Патриотизм

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАТРИОТИЗМ
(греч. patris родина) моральный принцип, включающий уважение человека к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию данной страны.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ПАТРИОТИЗМ
(от греч. родина, отечество) - социально- политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ПАТРИОТИЗМ
(от греч. patris – родина, отечество) – любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПАТРИОТИЗМ
(от греч. patris – родина) – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Патриотизм
нравственное чувство, которое присуще каждому человеку и является результатом освоения личностью ценностей своей Родины, а, следовательно, идентификацией с культурой как совокупностью ценностей, и проявляется в деятельности личности [85, с. 41].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Патриотизм
синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Патриотизм
чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину (край, республику, город или сельскую местность), где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [35, с. 7].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

ПАТРИОТИЗМ
от греч. patris—родина, отечество) — любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее. Ведущее место в процессе становления патриотического сознания учащихся занимает содержание образования.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПАТРИОТИЗМ
(Patriotism) (от греч. рatris – отечество) – преимущественно эмоционально-нравственная связь человека (групп людей) с территорией, культурой, историей своей страны, народа, складывавшаяся в этнои социогенезе, поэтому имеющая как социальные, так и генетические корни, выраженная в соответствующих образах и понятиях (Родина, Отечество), проявляющаяся как организующая жизнедеятельность людей ценность и отраженная в стремлении эту ценность отстаивать, защищать. Выступая как социальная характеристика личности и одновременно как категория духовной жизни, патриотизм является интегральным понятием, отражающим качество процесса развития личности (Основы работы с молодежью: учебное пособие / П.И. Бабочкин и др.; под ред. Т.Э. Петровой. – М.: Альфа-М, 2013. – 109 с.).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Патриотизм
гр. – родина, отечество) – положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как любовь к Родине, своему народу, местам своего рождения и проживания. Формула патриотизма: «Мое дело есть дело моей Родины и моего народа». Патриотизм не связан с замалчиванием негативных свойств своего народа, он видит и чувствует все, но продолжает любить, способствовать росту, делать свой посильный вклад в культуру и производство. Патриотизм как отношение к своей родине не исключает уважения к другим народам, государствам, он не есть чувство национального превосходства и желания жить благополучно в ущерб другим. Такой патриотизм осуждается христианством. Настоящий патриотизм, как чувство, как отношение, как качество личности и народа является законночеловеческим и вполне христианским человеческим свойством. Между тем, марксизм-ленинизм трактовал патриотизм как «буржуазное качество», как источник национализма. Сторонники этого учения считали его чуждым пролетариату («У пролетариата нет отечества»). Этому чувству и личностному качеству они противопоставляли «пролетарский интернационализм». Сегодня стали очевидны потери, связанные с забвением воспитания такого высокого качества в людях. Впервые в русском языке слово появилось во времена Петра I.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПАТРИОТИЗМ
любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями П. как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение. Наиболее ясное понимание национального П. проявилось в начале 15 в. в подвиге французской народной героини Жанны дАрк: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В дальнейшем и в других странах национальный П. формировался под влиянием борьбы с иноземными захватчиками, инакомыслящими элементами и пр. Как правило, интерес к П. с наибольшей силой возникал в ситуациях войн, революций и других социальных катаклизмов. Длительный период в истории человечества отечество признавалось единственным, самым высшим предметом поклонения и служения. Однако в современных условиях такой П., связанный с фактической враждой к иным народам, обречен на неизбежную гибель. К началу 21 в. глобальные изменения в мировом сообществе привели к необходимости объединения всего прогрессивного человечества в целях спасения цивилизации, поэтому национальное обособление становится физически невозможным. Современное понимание П. во многом опирается на идеи христианства: в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству видеть его интерес и достоинство гл.о. в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПАТРИОТИЗМ
(от гр. πατριζ – отечество, πατριώτηζ – соотечественник) – любовь к своей родине, к своему народу, чувство ответственности за судьбу Родины, готовность служить ее интересам, способствовать ее успехам во внутренней жизни и на международной арене; готовность подчинить свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее. П. – явление социально-историческое, это одно из наиболее глубоких чувств, которое формировалось на протяжении многих веков и имело различный социальный характер – подданический, сословный, национальный, религиозный, государственный. Но независимо от различий, важнейшими элементами П. всегда были привязанность к родной земле и культуре. Проблемы П. приобретают особую актуальность в периоды формирования и становления нации, образования новых государств, развития национальных и особенно национально-освободительных движений, войн и т. д. Сегодня они обостряются в связи с процессами, происходящими в мире, – глобализации, интеграции, интернационализации; попытками поставить под вопрос роль и значение государственного и национального суверенитета и т. д. В современных условиях П. поднимается на более высокий уровень, распространяется на все население страны, пронизывает все сферы общественной жизни. П. несовместим с нарушениями прав человека, норм и правил демократического общества; он является одним из важнейших факторов развития демократического общества. Истинный П., гордость за свою родину, любовь к ней несовместимы с национализмом (Краткий энциклопедический словарь. Политология. – М.: Зевс, 1997. – С. 367; Політичний енциклопедичний словник. – К.: Генеза, 1997. – С. 251; Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – С. 185; Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Больш. Рос. энцикл., 1999. – С. 109–110). Ю. Н. Розенфельд

Источник: Глоссарий современного образования.

ПАТРИОТИЗМ
греч. patris — родина, отечество), социально-полит. и нравств. принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. П. проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к ист. прошлому своего народа, в бережном отношении к нар. памяти, нац.-культурным традициям. Чувство П., выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, т. н. малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности. С развитием гос-ва П. наполнился полит. смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов отечества. С углублением социальных антагонизмов П. приобрел классовое содержание, интересы класса нередко рассматривались как более важные, чем интересы родины. В обществ.-гос. системах, в к-рых доминируют ограниченные интересы правящих групп, принцип П. извращается: любовь к родине подменяется преданностью властям; в соответствии с этим полезным для родины признается все, что отвечает интересам правящей элиты. Не будучи осознанной, эта подмена порождает глубокие нравств. коллизии.
Марксизм выступил против П. как лицемерной идеи, за к-рой скрываются интересы буржуазии. Такое отношение к П. сохранялось нек-рое время и в сов. идеологии, однако угроза войны в 30-х гг. выявила потребность в активизации патриотич. чувств как важного средства идейно-психол. консолидации народа в противостоянии внеш. врагу. Великая Отеч. война, а затем нараставшее поли-тико-идеологич. противопоставление СССР зап. странам способствовали тому, что П. стал восприниматься как принцип противостояния некоему образу врага; патриотич. воспитание рассматривалось гл. обр. как военно-патриотическое. С распадом СССР в ряде его быв. республик возникли националистич. движения и орг-ции, к-рые стали использовать патриотич. лозунги. Такая фальсификация П. чрезвычайно опасна, т. к. приводит к разжиганию нац. розни и спекуляции на патриотич. настроениях людей.
С этико-гуманистич. точки зрения значение П. обусловлено тем, что он является одной из форм соподчинения личных и обществ. интересов, единения человека и отечества. Патриотич. чувства и идеи только тогда возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к др. народам и способствуют изменению психологии нац. исключительности и недоверия в сторону взаимопонимания в межнац. и межгос. отношениях. Этот момент патриотич. сознания приобрел особую актуальность во 2-й пол. 20 в., когда угроза ядерного самоуничтожения или экологической катастрофы потребовали переосмысления всей системы этич. ценностей, и в частности П. Р. Г. Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
293.00 кб

Патриотизм и гражданская идентичность как объект исследования научно-образовательного центра «Модерн

Панкратов Сергей Анатольевич, Учеваткина Анна Ивановна
Читать PDF
630.78 кб

Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия

Силкова Ксения Александровна, Плешкова Ирина Анатольевна
В работе представлено исследование по одной из важных непреходящих тем любви к Родине, патриотизма. Раскрывается роль патриотического воспитания в современном российском обществе.
Читать PDF
94.99 кб

Патриотизм требует конкретики (рецензия на серию изданий А. Г. Прокофьева о патриотическом воспитани

Борытко Николай Михайлович
Читать PDF
286.30 кб

Педагогический аспект понятия «Патриотизм» как методология патриотического воспитания

Вырщиков Анатолий Николаевич
Анализируются философские, социологические, психологические аспекты понятия «патриотизм» с точки зрения предмета педагогики.
Читать PDF
820.95 кб

Патриотизм в сознании старшеклассников через призму отечественной истории

Жукова Екатерина Васильевна
В статье рассматриваются результаты анкетирования, проведенного в апреле 2012 г. среди учащихся 10-11-х классов МАОУ СОШ № 16 и МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова.
Читать PDF
261.63 кб

Патриотизм: есть ли альтернатива?

Царев А. И.
Читать PDF
250.15 кб

Патриотизм как ценность гражданского общества

Лесняк Виктор Иванович, Орлов Вадим Борисович
Читать PDF
1.36 мб

Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной Российской молодежи

Силкова Ксения Александровна, Плешкова Ирина Анатольевна
В работе представлено исследование проблемы патриотического воспитания современной молодежи. Раскрывается роль патриотического воспитания в современном российском обществе.
Читать PDF
136.00 кб

Патриотизм и гражданственность в понимании современных подростков

Черкесова Екатерина Владимировна
Рассматривается одна из важнейших черт современной личности, ее внутренний стержень, влияющий на ценностные ориентации, — гражданско-патриотические качества личности, которые можно формировать средствами музейного краеведения.
Читать PDF
169.87 кб

Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учрежден

Мельникова Лариса Александровна, Суслонов Павел Евгеньевич
Проблема воспитания патриотизма приобретает особую актуальность в современном российском обществе в связи с формированием групп населения с различным пониманием патриотизма.
Читать PDF
175.61 кб

Патриотизм как основополагающий компонент литературного образования (на материале учебных заведений

Кипнес Л. В.
Читать PDF
3.56 мб

Патриотизм как идеология национального возрождения

Олейникова Ольга Дмитриевна
Автор показывает, что система образования должна быть направлена на формирование ценностно-нормативного согласия в культуре, предполагающего ориентацию на воспитание личности, способной осваивать массив проф.
Читать PDF
0.00 байт

Патриотизм как социально-педагогический феномен

Мусс Г. Н.
Исследован патриотизм как социально-педагогический феномен, выявлены онтологическая и гносеологическая составляющие феномена «патриотизм», его сущность и внешние проявления, уточнена авторская позиция касательно определения данног
Читать PDF
0.00 байт

Этический смысл понятия «Патриотизм» в контексте формирования комплекса позитивных качеств личности

Луговой А. Ю.
В статье раскрывается понятие «патриотизм» как социокультурная ценность, патриотизм рассматривается в качестве одного из факторов развития и становления личности представителя молодого поколения.
Читать PDF
0.00 байт

Гражданский патриотизм как основа ценностно-мотивационной активности личности в инновационной деятел

Михайлова Ольга Борисовна
Развитие инновационной деятельности личности невозможно представить вне целей, ценностей и мотивов самореализации.

Похожие термины:

  • Квасной патриотизм

    ст.слав. – квас) – нравственно-этическая черта личности, выражающая чрезмерную любовь ко всему отечественному, родному. Проявляется как отстаивание превосходства чего бы то ни было родного, вопре
  • Государственно-патриотическое воспитание

    оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствова
  • ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    целенаправленный процесс формирования у детей и молодежи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите.
  • ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    одно из направлений воспитания, основанное на принципах единства национального и общечеловеческого в воспитании, направленное на развитие национального мировоззрения, любви к своему народу, ува
  • ВОСПИТАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    это формирование чувства национальной гордости, морально-психологических качеств гражданина, патриота, защитника государственного суверенитета Украины; воспитание физически закаленной личнос
  • ПАТРИОТИЧНОСТЬ

    (от греч. patris – родина, отечество) – преданность и любовь к своей стране, городу, народу, делу.
  • Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы

    элемент целостной воспитательной системы школы, представляющий совокупность форм, методов и средств, основанный на использовании возможностей активной социо-образовательной среды, результатом