Педагогическая запущенность

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Педагогическая запущенность
устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Запущенность педагогическая
состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, подростками, проводимой в семье, дошкольном учреждении, школе.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Запущенность педагогическая
1) комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества; 2) устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Запущенность педагогическая
состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми. В качестве основных характеристик выступают: а) недостатки в знаниях, умениях, навыках – общеобразовательных, социально-этических, поведенческих; б) отставание в общем развитии; в) искажения в отношениях к себе и окружающим.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
(выражение, применяемое при характеристике ребенка) – это ребенок, не получивший соответствующего его возрасту и развитию, воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, других воспитателей. 3. п. обусловлена прежде всего отсутствием (недостатками) воспитательнообразовательной работы, следствием которых является социальная несформированность ребенка как субъекта учебнопознавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями являются недостаточное развитие, невоспитанность, упущения в развитии и воспитании, не посещение школы (необученность), низкая успеваемость и, как следствие, низкая мотивация и активность в обучении, отсутствие или недостаток запаса знаний.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ
отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения. Причинами П. з. могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски школьных занятий, влияние негативного неформального общения, безнадзорность. Обычно П. з. дети при соответствующей педагогической помощи становятся успевающими учениками. Общественное мнение школьного коллектива, вовлечение в коллективную деятельность и индивидуальный подход к П. з. детям – основные методы их воспитания. Направление таких учеников из массовой школы в специальную (коррекционную) недопустимо. У учащихся специальных школ П. з. наблюдается чаще всего в тех случаях, когда их поздно направляют в соответствующую школу. П. з. детям необходима дополнительная помощь в занятиях. Следует также уделять особое внимание их общему развитию.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Педагогическая запущенность
это отклоняющееся от нормы развитие и поведение ребенка, возникшие по педагогическим причинам: плохо скоординированного и противоречивого воспитания; безнадзорности, беспризорности и бесконтрольности; применения неэффективных форм и методов воспитания и обучения; завышения или занижения воспитательных и образовательных целей и требований; пренебрежения индивидуальными особенностями и правами ребенка; жестокого обращения с ребенком и др. Ликвидация педагогической запущенности в более зрелом возрасте затрудняется тем, что синзитивные, т.е. наиболее благоприятные внутренние процессы у ребенка прошли и не были своевременно использованы. Не вылеченные вовремя всякие отклонения от нормы требуют значительно больших усилий, чем своевременное формирование нормы. И все-таки педагогическая запущенность может быть ликвидирована в процессе перевоспитания, если в ее основу будет положено воспитание духовно-нравственных качеств личности.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности ребенка, обусловленное недостатками воспитания и негативным влиянием социального окружения.
Стадии педагогической запущенности (условные): • 1-я стадия — предрасполагающая — возникает в результате неправильного воспитания в семье (дефицит полезного общения, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребенку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания); • 2-я стадия — следствие слабой психической и педагогической готовности к школьному обучению дошкольников; проявляется в возникновении негативного отношения к учебе как следствие неподготовленности к ней, а также часто и недостатков воспитания (отсутствие усидчивости, настойчивости, внимательности и пр.); 3-я стадия — углубление негативного отношения к нормам и правилам жизни детского коллектива, проявление асоциальных тенденций, отклоняющегося поведения; характерна для подросткового возраста; 4-я стадия — антиобщественные тенденции поведения закрепляются и проявляются в грубости, негативизме, недисциплинированности и т.п. Встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. Проявляется чаще в подростковом возрасте.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Запущенность педагогическая
устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребенок является здоровым физически и психически, но не обладает необходимыми знаниями и умениями. Различают понятия З.п. и трудновоспитуемости. З.п. развивается постепенно, проходя определенные стадии. 1-я стадия возникает преимущественно в дошкольном возрасте в результате неправильного воспитания в семье (избыток и недостаток родительского внимания, конфликты между родителями, отсутствие полезного общения, депривация), а также ошибок в воспитательной работе в детском дошкольном учреждении. 2-я стадия возникает в начальных классах — вследствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. На этой стадии у ребенка, испытывающего трудности в учебе и общении с одноклассниками, появляются начальные формы негативного отношения к окружающей жизни. 3-я и 4-я стадии наиболее проявляются в подростковом возрасте. На 3-й стадии уже могут проявляться асоциальные тенденции к отклоняющемуся поведению, а на 4-й — закрепляются антиобщественные формы поведения, которые могут перейти в правонарушения и преступления. Для предупреждения З.п. необходимо правильно диагностировать причины и мотивы поведения детей с учетом типичных признаков отклонений и выбрать оптимальную методику воспитания.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
устойчивые отклонения от нормы в нравств. сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицат. влиянием среды и ошибками в воспитании. Черты 3. п. могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Различают понятия 3. п. и трудновоспитуемости.
3. п. развивается постепенно, проходя определенные стадии, имеющие комплекс доминирующих причин, признаков, знание к-рых позволяет правильно диагностировать отклонения и своевременно применять систему коррекционно-воспитат. мер. Задача педагогов — ликвидировать неблагоприятные тенденции в развитии школьников на такой стадии, когда они еще не приобрели устойчивый характер. Условно выделяют неск. стадий 3. п. Первая рассматривается как предрасполагающая (в основном соответствует дошк. возрасту). Она возникает в результате неправильного воспитания в семье (дефицит полезного общения с родителями, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребенку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания); из-за ошибок воспитателей дет. учреждения, приводящих к неблагоприятному положению ребенка в коллективе; как результат депривации. Вторая стадия 3. п. является следствием слабой психол. и пед. готовности к школьному обучению дошкольников. Система пед. мер на этой стадии должна быть направлена на создание нормальных условий воспитания дома и в дет. яслях и садах, на развитие внимания, мышления, индивидуальных психол. качеств. Большое значение имеет формирование у ребенка эмоциональной устойчивости, способности к торможению своей деятельности в игре, при общении со сверстниками. Желательно овладение ребенком первыми навыками чтения, счета, труда и т. п., создание у него верного представления о школе, роли учителя.
К ошибкам воспитания относятся обобщающие оценки качеств личности ребенка по его отд. поступкам. Малыши особенно доверяют мнению взрослых, поэтому неправильное впечатление, сложившееся у воспитателя, может послужить основой для появления у маленького человека неадекватного отношения к себе. Переоценка или недооценка им своих способностей мешает правильно вести себя в период нач. шк. обучения (см. Самооценка).
Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников нач. форм негативного отношения к нормам и правилам жизни в дет. коллективе (см. Негативизм детский). Осн. причина — отсутствие успеха в деятельности, прежде всего в учебной. Неудачи и трудности, испытываемые детьми на фоне благополучного положения одноклассников, отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии, положении в группе. Уч-ся стараются привлечь к себе внимание негативными способами — плохим поведением, невыполнением домашних заданий и т. п. Источником неудач в Значит. степени являются недостатки организации уч.-воспитат. процесса в школе. Для предупреждения 3. п. на этом этапе необходимы совместные усилия семьи и школы, направленные на стимулирование познават. деятельности ребенка, интереса к учению, организацию свободного времени. Большое значение имеет психол. поддержка учителя, гуманные, товарищеские взаимоотношения в коллективе. Иногда необходимо создание т. н. ситуаций успеха, предусматривающих организацию условий, при к-рых ребенок испытывает чувство удовлетворения от достигнутого. Полезно поощрять положит. черты личности учащихся, не выставлять плохих отметок («отсроченная отметка»). Учитель должен избегать публичного осуждения поступков, травмирующего дет. психику. Большими возможностями, препятствующими 3. п., располагает семья: разумный режим, помощь в выполнении домашних заданий, совместные занятия с детьми и др. Важно, чтобы младшие школьники не были предоставлены самим себе и не попадали бы под отрицат. влияние детей с уже сложившимися негативными качествами личности. Постоянная связь родителей со школой, консультации при необходимости с мед. работниками помогают распознать отклонения в поведении школьников, обусловленные перегрузкой и утомлением, причинами невроген-ного характера.
Третья и четвертая стадии 3. п. наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. Третья стадия характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни дет. коллектива, проявлением асоциальных- тенденций, отклоняющимся поведением. Отд. поступки школьников, связанные с нарушением правил поведения, имеют преим. ситуативный характер, т.е. возникают в результате неблагоприятного стечения обстоятельств (обида на несправедливость со стороны сверстников и воспитателей, неудачи в деятельности и т. п.). Подростки не только переживают последствия своих действий, но и осознают их отрицат. характер, но еще не умеют предвидеть нежелат. результаты. При слабости воспитат. мер на четвертой стадии 3. п. антиобществ. тенденции поведения закрепляются и проявляются в грубости, негативизме, недисциплинированности и т. п. Встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления (см. Преступность детская). Часто такое поведение сочетается с искаженными нравств. представлениями, когда грубость рассматривается как проявление взрослости, хулиганство — как независимость и т. п. Подростки пытаются оправдать свои действия, придать им «ро-мантич. окраску». 3. п. развивается в тех случаях, когда уч-ся не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах класса, школы. Их стремление выглядеть взрослыми, независимыми, пользоваться авторитетом среди сверстников в сочетании с незрелостью суждений приобретает при неправильном пед. руководстве гипертрофированно-уродливые формы. Формализм во внеурочной работе, отсутствие полезного общения в шк. коллективе, непонимание со стороны взрослых, одноклассников толкают учащихся на поиски контактов в уличных стихийных объединениях. Педагогически запущенные подростки особенно восприимчивы к нежелат. влиянию среды, часто подвержены алкоголизму, наркомании и т. п. Разрыв между притязаниями подростка и его реальными возможностями может способствовать возникновению невротич. состояний, осложняющих распознавание причин его поведения.
Признаки третьей и четвертой стадий встречаются и у старших школьников. Их поведение отличается большей скрытностью, умением закамуфлировать неблаговидные поступки «правильными» словами и т. п. Смысл воспитат. работы семьи и школы на этих стадиях заключается в том, чтобы проявить внимание к развитию личности каждого подростка, создать условия, способствующие его потребности в признании коллективом его личностных качеств, раскрытию потенциальных возможностей. Большую роль в этом процессе играют окружающая среда, организация досуга, трудоустройства подростков и молодежи в их свободное время.
В предупреждении и преодолении 3. п. необходима правильная диагностика причин и мотивов поступков учащихся, изучение типичных признаков отклонений, умение отделить случайные внеш. проявления от существенных изменений в сознании, чувствах и поведении учащихся. Точный пед. диагноз позволяет правильно выбрать оптимальную методику воспитания педагогически запущенных детей, обеспечивающую торможение отрицательных и усиление положит. тенденций в его поведении. Квалифицир. помощь учителям и родителям в распознавании 3. п. оказывает психолог в штате школы (см. Психологическая служба в школе).
3. п. в ряде случаев приводит к Значит. отставанию в психич. и физич. развитии. Нек-рые педагогически запущенные дети своим поведением напоминают аномальных детей (раздражительные, неуправляемые, конфликтные и т. п.), поэтому родители, педагоги должны уметь отличать 3. п. от задержки в развитии, вызванной заболеваниями. А. С. Белкин.
3. п. у аномальных детей возникает в результате отсутствия или слабости спец. работы по коррекции этих отклонений. 3. п. аномальных детей носит особенно тяжелый характер, т. к. их возможности взаимодействия с окружающей средой, восприятия воспитат. воздействий, понимания взаимоотношений и поступков людей ограничиваются сенсорными, двигательными и интеллектуальными недостатками. Отклонения, вызванные 3. п. аномальных детей (ошибочные представления, вредные привычки, отрицат. черты поведения и т. п.), приобретают стойкий характер и трудно преодолеваются даже после создания благоприятных условий. Воспитанники спец. уч. заведений также могут стать педагогически запущенными. Напр., у детей, посещающих спец. дет. сады и школы интернатного типа и оторванных от семьи, иногда не складываются отношения взаимопонимания со сверстниками и воспитателями. Если педагоги не сразу обнаруживают сложную ситуацию либо не умеют применить необходимые меры пед. воздействия, создаются условия для 3. п. Успешное преодоление 3. п. зависит от своеврем. распознавания и проведения спец. пед. работы с аномальными детьми.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
75.43 кб

Проблема социализации детей и подростков с педагогической запущенностью

Бахадова Елена Викторовна
Представлены подходы к пониманию отклоняющегося поведения, в основании которого лежат проблемы социализации и педагогической запущенности детей и подростков.
Читать PDF
314.92 кб

Причины и факторы, порождающие социально-педагогическую запущенность подростков

Орлов Юрий Борисович
Причины социальной запущенности подростков и условия, при наличии которых в несколько раз увеличивается возможность дезадаптации детей, различны в зависимости от времени и культуры.
Читать PDF
132.00 кб

Проблема диагностики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков

Овчарова Раиса Викторовна
Выделяются субъекты, предмет, цель специальной ранней профилактики и параллельной коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков, обосновывается важность осуществления комплексного и системного характера этой д
Читать PDF
657.33 кб

Определение факторов педагогической запущенности учащихся старшего школьного возраста общеобразовате

Карбышева Тамара Викторовна
На основании проведенного исследования автор выявил старшеклассников с признаками педагогической запущенности, провел сравнительный анализ тестирования учащихся, имеющих педагогическую запущенность, и благополучных сверстников.
Читать PDF
260.93 кб

Организационно-методические аспекты преодоления педагогической запущенности подростков средствами фи

Шмонина Галина Алексеевна
В статье представлены методические особенности организации процесса работы с педагогически запущенными подростками и возможности применения средств олимпизма для преодоления педагогической запущенности.
Читать PDF
617.70 кб

Изучение уровня социальной ответственности родителей младших школьников с педагогической запущенност

Рерке Виктория Игоревна, Бубнова Ирина Сергеевна
Социальную активность с точки зрения системного подхода можно рассматривать как наивысший уровень активности, которая может быть определена как механизм развития последнего.
Читать PDF
51.19 мб

Личность родителя как детерминант социально-педагогической запущенности ребёнка младшего школьного в

Силина Людмила Анатольевна
Проблема социально-педагогической запущенности является одной из центральных в психолого-педагогических исследованиях.

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ

    термин, относящийся преимущественно к лицам ювенального возраста, заканчивающим общеобразовательную школу или обучающимся профессии в системе образования взрослых. Обозначает устойчивую совок