ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Педагогические научно-исследовательские организации
научные учреждения (институты – НИИ, центры, кафедры высших педагогических учебных заведений), осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования по проблемам педагогики. Педагогические научно-исследовательские организации обобщают и распространяют прогрессивный педагогический опыт, занимаются подготовкой и повышением квалификации научнопедагогических кадров, создают учебную и методическую литературу, оказывают научно-методическую помощь органам образования. В России первыми научно-исследовательскими учреждениями в области педагогики стали Педагогический музей военноучебных заведений (1864–1917).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
научные учреждения (институты - НИИ, центры, кафедры высших педагогических учебных заведений), осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования по проблемам педагогики. П.н.-и.о. обобщают и распространяют прогрессивный педагогический опыт, занимаются подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров, создают учебную и методическую литературу, оказывают научно-методическую помощь органам образования. В России первыми научно-исследовательскими учреждениями в области педагогики стали Педагогический музей военно-учебных заведений (1864-1917) в Соляном городке в С.-Петербурге (в 1918 на его базе создан Центральный педагогический музей) и Педагогическая академия (1907-15) в С.-Петербурге (Петрограде). В 1919-21 образованы центральные научные институты: физкультурно-педагогический, естественно-педагогический, гуманитарно-педагогический, музейно-экскурсионный и НИИ - детского чтения, клубной работы, ритмического воспитания и др. На базе этих институтов созданы НИИ: в Москве - методов школьной работы и методов внешкольной работы (оба - 1923-31) и Ленинграде - Государственный институт научной педагогики (1924-39). Крупным научным учреждением был НИИ педагогики при 2-м МГУ (1926-31). В 1931 в результате реорганизации были образованы Институт марксистской педагогики (на базе НИИ методов школьной педагогики; до 1937), Центральный НИИ политехнического труда (с 1937 ЦНИИ средней школы), НИИ педагогики национальностей (1932-37), Программно-методический институт, НИИ планирования и организации народного образования; НИИ детской литературы и детского чтения. Три последних института объединились в 1933 в Центральный НИИ педагогики, в 1937 создан Центральный НИИ начальной школы. В 1938-43 московские научные педагогические институты объединились в Государственный НИИ школ. В 1943 создана Академия педагогических наук (АПН) РСФСР, в которую первоначально вошли 4 НИИ - теории и истории педагогики, методов обучения (с 1944 НИИ общего и политехнического образования), психологии (1944, на базе Института психологии, осн. в 1942 при Московском университете), дефектологии (1944, на базе Института дефектологии, осн. в 1920), затем еще 7 НИИ - возрастной физиологии и физического воспитания (осн. в 1944 как Институт школьной гигиены), художественного воспитания (1947), национальных школ (1949), дошкольного воспитания, производственного обучения (оба в 1960), вечерних (сменных) и средних школ (1960, Ленинград), школьного оборудования и технических средств обучения (1965). В 1966 образована Академия педагогических наук СССР, в которую вошли 15 институтов (12 из них образованы на базе институтов АПН РСФСР). Были также созданы научно-исследовательские организации: в Казани - НИИ профессионально-технической педагогики (1976), в Москве - НИИ управления и экономики народного образования (1985), в Новосибирске - Институт информатики и вычислительной техники (1986). Функционировали при Министерстве просвещения РСФСР (60-е - начало 90-х гг.) - республиканский НИИ школ и НИИ национальных школ; при Министерстве просвещения Дагестанской АССР - Институт школ (1944), а также НИИ проблем высшей школы Министерства высшего и среднего образования СССР (1974), Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию (1963, Ленинград). В 1991 создана Российская академия образования (РАО), куда вошли институты АПН СССР. В состав РАО (2002) входят: Институт теории образования и педагогики, Институт педагогических инноваций, Институт управления образованием, Психологический институт, Институт дошкольного образования и семейного воспитания, Институт возрастной физиологии, Институт коррекционной педагогики, Государственный НИИ семьи и воспитания, Институт художественного образования, Институт педагогики социальной работы, Институт общего среднего образования, Сибирский институт образовательных технологий (Новосибирск), Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера (Томск), Институт среднего профессионального образования (Казань), Институт профессионально-технического образования (С.-Петербург), Институт образования взрослых (С.-Петербург), Институт информатизации образования. Научно-исследовательская работа ведется также в исследовательских центрах и региональных отделениях РАО, учреждениях системы Министерства образования РФ и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
науч. учреждения (ин-ты, центры, кафедры), осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования по проблемам педагогики, обобщение и распространение опыта развития пед.науки и образования в России и за рубежом, подготовку и повышение квалификации науч. -пед.кадров, создание учебников, уч и метод пособий, науч. -метод помощь органам образования и ин-там усовершенствования (повышения квалификации) пед.кадров.
Первыми в России и — и пед.учреждениями были Пед.музей воен -уч заведений (1864—1917) в Соляном городке в Петербурге (в 1918 на его базе создан Центр пед.музей) и Пед.академия (1907—15) в Петербурге. В 1919—21 образованы центр ин-ты физкультурно-пед, естеств. -пед, гуманитарно-пед, музеино-экскурсионный, и — и ин-ты дет чтения, клубной работы, ритмич воспитания. В 1923 на основе этих ин-тов в Москве созданы НИИ методов шк работы (1923—31) и методов внешк работы (1923—31), в Ленинграде — гос. ин-т науч. педагогики (1924—39) Крупным и — и учреждением являлся НИИ педагогики при 2-м МГУ (1926- 1931).
