ПАУЛЬСЕН ФРИДРИХ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАУЛЬСЕН Фридрих
(1846–1908) – немецкий философидеалист. Им написана “Педагогика” (1913), в которой рассматриваются социальные аспекты.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПАУЛЬСЕН (Paulsen) ФРИДРИХ (1846-1908)
немецкий философ, педагог. С 1875 преподавал в Берлинском университете (экстраординарный профессор с 1878). Разработал философскую концепцию "идеалистического пантеизма" (истолкование действительности как "единой духовной вселенной"). В этике считал высшим благом жизненную деятельность, претворяющую цели в жизнь. Этика и связанная с ней педагогика, по П., должны способствовать совершенствованию индивидуума как социального целого. Выступал за уравнение в правах выпускников классических и реальных гимназий и высших реальных училищ. Законодательное утверждение этого предложения П. (1900) стало важным этапом в истории немецкой средней школы. Автор историко-педагогических исследований в области высшего и среднего образования, в т.ч. фундаментального труда "Исторический очерк развития образования в Германии" (1885; рус. пер. 1908).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПАУЛЬСЕН Фридрих
16.7.1846, Лангенхорн, Шлезвиг-Гольштейн, — 14.8.1908, Берлин), нем. философ, педагог. Учился в ун-тах Эрлангена, Бонна, Гейдельберга (д-р философии, 1871). С 1875 преподавал в Берлинском ун-те (экстраординарный проф. с 1878). Свою филос. концепцию обозначал как «идеалистич. пантеизм» — истолкование действительности как «единой духовной вселенной». Основу духовного, следуя А. Шопенгауэру, видел в воле. В этике считал высшим благом жизненную деятельность, претворяющую цели в жизнь. Этика и связанная с ней педагогика, по А., должны способствовать совершенствованию индивидуума как члена социального целого.
П. выступал за уравнение в правах выпускников классич. и реальных гимназий и высших реальных уч-щ. Законодат. утверждение этого предложения П. (1900) стало важным этапом в истории нем. ср. школы. Пропагандировал широкое внедрение в шк. практику методов обучения, активизирующих самостоятельность учащихся, в т. ч. в мышлении. Автор ист.-пед. исследований в области высш. и ср. образования, в т. ч. фундаментального труда «Историч. очерк развития образования в Германии» (1885, рус. пер. 1908).
Соч.: Gesammelte padagogische Abhandlungen, hrsg. von E. Spranger, Stuttg., 1912; System der Ethik, Stuttg., 192l12; врус. пер.: Германские ун-ты, СПБ, 1904; Педагогика, М., 1913; Введение в философию, M.
Лит.: Блонский П. П., Фридрих Паульсен как философ и педагог, «Вопросы философии и психологии», 1908, кн. 4 (94); L a u l e G., Die Padagogik F. Paulsens im Zusammenhang mit seiner Philosophie und ihrem Einflu? auf das deutsche Schulwesen, Langensalza, 1914. А. И. Пискунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия