости от целей обучения и уровня владения языком учащимися. Большую роль в процессе взаимодействия на уроке играет умение учителя исправлять ошибки и устанавливать обратную связь с аудиторией. См. педагогическое общение, речь учителя.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. П.в. - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление понятие "П.в." получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. П.в. - сложнейший процесс, состоящий из мн. компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. П.в. обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. П.в. присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В основе П.в. лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр. П.в. может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. П.в. предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие (см.Авторитарное воспитание), опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых П.в. связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять П.в. П.в., совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога. См. также Образовательные технологии, Авторитарное воспитание, Социальное воспитание

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
, процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе уч. -воспитат. работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие — категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В пед.науке П.в. выступает и как одно из ключевых понятий и как науч. принцип Пед.осмысление П.в. получило в работах В И Загвязин-ского, Л А Левшина, X И Лийметса, H Чакырова (Болгария) и др.
П в выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности в познании, игре, труде, общении, его влияние проникает в «ядро» личностных отношений участников, оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В. А. Сухомлинского, «воспитуемым» П.в. — сложнейший процесс, состоящий из мн компонентов, самые крупные из к-рых — дидактическое, воспитательное и социально-пед.взаимодействия.
В П.в. — в условиях разл. видов жизнедеятельности детей на конкретных этапах их возрастного развития — выявляются закономерности воспитат. процесса на индивидуальном и др. уровнях П.в. обусловлено и опосредовано уч. -воспитат. деятельностью, целями обучения и воспитания.
В основе П.в. лежит сотрудничество, к-рое является началом социальной жизни людей. Взаимозависимая деятельность людей социальна по своей сути. При традиц.обществ.отношениях взаимодействие, сотрудничество взрослых и детей осуществляется в естеств. условиях труда, т с дети участвуют в нем непосредственно. В совр. обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значит. степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые Поэтому П.в. нуждается в спец. организации.
П в играет важнейшую роль в человеческом общении, в т.ч. в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т. п.
П в может исследоваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-пси-хол (в коллективе) и как интегральный (объединяющий разл. воспитат. воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в П.в. связано с моральными трудностями, т к в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться своим возрастным или проф. преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию. Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т к в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт, в ней очень нечетка грань, за к-рой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью У детей наступает ответная реакция — ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное. Опытные, талантливые педагоги обладают особым пед.чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в П.в. Технол. приемам П.в. следует учиться П.в. совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников Результат П.в. соответствует цели воспитания — развитию личности.
Лит Жбанкова И И, Проблема взаимодействия, Мн, 1971, СеменовВ Д, Взаимодействие школы и социальной среды, M, 1986, его же, О педагогическом взаимо действии, «Магистр» 1992, ноябрь, Ч а к -ров H, Педагогическото взаимодействие, София 1980 В Д Семенов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
131.81 кб

Моделирование педагогического взаимодействия

Ядровская М. В.
Статья представляет собой теоретическое исследование педагогического взаимодействия, состоящее в попытке построения модели учебнопедагогического взаимодействия на основе модели педагогической коммуникации.
Читать PDF
348.32 кб

Веб-технология педагогического взаимодействия

Буханцева Н. В.
Статья посвящена проблеме разработки адаптивной технологии для интерактивной коммуникации участников образовательного процесса, использующих вэб-ресурсы.
Читать PDF
379.40 кб

Педагогическое взаимодействие в стране детства

Гончар Елена Валентиновна
Раскрыты общие основы понятия «детство», очерчены особенности периода детства, педагогические критерии развития ребенка. Охарактеризовано творческое наследие В.
Читать PDF
323.59 кб

Педагогическое взаимодействие субъектов воспитания

Григорьев Алексей Валерьевич
в статье анализируется влияние, оказываемое обществом, семьей и школой на развитие личности субъектов воспитания
Читать PDF
150.97 кб

Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции

Коротаева Евгения Владиславовна
Читать PDF
2.56 мб

Эмоции в межличностном педагогическом взаимодействии

Верхозина Ольга Александровна
Читать PDF
299.80 кб

Технология и искусство педагогического взаимодействия

Казаренков Вячеслав Ильич, Казаренкова Татьяна Борисовна
В статье рассматривается взаимодействие педагогов и студентов как процесс педагогического взаимодействия, его сущность, этапы, условия эффективности.
Читать PDF
246.01 кб

Использование диалога в педагогическом взаимодействии

Саяпина Н.Н., Жуклина В.Н.
Рассматривается актуальная проблема совершенствования педагоги-ческого образования использование диалога в осуществлении эффективно-го взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.
Читать PDF
287.12 кб

Педагогическое взаимодействие: возможности гуманизации

Климова Мария Викторовна
В статье рассматриваются вопросы педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, факторы, способствующие гуманизации этого процесса.
Читать PDF
194.38 кб

Межкультурное взаимодействие как педагогическая проблема

Дудович Дарья Леонидовна
В статье раскрывается сущность межкультурного взаимодействия как педагогической проблемы, рассмотрены его виды, раскрыты содержание, структура; описаны его взаимосвязи с культурой
Читать PDF
762.04 кб

Диалогическое взаимодействие в педагогическом образовании

Фроловская Марина Николаевна
Диалогическое взаимодействие «преподаватель — студент» рассматривается как условие обнаружения смыслов в текстах культуры и в собственной педагогической позиции.
Читать PDF
555.41 кб

Педагогическое взаимодействие при проблемном моделировании

Фоминых М.В.
В данной статье раскрыты некоторые особенности педагогического взаимодействия в условиях проблемного моделирования, дано понятие проблемного моделирования как инновационного подхода в образовании.
Читать PDF
145.86 кб

Голос как условие успешности педагогического взаимодействия

Магомедов Магомед-нур Гаджиевич, Гаджиев Гаджияв Магомедович
В статье показано, что в успешном осуществлении педагогического взаимодействия важную роль играют голосовой аппарат, дыхание и физическое здоровье учителя, а также приводятся конкретные упражнения для восстановления голоса.
Читать PDF
259.83 кб

Инновационные модели социально-педагогического взаимодействия

Агеева Нина Александровна, Ерёменко Вера Николаевна, Снимщикова Ольга Александровна, Ворошилова Ирина Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович
Цель исследования разработка инновационной модели социально-педагогического взаимодействия. Известно, что на личностно-профессиональное развитие обучающихся влияет множество внешних и внутренних факторов.
Читать PDF
5.48 мб

Интерпретация педагогического взаимодействия на уровне подхода

Бисько И. А.

Похожие термины: