Педагогическая ситуация
Ситуация педагогическая
состояние педагогического процесса, в котором имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности. (3)
СИТУАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
(СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) – состояние педагогического (социальнопедагогического) процесса, в котором имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Педагогическая ситуация
совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося; кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
(от ср. – век. лат. situatio – положение) – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых социальным педагогом или возникающих спонтанно в социальнопедагогическом процессе; кратковременное взаимодействие социального педагога и воспитанника (группы) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Ситуация педагогическая
1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых преподавателем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе, цель создания педагогических ситуаций – формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие педагога с обучаемым (группой) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Педагогическая ситуация
(от франц. situation — положение, обстановка, совокупность обстоятельств) — момент взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который обостряет противоречия воспитательного процесса. П.с. требует поиска педагогически целесообразных способов ее разрешения. Особенностью П. с. является то, что педагог принимает решение в условиях неопределенности (он, как правило, не имеет необходимой и достаточной информации, что позволило бы учесть все условия); П.с. открыты для поиска альтернатив (не имеют закрытого перечня возможных решений) и требуют творческого подхода педагога к поиску возможных вариантов решения. Педагог и учащийся (воспитанник), являясь субъектами ситуации, находятся в условиях неравной ответственности: ответственность за развитие и разрешение ситуации лежит на педагоге.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Педагогическая ситуация
составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в данный момент и в данных условиях. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и продолжающих друг друга ситуаций. Педситуация – это своего рода акт в пьесе, который отличается от других участниками, местом и временем совершения, заложенными идеями и другими факторами. Эта клеточка педпроцесса концентрирует в себе все его достоинства и недостатки. Педситуации могут быть стихийными и предварительно спроектированными учителем. По месту возникновения и протекания различают ситуации на уроке, дома, на улице, после уроков и др. По степени оригинальности: стандартные, нестандартные. По заложенным противоречиям: конфликтные и бесконфликтные. В учебно-воспитательном процессе используются проблемные и производственные ситуации, ситуации успеха и др. Нередко ситуации инициируют творчество как со стороны ученика, так и со стороны учителя. К таковым, например, относятся ситуации морального творчества, способствующие поиску новых нравственных способов разрешения конфликта.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Педагогическая ситуация
это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение (Н.Л. Селиванова).
Как отмечает автор этого определения, «педагогическая ситуация – разновидность социальной ситуации. Процесс ее конструирования двусторонний. С одной стороны, педагог целенаправленно создает или использует уже существующие объекты и явления окружающей среды; включает во взаимодействие с ними ребенка; регулирует это взаимодействие, изменяя параметры среды; планирует определенный педагогический результат. С другой стороны, ребенок в соответствии со своими индивидными потребностями, субъективным восприятием и личностными качествами отбирает и организует различные элементы среды в ситуацию (не всегда совпадающую с задуманным педагогом проектом), определяет ее, сообразуясь с собственным опытом, и на основе этого строит с ними свои отношения. Педагогическая ситуация позволяет воспитателю наблюдать эти отношения, а значит осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки. В литературе описаны различные педагогические ситуации. Среди них: ситуация авансирования доверием, свободного выбора, непринужденной принудительности, эмоционального заражения, соотнесения, успеха, творчества, новичка, конфликта и др.». См. также:
Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. – М.:УРАО ИТИП, 2010.
Как отмечает автор этого определения, «педагогическая ситуация – разновидность социальной ситуации. Процесс ее конструирования двусторонний. С одной стороны, педагог целенаправленно создает или использует уже существующие объекты и явления окружающей среды; включает во взаимодействие с ними ребенка; регулирует это взаимодействие, изменяя параметры среды; планирует определенный педагогический результат. С другой стороны, ребенок в соответствии со своими индивидными потребностями, субъективным восприятием и личностными качествами отбирает и организует различные элементы среды в ситуацию (не всегда совпадающую с задуманным педагогом проектом), определяет ее, сообразуясь с собственным опытом, и на основе этого строит с ними свои отношения. Педагогическая ситуация позволяет воспитателю наблюдать эти отношения, а значит осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки. В литературе описаны различные педагогические ситуации. Среди них: ситуация авансирования доверием, свободного выбора, непринужденной принудительности, эмоционального заражения, соотнесения, успеха, творчества, новичка, конфликта и др.». См. также:
Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. – М.:УРАО ИТИП, 2010.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016