Парадигмы образования
Парадигма образования
ведущий подход к выбору содержания, форм организации образования, способ обучения и воспитания. Выражение введено Б. Битинасом.
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
от греч. paradeigma - пример, образец) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. )См. также Парадигма
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Парадигма образования
система идей, норм, теорий, методов и методик, характеризующаяся единством толкования основных положений педагогической науки и использования их в школьной практике на конкретном историческом этапе. В основе каждой парадигмы – определенная концепция деятельности. Ныне утверждается личностно ориентированное образование. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
Парадигмы образования
те устоявшиеся и общепринятые идеи, теории или учения, которыми реально руководствуются все работники сферы образования при организации процессов обучения и воспитания или управлении образованием. Это своего рода общая «руководящая идея», обеспечивающая единство действия и практиков, и теоретиков. Старение парадигм и возникновение новых происходит под влиянием науки в зависимости от состояния практики и общественно-экономических, социально-психологических и культурных условий конкретного общества. Так, в целом человечество «пережило» такие парадигмы в своем образовании, как магико-ритуалистическая в единстве с опытно-практическим обучением, калокагатийская (греко-латинская модель разностороннего развития и воспитания человека), теологическая (догматическая), гуманистическая (объяснительно иллюстративная), этономическая (адаптивная модель), интеллектуалистическая (развивающее обучение), культурологическая и комплексистская (интегрирующая элементы предыдущих, ранее прожитых парадигм). Каждая образовательная парадигма реализуется через свои цели, принципы, содержание и свои соответствующие технологии. Смена парадигм связана не только со сменой установок в системе власти, но и с изменением мышления, мировоззрения у абсолютного большинства работников образования.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
исходная концептуальная схема, модель постановки проблем в области образования и путей их решения, методов исследования. Парадигма образования имеет конкретную историческую специфику. Общая философия образования использует это понятие для обозначения культурно-исторических типов педагогического мышления и практики. Каждая эпоха обладает особой картиной мира и человека в нем в зависимости от общемировоззренческих представлений о природе, причинно-следственных связях явлений и вещей, человеке и его сущностных способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другим. Представления о ребенке, о возможностях, целях и задачах образования, об учителе и основных характеристиках личности – весь этот комплекс идей очерчивает парадигму образования и непосредственно отражает общую картину мира, свойственную эпохе. Любая парадигма образования в своем развитии проходит несколько этапов: становления, завершенности и, наконец, статики, когда она становится костной и препятствует дальнейшему развитию. Тем временем в недрах старой парадигмы рождаются новые идеи и принципы, тенденции, происходит переосмысление понятий, их взаимосвязей, формируется новая концепция парадигмы образования. В основу современных концепций различных вариантов парадигмы образования положены идеи гуманизации, демократизации, социальной ответственности личности за судьбы развития цивилизации.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Парадигма образования
совокупность методологических подходов и теоретических идей, которая воплощается в научно-педагогической деятельности и практике образования на определенном историческом этапе. Парадигма представляет собою модель, используемую для решения не только исследовательских, но и практических задач в определенной области действительности. Необходимость в новой образовательной парадигме возникает в связи с переходом к новому типу мышления и действия, новым способам преобразования действительности. Обосновывая ту или иную парадигму образования, педагогическая наука реагирует на «вызовы» общества, личности, государства, предлагая модель образовательной системы, в которой содержатся ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах ее деятельности, об организации, со держании и технологиях обучения и воспитания, о способа) взаимодействия основных субъектов образовании.
В XX веке разграничение парадигм шло прежде всего по таким параметрам, как возможность обеспечить качество и ото брать оптимальное содержание образования. В результате обоснованы три парадигмы, характеризующие развитие мирового образовательного процесса: 1) традиционалистская (академическая модель, ориентирующая на сохранение культурного наследия), 2) рационалистическая (ориентирующая на овладение эффективными способами учения), 3) гуманистическая (ставящая R центр внимания личность и ее развитие). В отечественном образовании XX века реализовались, в основном, два направления: 1) технократическое, в основу которого была положена ориентация на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками («знаниевая» парадигма) и 2) развивающее образование, основанное на гуманистической парадигме. В контексте этого направления возникла и парадигма личностно-ориентированного образования, направленная на преодоление противоречия между отношением к ребенку как ученику, т. е. объекту обучения и воспитания, и отношением к нему как человеку, т. е. субъект) жизни, истории, культуры.
В XX веке разграничение парадигм шло прежде всего по таким параметрам, как возможность обеспечить качество и ото брать оптимальное содержание образования. В результате обоснованы три парадигмы, характеризующие развитие мирового образовательного процесса: 1) традиционалистская (академическая модель, ориентирующая на сохранение культурного наследия), 2) рационалистическая (ориентирующая на овладение эффективными способами учения), 3) гуманистическая (ставящая R центр внимания личность и ее развитие). В отечественном образовании XX века реализовались, в основном, два направления: 1) технократическое, в основу которого была положена ориентация на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками («знаниевая» парадигма) и 2) развивающее образование, основанное на гуманистической парадигме. В контексте этого направления возникла и парадигма личностно-ориентированного образования, направленная на преодоление противоречия между отношением к ребенку как ученику, т. е. объекту обучения и воспитания, и отношением к нему как человеку, т. е. субъект) жизни, истории, культуры.
Источник: Глоссарий по педагогике.
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
В современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества в данный исторический период. Образовательная парадигма — это разделяемая большинством теоретиков и практиков сферы образования система теоретических, методологических и аксиологических представлений о том, что такое образование, каковы его цели, задачи, функции, как оно должно быть организовано на данном этапе общественного развития. Практика динамично изменяющейся жизни рубежных десятилетий конца XX - начала XXI вв. во всем мире свидетельствует о том, что классическая, или знаниево-просветительская парадигма образования исчерпала себя, и ей на смену закономерно пришла личностно-ориентированная парадигма образования — «образование в течение всей жизни». Знания остаются важнейшим универсальным критерием образованности, но образование сегодня не может сводиться к получению человеком комплекса знаний, умений и навыков, достаточных «на всю жизнь». Современное целостное понимание образованности человека включает в себя не только его «знаниевое» содержание, но и полученный человеком личный опыт, непосредственно связанный с его способностью реализовывать полученные знания на практике, выбирать для этого адекватные методы и средства, добывать для этого нужную информацию и налаживать необходимые коммуникации; понимание образованности включает в себя и развитость целой совокупности личностных качеств, делающих человека способным к рефлексии, самооценке, жизненному планированию и к непрерывному, в течение всей жизни, образованию. Курс на изменение характера, направленности, целей, содержания образования, ориентация отечественной системы образования на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущего специалиста закреплены в Законе РФ «Об образовании», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения для всех уровней образования. М.И. Яскевич
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.