ПАУЗА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАУЗА
(от лат. pausa – прекращение). Временный разрыв в потоке устной речи. П. во взаимодействии с мелодикой членит речь на фразы, выполняя интонационносинтаксические функции. П. рассматривается и как элемент невербальной коммуникации, она свидетельствует о затруднении в выборе слов. На продолжительность и распределение П. влияют сложность речемыслительных задач, подготовленность / неподготовленность речи. Иногда П. является следствием слабого знания языка, недостаточной сформированности навыков и умений. П. влияет на темп речи. Различают следующие типы П.: 1) логические (с их помощью речь делится на смысловые отрезки); 2) психологические (помогают говорящему передать свои переживания, связанные с содержанием речи и эмоционально-творческими намерениями); 3) ритмические (организуют ритм стихотворных текстов); 4) ситуативные (используются в разных ситуациях общения с различными целями, например, помочь студентам записать текст лекции); 5) индивидуальные (вызваны особой манерой говорить).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПАУЗА
(от греч. παυσις — ‘остановка, прекращение’) — перерыв в звучащей речи, которому акустически обычно соответствует отсутствие звука, а физиологически (артикуляционно) — остановка в работе речевых органов.
Исследователи выделяют различные типы П.: логические П. (с их помощью речь делится на смысловые отрезки, напр.: Казнить / нельзя помиловать и Казнить нельзя / помиловать); психологические П. (с их помощью говорящий передаёт свои переживания, связанные с содержанием речи и эмоционально-творческим намерением); физиологические П. (связанные не с переживаниями говорящего, а с физическим состоянием его организма: одышкой, слабостью, возрастом; применение их в чтении возможно лишь в имитационных целях — чтобы показать, как говорил тот или иной персонаж в данном положении); ритмические П. (организующие ритм стихотворных текстов); ситуативные П. (необходимые в той или иной ситуации, напр., в случае приказа Круу | гом!); артикуляционные П. (необходимые при произнесении некоторых звуков, слогов в слове, между словами, напр.: В танцах из | вращений / Не делай извращений); индивидуальные П. (связанные с особой манерой говорить) и мн.др.
При подготовке текста к выразительному чтению важно знать правила расстановки П., которые описаны в специальной литературе. Речевым недостатком является заполнение П. звуками (т.н. «эканье», «меканье») и словами это, вот, так, значит, понимаете и др.
Исследование П., её видов и влияния на понимание высказывания и на эмоциональное состояние слушателей, её роли в организации текстов разных сфер функционирования языка — одно из активно разрабатываемых направлений лингвистики со второй половины XX в.
Лит.: Александрова О.А. Речекоммуникативный статус паузы колебания: КД. Нижний Новгород, 2004; Андреева С.А. Функции паузы в поэтике английской «новой драмы» (Дж.Б. Шоу и Дж. Голсуорси): КД. Красноярск, 2005; Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. М., 1959; Дмитриева Е.Д. Практикум по выразительному чтению. М., 1981; Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп речи, ритм. М., 1998; КРРЭСС. М., 2003; Кузбасова О.В. Выразительное чтение. М., 1998; Никольская С.Т. Техника речи. М., 1978; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976; Савкова З.В. Искусство оратора. СПб., 2000; Савостьянов А.И Техника речи в профессиональной подготовке учителя. М., 1999; ЯЭС. М., 1998; Шеховцов Б.П. Техника звучащей речи: Методическое пособие для студ. фак-танач. классов. Красноярск, 1995.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

ПАУЗА
греч. pausis — прекращение) — временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. П. принадлежит значительная роль в выразительности речи. Их смысловая роль также чрезвычайно велика. П. во взаимодействии с мелодикой членят речь и фразы, а фразу (во взаимодействии с мелодикой и ударениями) — на речевые звенья (синтагмы). В первом случае суммарная продолжительность П. сказывается на общем темпе Речи, во втором — влияет на темп фразы. Различают П. синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и психологическими причинами). Среди психологических П. обычно отмечают П. припоминания, П. умолчания, П. напряжения. В устной речи П. так же, как и слова, являясь отражением мыслительных процессов, могут свидетельствовать о затруднениях говорящего в подборе слов, выстраивании фразы и более крупных конструкций, но могут быть сделаны и специально, осознанно, расчленяя высказывание в самых, на первый взгляд, неподходящих местах (например, в середине слова). Длительность П. зависит от того, что вызывает остановку и ради чего она производится. П. нужна слушателю. Она нужна, чтобы осознать новую информацию, прореагировать, сравнить ее с прошлым опытом, найти для нее место в ряду ассоциаций и тем самым запомнить. П. нужна говорящему не только для того, чтобы набрать воздуха, собраться с мыслями, но и для того, чтобы успеть заметить реакцию на то, что произнесено и как произнесено. Часто именно реакция слушателей на то или иное высказывание определяет дальнейшее протекание речи. В любом случае П. — это не просто разрыв в потоке речи, не просто молчание. Это — продолжение разговора другими (невербальными) средствами. Недаром существуют такие выражения, как «красноречивая пауза», «красноречивое молчание». П. нередко с успехом заменяет как отдельные слова, так и развернутые высказывания. Умение не сказать, опустить в разговоре какое-то слово или даже фразу иногда позволяет воздействовать на собеседника гораздо сильнее, чем самыми образными выражениями. Опытный учитель, беседуя с классом, посередине фразы «вдруг» делает П., и класс, как по команде, дружно «подсказывает» недостающее слово или окончание фразы. Конечно, таким приемом нельзя пользоваться слишком часто, но польза от него несомненная: он помогает активизировать работу учеников и обеспечивать обратную связь. Выделяют П. дисциплинарного характера. Каждому знакома ситуация, когда во время урока неожиданно и постепенно возникает характерный шум, который мешает учителю говорить, а ученикам — слушать. В этом случае многие учителя прибегают к испытанному приему — резко, на полуслове обрывают речь. Такая «дисциплинирующая» П. срабатывает далеко не всегда, и учителю не стоит злоупотреблять ею. П. в устной речи, когда между говорящими есть возможность непосредственного контакта, всегда чем-то наполнена: мимикой, взглядом, жестом, нарочитой неподвижностью или, напротив, перемещениями говорящего (учитель может ходить, садиться, вставать, наклоняться). Таким образом, о П. можно говорить как о явлении интонационно-синтаксическом и как элементе невербальной коммуникации. Лит.: Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Маслов Ю. С. Введение в языкознание. — М., 1987; Светозарова Н.Д. Пауза // ЛЭС. — М., 1990; Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. — Рига, 1974. А.А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Похожие термины:

  • Пауза учебная

    этап изучения литературного произведения (Л.Ф. Мирошниченко), связующее звено между чтением произведения и его анализом. Специфика познавательной деятельности учащихся заключается в том, что при