ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Понятие дискурса трактуется как иерархизированное речевое общение, сопровождающее процесс социально-значимого взаимодействия людей, рассматриваемое с позиций их принадлежности к той или иной социальной группе или применительно к ой или иной типичной речеповеденческой ситуации. Дискурс – это одновременно и процесс языковой деятельности, и ее результат. Педагогический дискурс – это объективно существующая динамическая система, функционирующая в образовательной среде вуза, включающая участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую образования, отражающая стилистическую специфику педагогического взаимодействия субъектов и обеспечивающая формирование ключевых компетентностей участников образовательного процесса (социокультурной, коммуникативной, когнитивной, межкультурной, информационной).
- Педагогический дискурс следует рассматривать одновременно как педагогическую технологию и как технологию обучения. Как педагогическая технология, дискурс отображает тактику реализации образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе при наличии определенных условий. Педагогический дискурс должен аккумулировать и воплощать общие признаки и закономерности учебного предмета. Он отображает модель учебно-воспитательного и управленческого процессов в учебном заведении, объединяет в себе их содержание, формы и средства, а также может охватывать и специализированные технологии, которые применяются в других отраслях науки и практики – электронные, новые информационные, промышленные, валеологические и т.п. Как технология обучения (воспитания, управления учебным процессом), педагогический дискурс должен моделировать путь усвоения конкретного учебного материала (понятия) в рамках соответствующего учебного предмета, темы, вопроса. По многим параметрам он приближен к отдельной методике. Педагогическому дискурсу присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь частей, структурная и содержательная целостность, социои природосообразность, интенсивность всех составляющих процесса обучения.
- Особенностью педагогического дискурса является то, что его можно отнести к продуктивной инновационной деятельности, так как среди его обязательных компонентов особую роль играет творчество. Специфика педагогического творчества заключается в том, что его объектом и результатом является созидание личности, а не образа, как в искусстве, или механизма, как в технике. Педагогический процесс – это совместное творчество (сотворчество) педагога и воспитанника в ситуации педагогического взаимодействия, в процессе которого происходит педагогическое преобразование человека.
- Педагогический дискурс охватывает внешние (цели, средства, объект влияния, субъект деятельности, результат) и внутренние (мотивация, содержание, операции) компоненты. Он выполняет гностическую (познавательную), проектную (перспективное планирование задач и способов их решения), конструктивную (сотрудничество педагога и воспитанника), коммуникативную (взаимодействие педагога с учениками и коллегами), организаторскую (поэтапность деятельности) функции. К свойствам современного педагогического дискурса относят: динамичность, социальность, интегративность, персонализация, диалогичность, контекстуальность, целостность, когерентность, ситуативная обусловленность, интенциальность, ценностная ориентированность, недискретность. Построение педагогического дискурса – это сознательно организуемый и управляемый процесс. Участие студентов в построении педагогического дискурса поможет им в будущем самостоятельно выстраивать модель любого социального взаимодействия в соответствии с нормами культуросообразной деятельности (Андрущенко В. Світанок Європи: Проблема формування нового вчителя для обєднаної Європи ХХІ століття / Віктор Андрущенко. – К.: Знання України, 2012. – 1099 с.; Ежова Т. В. К проблеме изучения педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Вестник ОГУ. – 2006. – № 2. – Том 1. – С 52–56). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
242.72 кб

Педагогическая Дискурсология

Чудинов Анатолий Прокопьевич
Представлен обзор публикаций по проблемам педагогической дискурсологии, в том числе рассмотрена монография М. Ю. Олешкова «Педагогический дискурс» (Нижний Тагил, 2012).
Читать PDF
186.40 кб

Этика педагогического дискурса

Маркелова Ю.Н.
Читать PDF
287.77 кб

Современный педагогический дискурс

Роботова Алевтина Сергеевна
Читать PDF
304.39 кб

Дискурс как объект педагогического анализа

Осипова Светлана Ивановна, Фомина Елена Ивановна
Рассматриваются основные направления употребления термина «дискурс», анализируются сущностные характеристики, свойственные педагогическому дискурсу как типу институционального общения.
Читать PDF
115.62 кб

Риторические жанры педагогического дискурса

Горобец Людмила Николаевна
Статья имеет дискуссионный характер: подходы к выделению риторических жанров в педагогическом дискурсе только намечаются.
Читать PDF
1.37 мб

Подходы к пониманию педагогического дискурса

Остражкова Н. С., Мильруд Р. П.
Читать PDF
112.75 кб

Дискурс как социальная педагогическая практика

Пономаренко Л.
Читать PDF
297.56 кб

К вопросу о гармонизации педагогического дискурса

Скворцова Тамара Александровна
В статье представлены некоторые аспекты гармонизации педагогического дискурса.
Читать PDF
859.89 кб

К вопросу об экологическом педагогическом дискурсе

Галушко Тамара Георгиевна
Данная статья посвящена новой экологической, или энвайронментальной, парадигме в педагогическом дискурсе с целью опережающего решения нравственных проблем по отношению к технологическим.
Читать PDF
5.10 мб

Представление об учащемся в педагогическом дискурсе

Гонсалес Синтия Ферейра, Фрейре Реджина Мария
Цель данной статьи выявить представления учителей об учащемся на основе анализа педагогического дискурса и изучить влияние этих представлений на процесс обучения.
Читать PDF
128.08 кб

Субъект педагогического дискурса в России и Германии

Сюткина Инна Сергеевна
В данной статье рассматривается критика педагогического дискурса деятельностного подхода. В современной российской философии эта точка зрения подробно представлена в работах И.А. Караваевой.
Читать PDF
188.27 кб

Педагогический дискурс : типическое и архетипическое

Щербинина Ю.В.
Статья посвящена анализу специфики педагогического дискурса с позиции систематизации его базовых характеристик (дифференциальных признаков) и выделения ценностных компонентов (архетипов и мифологем).
Читать PDF
554.15 кб

Особенности фреймового анализа педагогического дискурса

Студнев Евгений Юрьевич
Статья отражает основные подходы к исследованию педагогического дискурса с позиций когнитивно-дискурсивного направления.
Читать PDF
200.29 кб

Педагогический дискурс: дискурс дошкольного образования

Перевалова Дарья Алексеевна
Представлена модель описания дискурса дошкольного образования как варианта педагогического дискурса.
Читать PDF
1.98 мб

Основные направления гармонизации педагогического дискурса

Щербинина Юлия Владимировна
В статье рассматриваются основные проблемы оптимизации коммуникативного взаимодействия агента и клиента педагогического дискурса. Выявляются причины возникновения дисгармонии в педагогическом дискурсе.