Педагогическая ситуация

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ситуация педагогическая
состояние педагогического процесса, в котором имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности. (3)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СИТУАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
(СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) – состояние педагогического (социальнопедагогического) процесса, в котором имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Педагогическая ситуация
совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося; кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
(от ср. – век. лат. situatio – положение) – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых социальным педагогом или возникающих спонтанно в социальнопедагогическом процессе; кратковременное взаимодействие социального педагога и воспитанника (группы) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Ситуация педагогическая
1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых преподавателем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе, цель создания педагогических ситуаций – формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие педагога с обучаемым (группой) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Педагогическая ситуация
(от франц. situation — положение, обстановка, совокупность обстоятельств) — момент взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который обостряет противоречия воспитательного процесса. П.с. требует поиска педагогически целесообразных способов ее разрешения. Особенностью П. с. является то, что педагог принимает решение в условиях неопределенности (он, как правило, не имеет необходимой и достаточной информации, что позволило бы учесть все условия); П.с. открыты для поиска альтернатив (не имеют закрытого перечня возможных решений) и требуют творческого подхода педагога к поиску возможных вариантов решения. Педагог и учащийся (воспитанник), являясь субъектами ситуации, находятся в условиях неравной ответственности: ответственность за развитие и разрешение ситуации лежит на педагоге.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Педагогическая ситуация
составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в данный момент и в данных условиях. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и продолжающих друг друга ситуаций. Педситуация – это своего рода акт в пьесе, который отличается от других участниками, местом и временем совершения, заложенными идеями и другими факторами. Эта клеточка педпроцесса концентрирует в себе все его достоинства и недостатки. Педситуации могут быть стихийными и предварительно спроектированными учителем. По месту возникновения и протекания различают ситуации на уроке, дома, на улице, после уроков и др. По степени оригинальности: стандартные, нестандартные. По заложенным противоречиям: конфликтные и бесконфликтные. В учебно-воспитательном процессе используются проблемные и производственные ситуации, ситуации успеха и др. Нередко ситуации инициируют творчество как со стороны ученика, так и со стороны учителя. К таковым, например, относятся ситуации морального творчества, способствующие поиску новых нравственных способов разрешения конфликта.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Педагогическая ситуация
это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение (Н.Л. Селиванова).
Как отмечает автор этого определения, «педагогическая ситуация – разновидность социальной ситуации. Процесс ее конструирования двусторонний. С одной стороны, педагог целенаправленно создает или использует уже существующие объекты и явления окружающей среды; включает во взаимодействие с ними ребенка; регулирует это взаимодействие, изменяя параметры среды; планирует определенный педагогический результат. С другой стороны, ребенок в соответствии со своими индивидными потребностями, субъективным восприятием и личностными качествами отбирает и организует различные элементы среды в ситуацию (не всегда совпадающую с задуманным педагогом проектом), определяет ее, сообразуясь с собственным опытом, и на основе этого строит с ними свои отношения. Педагогическая ситуация позволяет воспитателю наблюдать эти отношения, а значит осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки. В литературе описаны различные педагогические ситуации. Среди них: ситуация авансирования доверием, свободного выбора, непринужденной принудительности, эмоционального заражения, соотнесения, успеха, творчества, новичка, конфликта и др.». См. также:
Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. – М.:УРАО ИТИП, 2010.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.72 мб

Проектирование педагогических ситуаций

Искандарова Диляра Фаргатовна
В статье рассматриваются отдельные аспекты ценностного взаимодействия, при этом сами ценности представлены как возможность взаимодействия преподавателя со студентами.
Читать PDF
351.46 кб

Факторы формирования педагогической ситуации

Карманчиков А. И.
Наряду с привычными факторами, влияющими на педагогический процесс, формирующими педагогическую ситуацию, в последнее время растет значимость и других, таких как личностный фактор, фактор возрастания скорости протекания процессов
Читать PDF
385.22 кб

Отношение студентов к педагогическим ситуациям

Печко Александр Николаевич
Рассмотрен вопрос необходимости и целесообразности использования педагогических ситуаций на занятиях по курсу теории и методики физического воспитания в высшем учебном педагогическом заведении.
Читать PDF
148.53 кб

Отбор средств описания педагогической ситуации

Даринская Лариса Александровна, Молодцова Галина Ивановна
В статье рассматриваются проблемы анализа педагогической ситуации и роли аутентичных средств ее описания в процессе личностно-профессиональной подготовки студентов.
Читать PDF
86.33 кб

Анализ ситуаций при постановке педагогической задачи

Матросова Ю. С.
Читать PDF
153.73 кб

Педагогические ситуации в профессиональном образовании

Батчаева Н. А.
Читать PDF
792.82 кб

Метод диагностических ситуаций в педагогическом исследовании

Байбородова Людмила Васильевна
Определяются особенности педагогического исследования, подчеркивается важность использования комплекса различных методов, обеспечивающих достоверность полученной информации.
Читать PDF
294.76 кб

Методы педагогической диагностики в ситуации неопределенности

Лаврентьева Зоя Ивановна
Автор статьи рассматривает спектральный анализ как метод познания педагогических явлений в ситуации неопределенности.
Читать PDF
1.78 мб

Условия педагогической производительности ситуации у подростков

Ажыкулов Сапарбек Мажитович
В статье изложены основные идеи исследования, направленные на решение проблем, связанных с педагогическими ситуациями подростков.
Читать PDF
454.10 кб

Педагогические и конфликтные ситуации учителя физической культуры

Печко Олександр Миколайович
Раскрывается суть возникновения педагогических и конфликтных ситуаций между учителем и учеником.
Читать PDF
178.83 кб

Педагогическая поддержка подростков в ситуации социального выбора

Щербинина О. С.
Читать PDF
491.52 кб

Различные подходы к трактовке и разрешению педагогических ситуаций

Темина Светлана Юрьевна
Рассматриваются когнитивный, ситуативный и личностный подходы к трактовке и разрешению педагогических ситуаций, отмечаются их преимущества и ограничения в практическом применении, предлагается интегрированное понимание педагогичес
Читать PDF
195.41 кб

Педагогическое проектирование профессионально-развивающей ситуации

Новикова Е. А.
Читать PDF
600.13 кб

Педагогический совет по теме : «Организация ситуации успеха ученика»

Белозёрова Ольга Владимировна
Читать PDF
243.00 кб

Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология

Махотин Д. А.
В статье делается обзор истории появления, характерные признаки и особенности ис-пользования в учебном процессе метода анализа конкретной ситуации.

Похожие термины:

  • Социально-педагогическая ситуация

    это понятие, которое является познавательным инструментом для описания и анализа имеющихся условий и факторов государственного, нормативно-правового, социально-культурного и культурно-образова
  • Ситуация педагогическая проблемная

    это психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности. Основными параметрами такой ситуации являются необъективность, неопределенность, о