Педагогические способности
Способности педагогические
это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения. (Н.В. Клюева).
Источник: Педагогическая психология
Педагогические способности
совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
способности, структура которых является отражением педагогической деятельности. К ним относятся: конструктивные (проектировать личность учащегося, отбирать и композиционно строить учебновоспитательный материал применительно к его индивидуальным особенностям); организаторские (включать учащихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдельную личность, а личность – активной в движении к целям воспитания); коммуникативные (устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием требований к педагогу).
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Педагогические способности
специально развитые психофизиологические задатки, присущие данному человеку, позволяющие ему организовать свою педагогическую деятельность. Среди ведущих педагогических способностей выделяют: перцептивные способности (профессиональная наблюдательность, эмпатия); эмоциональная устойчивость (способность владеть своими переживаниями); динамизм (способность к активной деятельности, переключению от одного к другому виду деятельности, быстрота реакций, инициативность); оптимистическое прогнозирование (способность верить в ученика, в его возможности и в его будущее); коммуникативность (способность располагать к себе людей, общаться); креативность (способность учителя к творчеству).
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Вид способностей личности к педагогической деятельности, включающий три подструктуры: конструктивные П. с. – проектировать личность учащегося, отбирать и композиционно строить учебновоспитательный материал применительно к индивидуальным особенностям обучаемого; организаторские П. с. – включать учащихся в различные виды деятельности и использовать коллектив как инструмент воздействия на каждую отдельную личность; коммуникативные П. с. – устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися. К числу таких способностей относятся: гностические l(умение познавать и получать удовольствие от познания), дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться); конструктивные (умение отобрать материал для занятий, разработать программу обучения); организаторские (умение включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать интерес к ним); перцептивные (умение понять мир учащегося); прогностические (умение предвидеть результаты своего труда); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания, владение речью, мимикой, жестами).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Способности педагогические
обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей и профессионально значимых качеств учителя, к-рые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности. Различают виды С. п.: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал); организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей); перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии); прогностические (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности); суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой).
Источник: Педагогический словарь
Способности педагогические
индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Уровень С. п. определяется мерой соответствия личностных и профессиональных качеств человека требованиям педагогической деятельности. Успешное выполнение педагогической деятельности обеспечивается ансамблем С. п. Различают несколько видов С. п.: дидактические (умение соответствующим образом трансформировать учебный материал, преподнести его обучаемым доступно, ясно и понятно, вызывать интерес к нему, возбуждать их активную самостоятельную мыслительную деятельность; способность изменять ход урока или мероприятия в зависимости от складывающихся обстоятельств и особенностей усвоения учащимися материала); академические (способности к ориентации в содержании соответствующей области знаний, компетентность в этой области, широта кругозора и наличие интереса к исследовательской деятельности); перцептивно-рефлексивные (способность проникать во внутренний мир ученика, педагогическая наблюдательность, способность видеть себя со стороны и оценивать свою деятельность); проективные (способность предвидеть последствия своих действий, проектировать и прогнозировать развитие личности учащихся, педагогический оптимизм воспитателя, его вера в человека); организаторские (способность к организации коллектива учащихся, его воодушевления на решение важных задач; умение организовать свою работу); речевые (умение четко, ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики); коммуникативные (способность организовать общение с детьми, установить с ними целесообразные отношения, соблюдать педагогический такт); суггестивные (от франц. suggestion, от нем. Suggestion < лат. suggestion — внушение, намек) (способность оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся, суметь передать свою убежденность в чем-то).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.