ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛАССИФИКАЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛАССИФИКАЦИЯ:
по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические); - по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские); - по ориентации на личностные структуры (информационные, операционные, эмоционально-нравственные, эвристические); - по характеру содержания образования (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, отраслевые, предметные, частно-тематические); - по типу организации и управления познавательной деятельностью (классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных средств, система “консультант”, обучение с помощью учебной книги, система “малых групп”, компьютерное обучение, система “репетитор”, “программное обучение”; - по отношению к ребенку (авторитарные, дидактоцентрические, личностно ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания); - по способам, методам, средствам обучения (догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие); - по категории обучающихся (массовые, технологии продвинутого уровня, компенсирующего обучения, виктимологические, технологии работы с “отклоняющимися” детьми в рамках традиционной школы) (Г. К. Селевко).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Анализ закономерностей и структуры дидактического процесса позволяет выделить следующие педагогические технологии: мотивационные, деятельностные и управления.
Мотивационные педагогические технологии способствуют включению учащихся в профессиональную учебно-познавательную или учебно-производственную деятельность без длительного «вживания»; они ориентированы, прежде всего на развитие внутренней мотивации личности и включают в себя:
создание атмосферы эмоциональной раскованности;
создание атмосферы положительного отношения к деятельности и стремления к ней; формирование и развитие профессионального интереса;обеспечение оптимального педагогического общения; ориентация на практический смысл изучаемого материала;
индивидуальный подход к обучающимся, повышение оценки личности; ориентация на конкретную профессиональную деятельность; убеждение, опора на положительные впечатляющие примеры; организация обратной связи, основанной на информировании.
Деятельностные технологии связаны с организацией непосредственной деятельности учащихся.
Признаками классификации деятельностных педагогических технологий являются: их назначение, применение, цели усвоения и познавательная самостоятельность обучающихся, способы реализации целей обучения и развития.
По назначению деятельностные педагогические технологии могут быть подразделены на технологии усвоения теоретических знаний и выполнения практических заданий.
Признак применения позволяет выделить индивидуальные, т. е. предназначенные для выполнения одного конкретного задания, и общие педагогические технологии, пригодные для освоения любого задания, независимо от его конкретного содержания.
В зависимости от целей усвоения и познавательной самостоятельности обучающихся, связанных с ориентацией на уровни усвоения учебного материала, деятельностные педагогические технологии можно подразделить на репродуктивные, проблемно- развивающие, эвристические.
Соотнесение со способами реализации целей обучения и развития, обусловленными требованиями к процессу обучения, дает возможность выделить педагогические технологии организации проблемности усвоения и технологии формирования творческого профессионального мышления.
Педагогические технологии управления представляют собой систему способов и средств достижения результативности процесса обучения. Поскольку любое управление заключается в обеспечении решения поставленных задач наиболее оптимальным путем посредством постоянного слежения за ходом процесса и корректировки действий, то педагогические технологии управления включают в себя решение задач: постановки целей; актуализации опорных знаний; изучения индивидуальных особенностей личностей учащихся; анализа и принятия решений; контроля знаний и умений; оценки усвоения.
Указанные выводы подтверждаются анализом схемы управления обучением, разработанной на основании классических положений кибернетики.
Лит.: Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. – СПб., 1998; Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989; Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования.
– М., 1966.
М.П. Сибирская

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.