ПАРКЕР ФРАНСИС УЭЙЛЕНД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАРКЕР ФРАНСИС УЭЙЛЕНД (1837-1902)
американский педагог. С 16 лет преподавал в сельской начальной школе. В 1865-71 директор школ в Манчестере и Дейтоне. В 1875-80 суперинтендант округа г. Куинси (штат Массачусетс). В своей педагогической деятельности боролся с формализмом в обучении, старался поставить ребенка в центр педагогического процесса, связать содержание учебных предметов с окружающей жизнью. В 1883-89 П. руководил нормальной школой в Чикаго. В 1899 стал директором Чикагского педагогического института, представлявшего собой экспериментальный педагогический центр, который в 1901 влился в педагогический факультет Чикагского университета. Руководимая П. нормальная школа стала своеобразной лабораторией университета. Деятельностью школы впоследствии руководил Дж. Дьюи, испытавший сильное влияние идей П.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПАРКЕР Франсис Уэйленд
9.10.1837, Бедфорд, шт. Нью-Хэмпшир, — 2.3.1902, Пасс-Кристиан, шт. Миссисипи), амер. педагог. С 16 лет работал учителем сел. нач. школы. В 1861—65 участвовал в гражд. войне на стороне северян. В 1865—71 был директором школ в Манчестере (Нью-Хэмпшир) и Дейтоне (Огайо), где отказался от жесткой дисциплины, наказаний, не поощрял соперничество между учениками. В 1872—75 изучал философию, педагогику и психологию в Европе. Значит. влияние на пед. взгляды и деятельность П. оказало наследие И. Г. Песталоцци, идеи И. Ф. Гербарта. После возвращения из-за границы П. был избран суперинтендентом округа г. Куинси (Массачусетс). Деятельность его на этом посту (1875—80) получила широкую известность. П. повел борьбу с формализмом в обучении, поставил перед школой задачи сделать ребенка центром пед. процесса и связать содержание уч. предметов так, чтобы усилить их жизненное значение для детей, ввел в программу естеств. науки. Свои идеи П. развивал в дальнейшей работе в качестве инспектора школ округа Кук в Чикаго (1880—83), а также (в 1883—89) на посту директора 8-летней нач. нормальной школы этого округа. При школе имелись б-ка, типография, где печатались уч. материалы, уч. мастерские, опытнический с.-х. участок, дет. сад. П. отказался от жесткой регламентации шк. обучения, использовал элементы комплексного содержания обучения. Орфография, чтение, чистописание изучались в процессе придумывания детьми и печатания рассказов в «Листках для чтения», естествознание, география — во время прогулок по окрестностям и экскурсий. Изучение естествознания связывалось с занятиями языком и изобразит, иск-вом, математики — с лабораторными работами, ручным трудом (вязание, плетение, гончарное и переплетное дело, садоводство, кулинария). Музыка и драма, гигиена и физич. воспитание рассматривались как средство самовыражения детей. Важную роль в деятельности П. занимала работа с учителями на регулярных конференциях.
В 1899 П. стал директором Чикагского пед. ин-та, представлявшего собой эксперим. пед. центр. к-рый в 1901 влился в пед. ф-т Чикагского ун-та. Руководимая П. нормальная школа стала своеобразной лабораторией при Чикагском ун-те; ее деятельностью впоследствии руководил Дж. Дьюи, испытавший сильное влияние идей П.
П. считал центр. задачей воспитания правильное развитие в каждом ребенке «внутр. движущих сил», творческих способностей, фантазии. Как демократ и республиканец, П. был сторонником независимости школы от гос-ва, рассматривал ее как «образец семьи, общину и зародыш демократии», считая свободное и полноценное развитие индивидуума залогом демократизации общества. Дж. Дьюи назвал его «отцом прогрессивного воспитания». Деятельность и идеи П. оказали Значит. воздействие на развитие педагогики в США.
Соч.: Talks on pedagogics. An outline of the theory of concentration, N. Y. — Chicago, 1894;
The Quincy method, «The American Journal of Sociology», 1900, v. 6, № l, p. 114—20.
Лит.: Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны, М., 1972, с. 89—92; Dewey J., [In memoriam: Colonel F. W. Parker], «Elementary School Tea-cher», 1902, v. 2, June, p. 704—08; D a n g l e r E., From Quncy to Chicago — The American Comenius, «Harvard Educational Review», 1943, v. 13, p. 19—64; Cremin L. A., Thetransfor-mation of the school, N. Y., 1961; Campbell J. K., Colonel F. W. Parker. The childrens crusa-der, N. Y., [1967]. M. В. Кларин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия