Педагогические способности

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Способности педагогические
это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения. (Н.В. Клюева).

Источник: Педагогическая психология

Педагогические способности
совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
способности, структура которых является отражением педагогической деятельности. К ним относятся: конструктивные (проектировать личность учащегося, отбирать и композиционно строить учебновоспитательный материал применительно к его индивидуальным особенностям); организаторские (включать учащихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдельную личность, а личность – активной в движении к целям воспитания); коммуникативные (устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием требований к педагогу).

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Педагогические способности
специально развитые психофизиологические задатки, присущие данному человеку, позволяющие ему организовать свою педагогическую деятельность. Среди ведущих педагогических способностей выделяют: перцептивные способности (профессиональная наблюдательность, эмпатия); эмоциональная устойчивость (способность владеть своими переживаниями); динамизм (способность к активной деятельности, переключению от одного к другому виду деятельности, быстрота реакций, инициативность); оптимистическое прогнозирование (способность верить в ученика, в его возможности и в его будущее); коммуникативность (способность располагать к себе людей, общаться); креативность (способность учителя к творчеству).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Вид способностей личности к педагогической деятельности, включающий три подструктуры: конструктивные П. с. – проектировать личность учащегося, отбирать и композиционно строить учебновоспитательный материал применительно к индивидуальным особенностям обучаемого; организаторские П. с. – включать учащихся в различные виды деятельности и использовать коллектив как инструмент воздействия на каждую отдельную личность; коммуникативные П. с. – устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися. К числу таких способностей относятся: гностические l(умение познавать и получать удовольствие от познания), дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться); конструктивные (умение отобрать материал для занятий, разработать программу обучения); организаторские (умение включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать интерес к ним); перцептивные (умение понять мир учащегося); прогностические (умение предвидеть результаты своего труда); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания, владение речью, мимикой, жестами).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Способности педагогические
обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей и профессионально значимых качеств учителя, к-рые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности. Различают виды С. п.: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал); организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей); перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии); прогностические (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности); суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой).

Источник: Педагогический словарь

Способности педагогические
индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Уровень С. п. определяется мерой соответствия личностных и профессиональных качеств человека требованиям педагогической деятельности. Успешное выполнение педагогической деятельности обеспечивается ансамблем С. п. Различают несколько видов С. п.: дидактические (умение соответствующим образом трансформировать учебный материал, преподнести его обучаемым доступно, ясно и понятно, вызывать интерес к нему, возбуждать их активную самостоятельную мыслительную деятельность; способность изменять ход урока или мероприятия в зависимости от складывающихся обстоятельств и особенностей усвоения учащимися материала); академические (способности к ориентации в содержании соответствующей области знаний, компетентность в этой области, широта кругозора и наличие интереса к исследовательской деятельности); перцептивно-рефлексивные (способность проникать во внутренний мир ученика, педагогическая наблюдательность, способность видеть себя со стороны и оценивать свою деятельность); проективные (способность предвидеть последствия своих действий, проектировать и прогнозировать развитие личности учащихся, педагогический оптимизм воспитателя, его вера в человека); организаторские (способность к организации коллектива учащихся, его воодушевления на решение важных задач; умение организовать свою работу); речевые (умение четко, ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики); коммуникативные (способность организовать общение с детьми, установить с ними целесообразные отношения, соблюдать педагогический такт); суггестивные (от франц. suggestion, от нем. Suggestion < лат. suggestion — внушение, намек) (способность оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся, суметь передать свою убежденность в чем-то).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
325.26 кб

Измерение педагогических способностей

Малышев Константин Борисович
В статье рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий уточнить типологию педагогических способностей и создать методику их измерения.
Читать PDF
284.68 кб

Способности в психолого-педагогической науке

Хубиева Зарима Юсуфовна
В статье рассматриваются основные проблемы и методические подходы, которые выступили в качестве основания для развития психологии способностей как одной из отраслей психологической науки, а также взгляды отечественных психологов и
Читать PDF
130.59 кб

Исследование педагогических способностей студентов

Куони Е.
Читать PDF
707.38 кб

Педагогические условия адаптации способностей студентов

Гречкина Людмила Юрьевна
В статье обоснована актуальность проблемы развития адаптивных способностей студентов вуза, уточнено понятие «адаптивные способности личности» и сформулированы педагогические условия развития адаптивных способностей студентов вуза.
Читать PDF
76.83 кб

Теоретическая психология как педагогическая способность

Лобастов Геннадий Васильевич
Проводится анализ логико-методологических форм развития теоретического понятия в психологии и педагогике.
Читать PDF
196.70 кб

Педагогические способности и их взаимосвязь с деятельностью

Вяткина Лада Брониславовна, Богданов Сергей Анатольевич
В статье дается анализ теоретических основ проблем развития, формирования и проявления педагогических способностей в деятельности.
Читать PDF
137.31 кб

Развитие педагогических способностей будущего учителя физики

Ваганова В. И.
В статье дается анализ педагогических способностей будущего учителя физики, их структура и основные направления их развития на лабораторно-практических занятиях и на педагогической практике.
Читать PDF
334.78 кб

Структура адаптивных способностей студентов педагогического вуза

Пакулина С. А.
В статье дается краткий обзор подходов к изучению проблемы способностей, в котором показана их взаимосвязь с активностью, отношением, свойствами, деятельностью.
Читать PDF
532.37 кб

Проблема педагогических способностей в исторической ретроспективе

Жарова Дарья Викторовна, Батыршина Альфия Робертовна
Обращение в прошлое и его объективный анализ дают возможность провести параллели между психолого-педагогическими идеями британских ученых девятнадцатого столетия и современным состоянием психолого-педагогического знания.
Читать PDF
151.32 кб

Психолого-педагогическая диагностика творческих способностей личности

Селиванова Елена Анатольевна
В статье раскрываются особенности диагностики одаренных детей, рассматриваются условия выявления их педагогом, описываются черты творческой личности, приводится педагогическая диагностика творческих способностей.
Читать PDF
76.63 кб

Педагогические способности специалиста по физической культуре и спорту

Шрам Виктория Петровна
Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту неразрывно связана с процессами обучения и воспитания подрастающего поколения, следовательно, эффективность реализации им профессиональных задач, во многом
Читать PDF
126.94 кб

Формирование иноязычной речевой способности как педагогическая проблема

Макаренко Николай Сергеевич
Инновационное развитие системы иноязычного образования осуществляется в направлении формирования поликультурной языковой личности будущего специалиста.
Читать PDF
1.10 мб

Развитие творческих способностей у студентов педагогических направлений

Исаева В.А., Румянцева Н.А., Трутанова А.В.
Развитие творческих способностей у студентов педагогических направлений в системе современного образования является неотъемлемой частью педагогического образования.
Читать PDF
646.76 кб

Структура способностей и ее развитие в социально-педагогической деятельности

Маркин В. В.
В статье раскрывается структура способностей человека.
Читать PDF
736.15 кб

Развитие креативных способностей детей как социально-педагогическая проблема

Погорелая Татьяна Сергеевна
В статье раскрывается суть термина «креативность», его основные характеристики, классификации и составляющие, рассматриваемые различными авторами.