В 1931 в результате реорганизации сети и — и орг-ций созданы Ин-т марксистской педагогики (на базе НИИ методов шк работы, до 1937), Центр НИИ политехн труда (с 1937 ЦНИИ ср школы), НИИ педагогики национальностей (1932—37), Программно-метод ин-т, НИИ планирования и организации нар. образования, НИИ дет лит-ры и дет чтения Три последних ин-та в 1933 объединены в Центр НИИ педагогики с филиалом в Ленинграде В 1937 создан Центр НИИ нач. школы Науч. деятельность этих ин-тов и пед.кафедр вузов координировала Рос. ассоциация и — и ин-тов марксистской педагогики.
В 1938 Моск. пед.и — и орг-ции объединились в гос. НИИ школ (функционировал до образования Академии пед.наук РСФСР в 1943), располагавший большой эксперим.базой.
В АПН РСФСР (1943—66) первоначально входили 4 НИИ — теории и истории педагогики, методов обучения (с 1944 НИИ общего и политехн образования), психологии (1944, на базе Ин-та психологии, осн. в 1912 при Моск. ун те), дефектологии (1944, на базе Ин-та дефектологии, осн. в 1920), затем еще 7 НИИ — возрастной физиологии и физич. воспитания (осн. в 1944 как Ин-т шк гигиены), худож. воспитания (1947), нац школ (1949), дошк. воспитания (1960), производств обучения (1960), вечерних (сменных) и заочных ср школ (1960, Ленинград), шк оборудования и техн средств обучения (1965).
Из 15 НИИ АПН СССР (1966—92) 12 были созданы на базе ин-тов АПН РСФСР С 1969 в состав АПН СССР входили НИИ общей педагогики (на базе НИИ теории и истории педагогики), общей и пед.психологии (на базе Ин-та психологии), общих проблем воспитания (на базе НИИ теории и истории педагогики, в 1991—92 наз НИИ теории и методов воспитания), содержания и методов обучения (на базе НИИ общего и политехн образования, в 1991—92 НИИ общего ср. образования), физиологии детей и подростков (на базе НИИ возрастной физиологии и физич. воспитания, в 1991—92 НИИ возрастной физиологии и гигиены), дошк. воспитания, трудового воспитания и проф. ориентации, худож. воспитания (3 последних на базе НИИ того же назв), общего образования взрослых [Ленинград, на базе НИИ вечерних (сменных) и заочных школ, в 1991—92 НИИ непрерывного образования взрослых], преподавания рус. яз в нац школе (в 1991—92 НИИ нац -рус. двуязычия), шк оборудования и техн средств обучения (в 1991—92 НИИ средств обучения и уч книги).
Созданы новые и — и учреждения в Казани — НИИ проф. -тех педагогики (1976, в 1991—92 НИИ ср. спец. образования), в Москве — НИИ управления и экономики нар. образования (1985, в 1991—92 НИИ управления, экономики и развития образования), в Новосибирске — Ин-т информатики и вычислит техники (1986).
При Мин-ве просвещения РСФСР в 60-х — нач. 90-х гг. функционировали респ НИИ школ и НИИ нац школ, при Мин-ве просвещения Даг АССР — Ин-т школ (1944). Проблемы педагогики и пед.психологии изучались также в НИИ проблем высш. школы Мин-ва высш. и ср. спец. образования СССР (1974) и во Всес НИИ проф. -тех образования гос. к-та СССР по проф. -тех образованию (1963, Ленинград).
С созданием Рос. академии образования (1991) в ее состав вошли Ин-т теоретич. педагогики и междунар. исследований в образовании (на базе НИИ теории и истории педагогики АПН СССР), Ин-т общеобразоват.школы (на базе НИИ общего ср образования), Ин-т проф. самоопределения молодежи (на базе НИИ трудового обучения и проф. ориентации), Ин-т управления образованием (на базе НИИ управления, экономики и развития образования), Ин-т средств обучения (на базе НИИ средств обучения и уч книги), Ин-т спец. образования (Казань, на базе НИИ ср. спец. образования), НИИ высш. образования, Психол. ин-т (на базе НИИ общей и пед.психологии), Ин-т возрастной физиологии (на базе НИИ возрастной физиологии и гигиены), Ин-т коррекционной педагогики (на базе НИИ дефектологии), Ин-т развития личности (на базе НИИ теории и методов воспитания, дошк. воспитания, худож. воспитания), Ин-т пед.инноваций, Ин-т образования Сибири, Д Востока и Севера (Томск), Ин-т программных средств обучения (Новосибирск, на базе Ин-та информатики и вычислит техники), Ин-т проф. -тех образования (С -Петербург, на базе ВНИИ проф. -тех образования), Ин-т образования взрослых (С -Петербург).
Н — и работа ведется также в исследоват.центрах РАО преподавания рус. яз, социологии образования, семьи и детства, эстетич. воспитания, социальной педагогики.
Ряд ин-тов входит в систему Мин-ва общего и проф. образования РФ общего образования, проф. образования, нац проблем образования Науч. исследования проводятся также в центрах информации образования, гуманитарного образования, «Диагностика Адаптация Развитие». В С Грибов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия