Парадигма

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Парадигма
исходная концептуальная идея, модель постановки и решения проблем.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

Парадигма
теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Парадигма
исходная теория или совокупность теоретических положений, используемых для объединения и прогнозирования развития чего-либо.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Парадигма
многообразие единиц (знаков, знаковых структур), используемых в построении текста. В языке парадигма организована, и состав элементов соотнесен друг с другом.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ПАРАДИГМА
совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории,обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ПАРАДИГМА
1) теория (модель), принятая в качестве образца; 2) особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов [80, c. 390].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Парадигма
отгреч. paradeigma пример, образец) - (филос., социол.) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Парадигма
(греч. paradeigma - пример, образец) - в XX веке используется в качестве метода познания в науке как совокупность идей, которая принимается группой исследователей для разрешения научной задачи. (Власова Т.Н.).

Источник: Глоссарий по педагогике.

Парадигма
(от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных положений, определяющая, исследовательскую практику ученых в данной области знаний или дисциплине в определенный исторический период; основные параметры, идеология.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Парадигма
совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

ПАРАДИГМА
(гр. paradeigma – пример, образец) – 1) Научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности. 2) Исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. Термин «парадигма» тождественен понятию «картина мира».

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПАРАДИГМА
(от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Термин введен американским историком Т. Куном.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Парадигма
от гр. paradeigma — пример, образец) — понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач. Смена парадигмы рассматривается как научная революция.

Источник: Исследовательская деятельность

Парадигма
исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода. По сути, парадигма это - теория или модель, тип постановки проблемы, принятая в качестве образца решения исследовательских задач в определенной сфере деятельности. Естественно, каждая парадигма базируется на определенной концепции.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Парадигма
совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяю­щих конкретное научное исследование, воплощающаяся в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем исследования, а также моделью, образцом для реше­ния исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение оп­ределенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

ПАРАДИГМА
(от греч. paradeigma – пример, образец). 1. Система форм одного слова (морфологическая П.). 2. Совокупность лингвистических единиц, связанных парадигматическими отношениями, т. е. класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу (например, будущее и настоящее время глагола) и в то же время объединенных на основе наличия у них общего признака (например, общего лексического значения). 3. Модель и схема организации такого класса лингвистических единиц.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Парадигма
[гр. paradeigma– пример, образец] – 1) система форм одного и того же слова, в частности, представления в виде таблицы; 2) лингв. класс единиц языка, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию в них какого-л. общего признака, напр., морфологическая П., словообразующая П.; 3) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения; 4) теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. В этом смысле говорят иногда о смене научным парадигм.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПАРАДИГМА
от греч. paradeigma — пример, образец) — 1) лингв, тип, образец склонения или спряжения; совокупность грамматических форм одного слова, лексемы; 2) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых органшуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период (смена образовательной парадигмы — изменение, преобразование системы образования); 3) в философии образования — совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПАРАДИГМА
совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации оценки и систематизации научных данных, осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Понятие «парадигма» введено американским историком Т. Куном; в сфере образовательных технологий – система представлений, основных концептуальных установок, влияющая и определяющая выбор и использование конкретных образовательных технологий относительно образования.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Парадигма
(от греч. paradeigma — пример, образец) — общее представление о целях и сущности образования, общая нормативная модель образования, модель научной деятельности как совокупность общих представлений, ценностных критериев, методологических норм. Ведущий подход к выбору содержания, форм образования, способов обучения и воспитания (Т. Кун). Т. Кун выделил этапы парадигмального подхода: предпарадигмальный; господство определенной П.; кризис и научная революция, заключающиеся в переходе к новой П. Нынешняя ситуация в образовании характеризуется как полипарадигмальная (Кун Т. Структура научных революций. — М., 1978).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Парадигма
в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Также, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой: К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: благотворная парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования.

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

ПАРАДИГМА
устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач.
Образовательная парадигма нового времени — гуманистическая, сотворческая модель образования, определяемая следующими функциями: открытие проблемности и смыслов в окружающих человека
реальностях;
• создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям;
• создание условий сотворческого общения педагога и
учащегося для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия; культивирование всевозможных форм творческой активности
и педагога и учащегося.
Парадигма помощи — устойчивая модель помощи, которая соответствует уровню развития данного общества, его культуре в тот или иной исторический период.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ПАРАДИГМА
греч. paradeigma - пример, образец). 1. образец, тип, модель (например, общественных отношений). 2. В философии, социологии - исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определенного этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения. 3. В риторике - пример, взятый из истории для доказательства, сравнения. 4. В грамматике - система форм изменяющегося слова, конструкции, например имени, глагола. — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта при решении проблем; определенный набор трудностей (регулятивов). (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. ) См. также Парадигма образования

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Парадигма
гр. – образец, пример) – это те идеи, правила, теории или целостные учения, которые принимаются сообществом как достоверные и на которые опираются люди при организации своей деятельности, ее анализе и оценке результатов. Парадигма – это теоретическая основа формирования взглядов людей, способствующая их устойчивости. В педагогике парадигмы задают некий стандарт решения определенного класса педагогических задач. Так, уверенность в том, что знания являются силой и основой социального благополучия людей и механизмом развития цивилизации заставляет учителя упорно поддерживать знаниевый, т.е. просвещенческий подход к обучению и недооценивать фактор духовно-нравственного воспитания ученика. По мере роста педагогической теории и практики некоторые идеи в парадигме, а то и целые парадигмы устаревают (например, о происхождении человека от обезьяны) и заменяются новыми. Но бывают ситуации, когда они продолжают жить в убеждениях людей как заблуждения, привычки, догмы. Такими догмами у отечественного учителя являются, например, урок и отметка, что тормозит общее развитие системы образования. В целом же устойчивость и общедоступность парадигм позволяет управлять сложными и простыми, большими и малыми педагогическими системами и процессами, делая их прогнозируемыми и предсказуемыми. Понятие «парадигма» пришло в отечественную педагогику в конце ХХ-го столетия, родом оно из философии, где со времен Платона обозначало взаимоотношения духовного и материально-чувственного мира.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПАРАДИГМА
(от греч. прообраз, образец, пример)концептуальная схема, теоретические и методологические положения, принятые на данном этапе развития науки за модель стандарта научного исследования, сбора и обработки материалов, оценки и систематизации полученных данных, интерпретации результатов научных исследований. Понятие, введенное в теорию науки Т. Куном, в применении к истории естественных наук и означающее, что: 1) любое научное исследование руководствуется неким общим основным представлением о природе своего предмета, которое и определяет как постановку вопроса, так и возможные ответы на него, и которое затем, в ходе исследований, "заполняется", т.е. наполняется конкретным содержанием; 2) благодаря обнаружению отклонений ("аномалий") от господствующих представлений наука бывает вынуждена изменить это основное представление (парадигму), что влечет за собой переструктуризацию всех прежде накопленных знаний данной области; 3) история науки не является линейным процессом накопления (аккомуляции) знаний, но проходит через "научные революции", в процессе которых одни основные системообразующие представления ("парадигмы") сменяются другими.
Идея парадигмы неразрывно связана с идеей научного сообщества, в рамках которого признается данная парадигма. В настоящее время термин "парадигма" употребляется в значении координальных сдвигов в истории культуры вообще, комплексов представлений, лежащих в основе различных жизненных укладов, в основе различных наук и научных школ, в том числе педагогики и психологии.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
437.41 кб

Платоновская образовательная парадигма и Академия

Романенко Инна Борисовна
Статья посвящена реконструкции одной из величайших педагогических систем античности.
Читать PDF
198.49 кб

Образовательная парадигма Ильинского и стратегия успешного вуза

Плаксий Сергей Иванович
Читать PDF
192.98 кб

Модернизация высшего образования: цивилизационно-культурологическая парадигма

Руденко В. Н.
Читать PDF
84.03 кб

Непрерывное педагогическое образование как парадигма

Калинникова Наталия Геннадьевна
Читать PDF
240.98 кб

Новая парадигма подготовки маркетологов: модель компетенций

Кетова Н. П.
Изложены походы к проектированию новых образовательных программ подготовки маркетологов, с приоритетом магистерских программ, учитывающих переход на двухуровневую систему высшего образования в России.
Читать PDF
244.39 кб

Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании

Каменская Валентина Георгиевна, Котова Светлана Аркадьевна
Читать PDF
259.83 кб

Гуманистическая парадигма и духовнонравственное развитие человека в процессе взаимодействия субъекто

Душко Валентина Витальевна
Читать PDF
84.81 кб

Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики

Пенин Геннадий Николаевич
Одной из центральных проблем, стоящих перед мировым сообществом, является проблема реализации права на образование для всех.
Читать PDF
4.54 мб

Гуманитарная парадигма сервиса: традиции и новации

Сигида Е. А., Лукьянова И. Е.
Понимание сервиса как системы взаимоотношений, складывающихся в процессе деятельности по оказанию услуг, выдвигает потребность изучения услуги в тесной взаимосвязи со всеми участниками сервисного поля.
Читать PDF
307.34 кб

Парадигма современности и феномен гуманитарных технологий

Конева Анна Владимировна
Современная общественная действительность порождает невиданную ранее мобильность человека.
Читать PDF
4.22 мб

Новая парадигма средней школы: образование, нацеленное на эффективность

Сергеев Игорь Станиславович
Читать PDF
268.62 кб

Качественная парадигма в библиотековедческих исследованиях

Варганова Галина Владимировна
Рассматриваются проблемы, связанные с методологией проведения качественных исследований в библиотековедении.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного

Репринцева Галина Ивановна
В работе выдвигаются и доказываются ведущие теоретические основания подготовки социального педагога семейного профиля, обосновывается сетевая дистанционная технология его подготовки.
Читать PDF
136.99 кб

Синергетическая парадигма в обучении иностранному языку в вузе

Берсирова Сафиет Довлетбиевна
В статье предпринята попытка анализа процесса обучения иностранному языку в терминах синергетики.
Читать PDF
333.53 кб

Новая парадигма образования

Карякин Юрий Васильевич
Отправляясь от современных представлений о том, как живая система (клетка, человек, социум) познаёт мир, предлагается посмотреть на механизм организации образовательного процесса в высшем профессиональном образовании и трансформир

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Акмеологическая парадигма

    ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности. Название парадигмы происходит от греческо
  • Андрагогическая парадигма

    парадигма обучения и образования зрелого человека, человека, осознающего свои потребности (в том числе и образовательные) и способного сознательно удовлетворить их в своей деятельности. Для тако
  • Коммуникативная парадигма

    парадигма взаимообучения, которая реализуется, когда несколько осознающих свои потребности субъектов, обмениваются своими достижениями для оперативного распространения и применения полученны
  • Личная парадигма

    это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека. Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, посколь
  • Парадигма научная

    1) теория и способ действования в науке, модель, образец решения исследовательских задач; 2) определенный способ видения научным сообществом соответствующего аспекта реальности, подлежащего иссле
  • Парадигма в педагогике

    это устоявшаяся, ставшая привычной точкой зрения, определенный стандарт, образец решения образовательных и исследовательских задач.
  • Парадигма в педагогической науке

    понятие определяется как 1. совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе. 2. пр
  • Парадигма обучения

    это процесс обучения, при котором учебный материал представляется обучаемым «фокусно», внимание обучаемых концентрируется только на основных фактах, событиях.
  • Парадигма педагогическая

    устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель – стандарт решения определенного класса педагогических задач.
  • ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА ПОЗНАНИЯ

    система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следств
  • Гуманистическая парадигма образования

    модель образования, интегрирующая в себе основные достижения гуманистической педагогики, используемая для решения исследовательских и практических задач по переходу к личностно-ориентированно
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

    разнообразные проявления сложившегося в обществе подхода к обучению, его целям, устоявшихся взаимоотношений учителя и ученика. Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную О. п., которая я
  • Парадигма гуманитарная

    модель научной деятельности, основанная на признании уникальности человека; исследовательский метод, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении человека и общества реал
  • Парадигма образования эзотерическая

    система мистических идей религиозно-обрядного характера; не имеет существенного влияния на государственные образовательные системы. А.С.
  • Парадигма образования научно-технократическая

    определяющая концепцию педагогической деятельности, в основе которой – идеи рационального построения обучения и воспитания, ориентация на достижение высоких результатов, доминирующую роль учи
  • Парадигма образования синергетическая

    (от гр. synergeia – содружество, сотрудничество) – система образования, призванная осуществить партнерское взаимодействие науки и практики, знаний и умений, учителей и учащихся, школы и общества. Орие
  • Парадигма преподавания литературы

    система идейных положений, определяющих концепцию преподавания предмета на определенном этапе развития школы и общества. Речь идет о личностно ориентированном обучении, компетентностном подход
  • ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ

    совокупность тех идей и представлений о воспитании, которые более или менее целостно характеризуют как существующие тенденции в воспитании, так и дальнейшее их развитие. П. в. представляет исходн
  • Технократическая парадигма в педагогике

    система научнометодических ориентаций в педагогике, для которых характерно базовое предположение о том, что обучающая деятельность педагога представляет собой полностью социализированную обез
  • Знаниевая парадигма

    представление о том, что главной целью и результатом образования являются знания; система знаний, умений и навыков, обеспечивающая продолжение образования и готовность к жизни. З.п. признана недос