Парадигмы образования

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Парадигма образования
ведущий подход к выбору содержания, форм организации образования, способ обучения и воспитания. Выражение введено Б. Битинасом.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
от греч. paradeigma - пример, образец) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. )См. также Парадигма

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Парадигма образования
система идей, норм, теорий, методов и методик, характеризующаяся единством толкования основных положений педагогической науки и использования их в школьной практике на конкретном историческом этапе. В основе каждой парадигмы – определенная концепция деятельности. Ныне утверждается личностно ориентированное образование. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Парадигмы образования
те устоявшиеся и общепринятые идеи, теории или учения, которыми реально руководствуются все работники сферы образования при организации процессов обучения и воспитания или управлении образованием. Это своего рода общая «руководящая идея», обеспечивающая единство действия и практиков, и теоретиков. Старение парадигм и возникновение новых происходит под влиянием науки в зависимости от состояния практики и общественно-экономических, социально-психологических и культурных условий конкретного общества. Так, в целом человечество «пережило» такие парадигмы в своем образовании, как магико-ритуалистическая в единстве с опытно-практическим обучением, калокагатийская (греко-латинская модель разностороннего развития и воспитания человека), теологическая (догматическая), гуманистическая (объяснительно иллюстративная), этономическая (адаптивная модель), интеллектуалистическая (развивающее обучение), культурологическая и комплексистская (интегрирующая элементы предыдущих, ранее прожитых парадигм). Каждая образовательная парадигма реализуется через свои цели, принципы, содержание и свои соответствующие технологии. Смена парадигм связана не только со сменой установок в системе власти, но и с изменением мышления, мировоззрения у абсолютного большинства работников образования.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
исходная концептуальная схема, модель постановки проблем в области образования и путей их решения, методов исследования. Парадигма образования имеет конкретную историческую специфику. Общая философия образования использует это понятие для обозначения культурно-исторических типов педагогического мышления и практики. Каждая эпоха обладает особой картиной мира и человека в нем в зависимости от общемировоззренческих представлений о природе, причинно-следственных связях явлений и вещей, человеке и его сущностных способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другим. Представления о ребенке, о возможностях, целях и задачах образования, об учителе и основных характеристиках личности – весь этот комплекс идей очерчивает парадигму образования и непосредственно отражает общую картину мира, свойственную эпохе. Любая парадигма образования в своем развитии проходит несколько этапов: становления, завершенности и, наконец, статики, когда она становится костной и препятствует дальнейшему развитию. Тем временем в недрах старой парадигмы рождаются новые идеи и принципы, тенденции, происходит переосмысление понятий, их взаимосвязей, формируется новая концепция парадигмы образования. В основу современных концепций различных вариантов парадигмы образования положены идеи гуманизации, демократизации, социальной ответственности личности за судьбы развития цивилизации.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Парадигма образования
совокупность методологических подходов и теоретических идей, которая воплощается в научно-педагогической деятельности и практике образования на определенном историческом этапе. Парадигма представляет собою модель, используемую для решения не только исследовательских, но и практических задач в определенной области действительности. Необходимость в новой образовательной парадигме возникает в связи с переходом к новому типу мышления и действия, новым способам преобразования действительности. Обосновывая ту или иную парадигму образования, педагогическая наука реагирует на «вызовы» общества, личности, государства, предлагая модель образовательной системы, в которой содержатся ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах ее деятельности, об организации, со держании и технологиях обучения и воспитания, о способа) взаимодействия основных субъектов образовании.
В XX веке разграничение парадигм шло прежде всего по таким параметрам, как возможность обеспечить качество и ото брать оптимальное содержание образования. В результате обоснованы три парадигмы, характеризующие развитие мирового образовательного процесса: 1) традиционалистская (академическая модель, ориентирующая на сохранение культурного наследия), 2) рационалистическая (ориентирующая на овладение эффективными способами учения), 3) гуманистическая (ставящая R центр внимания личность и ее развитие). В отечественном образовании XX века реализовались, в основном, два направления: 1) технократическое, в основу которого была положена ориентация на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками («знаниевая» парадигма) и 2) развивающее образование, основанное на гуманистической парадигме. В контексте этого направления возникла и парадигма личностно-ориентированного образования, направленная на преодоление противоречия между отношением к ребенку как ученику, т. е. объекту обучения и воспитания, и отношением к нему как человеку, т. е. субъект) жизни, истории, культуры.

Источник: Глоссарий по педагогике.

ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
В современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества в данный исторический период. Образовательная парадигма — это разделяемая большинством теоретиков и практиков сферы образования система теоретических, методологических и аксиологических представлений о том, что такое образование, каковы его цели, задачи, функции, как оно должно быть организовано на данном этапе общественного развития. Практика динамично изменяющейся жизни рубежных десятилетий конца XX - начала XXI вв. во всем мире свидетельствует о том, что классическая, или знаниево-просветительская парадигма образования исчерпала себя, и ей на смену закономерно пришла личностно-ориентированная парадигма образования — «образование в течение всей жизни». Знания остаются важнейшим универсальным критерием образованности, но образование сегодня не может сводиться к получению человеком комплекса знаний, умений и навыков, достаточных «на всю жизнь». Современное целостное понимание образованности человека включает в себя не только его «знаниевое» содержание, но и полученный человеком личный опыт, непосредственно связанный с его способностью реализовывать полученные знания на практике, выбирать для этого адекватные методы и средства, добывать для этого нужную информацию и налаживать необходимые коммуникации; понимание образованности включает в себя и развитость целой совокупности личностных качеств, делающих человека способным к рефлексии, самооценке, жизненному планированию и к непрерывному, в течение всей жизни, образованию. Курс на изменение характера, направленности, целей, содержания образования, ориентация отечественной системы образования на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущего специалиста закреплены в Законе РФ «Об образовании», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения для всех уровней образования. М.И. Яскевич

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
333.53 кб

Новая парадигма образования

Карякин Юрий Васильевич
Отправляясь от современных представлений о том, как живая система (клетка, человек, социум) познаёт мир, предлагается посмотреть на механизм организации образовательного процесса в высшем профессиональном образовании и трансформир
Читать PDF
491.03 кб

Еще одна парадигма образования

Белкин А.
Читать PDF
188.92 кб

Гендерная парадигма в образовании

Тукачева Юлия Сергеевна
Статья ставит своей целью рассмотреть сущность гендерной парадигмы в образовании, вводит и обосновывает понятие генде-ризации образования на основе коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса, обращает обще
Читать PDF
201.92 кб

Парадигма актуального образования

Голуб Г. Б., Коган Е. Я., Прудникова В. А.
Статья посвящена вопросам определения новых результатов образования, соответствующих требованиям экономики и социума. Рассмотрены принципы построения новых образовательных стандартов.
Читать PDF
250.39 кб

Гуманитарная парадигма образования

Сенько Юрий Васильевич
Читать PDF
207.21 кб

Парадигмы современного образования

Яцык В.З., Чернышенко Ю.К., Пискарева О.В.
Читать PDF
2.35 мб

Интегративная парадигма образования

Владимир Н. Турченко
Данная статья написана на основе монографии автора о фундаментальных основах современного социологического знания [1] и других его работ ([2-6]) для привлечения членов Международной академии КОНКОРД и Международной федерации ФИДЖИ
Читать PDF
189.59 кб

Новая парадигма образования XXI века

Карпенко М.
Читать PDF
133.43 кб

Перспективы смены парадигмы образования

Радченко А. Ф.
Статья посвящена анализу необходимости пересмотра современной российской парадигмы образования с учетом международной специфики.
Читать PDF
105.54 кб

Инженерное образование: смена парадигмы

Ветров Ю. , Майборода Т.
Читать PDF
96.93 кб

Две парадигмы предшкольного образования

Шкляревская Светлана Моисеевна
Представлена сравнительная характеристика двух подходов к построению предшкольного образования: учебно-дисциплинарного и личностно-ориентированного.
Читать PDF
64.07 кб

Культурологическая парадигма образования

Флиер Андрей Яковлевич
В статье рассматривается новая культурологическая парадигма современного образования, сформировавшаяся и обретшая актуальность в контексте «культурного поворота» современного социального развития.
Читать PDF
265.04 кб

Нанонаука и смена парадигм в образовании

Муртазина Э. М., Амирова Г. Г.
В XXI веке с развитием технологий назрели изменения в образовании и подготовке нового поколения ученых, инженеров и высококвалифицированных рабочих.
Читать PDF
292.32 кб

Борьба парадигм в современном образовании

Подлиняев Олег Леонидович, Морнов Константин Алексеевич
В статье анализируются методологические противоречия, существующие между двумя стратегиями современного образования: социодинамической и субъектнодинамической.
Читать PDF
376.84 кб

Социология образования: задачи и парадигмы

Зборовский Г. , Шуклина Е.

Похожие термины:

  • СМЕНА ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ

    Сегодня много говорят об инновационном образовании – в отличие от традиционного (хотя это разделение весьма условно и далеко не всегда отражает суть – ведь инновации вырастают из традиций и в зн
  • КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

    совокупность идей, принципов и представлений о целях, содержании, формах, методах образования как феномена культуры, системно реализующаяся в практике образования и определяющая его качество. По
  • Парадигма образования эзотерическая

    система мистических идей религиозно-обрядного характера; не имеет существенного влияния на государственные образовательные системы. А.С.
  • Гуманистическая парадигма образования

    модель образования, интегрирующая в себе основные достижения гуманистической педагогики, используемая для решения исследовательских и практических задач по переходу к личностно-ориентированно
  • Парадигма образования синергетическая

    (от гр. synergeia – содружество, сотрудничество) – система образования, призванная осуществить партнерское взаимодействие науки и практики, знаний и умений, учителей и учащихся, школы и общества. Орие
  • Парадигма образования научно-технократическая

    определяющая концепцию педагогической деятельности, в основе которой – идеи рационального построения обучения и воспитания, ориентация на достижение высоких результатов, доминирующую роль учи