Парадигма
исходная концептуальная идея, модель постановки и решения проблем.
Источник: Терминологический словарь современного педагога
Парадигма
теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Парадигма
исходная теория или совокупность теоретических положений, используемых для объединения и прогнозирования развития чего-либо.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Парадигма
многообразие единиц (знаков, знаковых структур), используемых в построении текста. В языке парадигма организована, и состав элементов соотнесен друг с другом.
Источник: Методологический словарь для стратегов
ПАРАДИГМА
совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории,обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ПАРАДИГМА
1) теория (модель), принятая в качестве образца; 2) особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов [80, c. 390].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Парадигма
отгреч. paradeigma пример, образец) - (филос., социол.) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Парадигма
(греч. paradeigma - пример, образец) - в XX веке используется в качестве метода познания в науке как совокупность идей, которая принимается группой исследователей для разрешения научной задачи. (Власова Т.Н.).
Источник: Глоссарий по педагогике.
Парадигма
(от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных положений, определяющая, исследовательскую практику ученых в данной области знаний или дисциплине в определенный исторический период; основные параметры, идеология.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Парадигма
совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
ПАРАДИГМА
(гр. paradeigma – пример, образец) – 1) Научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности. 2) Исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. Термин «парадигма» тождественен понятию «картина мира».
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ПАРАДИГМА
(от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Термин введен американским историком Т. Куном.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Парадигма
от гр. paradeigma — пример, образец) — понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач. Смена парадигмы рассматривается как научная революция.
Источник: Исследовательская деятельность
Парадигма
исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода. По сути, парадигма это - теория или модель, тип постановки проблемы, принятая в качестве образца решения исследовательских задач в определенной сфере деятельности. Естественно, каждая парадигма базируется на определенной концепции.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Парадигма
совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, воплощающаяся в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем исследования, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
ПАРАДИГМА
(от греч. paradeigma – пример, образец). 1. Система форм одного слова (морфологическая П.). 2. Совокупность лингвистических единиц, связанных парадигматическими отношениями, т. е. класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу (например, будущее и настоящее время глагола) и в то же время объединенных на основе наличия у них общего признака (например, общего лексического значения). 3. Модель и схема организации такого класса лингвистических единиц.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Парадигма
[гр. paradeigma– пример, образец] – 1) система форм одного и того же слова, в частности, представления в виде таблицы; 2) лингв. класс единиц языка, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию в них какого-л. общего признака, напр., морфологическая П., словообразующая П.; 3) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения; 4) теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. В этом смысле говорят иногда о смене научным парадигм.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ПАРАДИГМА
от греч. paradeigma — пример, образец) — 1) лингв, тип, образец склонения или спряжения; совокупность грамматических форм одного слова, лексемы; 2) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых органшуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период (смена образовательной парадигмы — изменение, преобразование системы образования); 3) в философии образования — совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ПАРАДИГМА
совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации оценки и систематизации научных данных, осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Понятие «парадигма» введено американским историком Т. Куном; в сфере образовательных технологий – система представлений, основных концептуальных установок, влияющая и определяющая выбор и использование конкретных образовательных технологий относительно образования.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Парадигма
(от греч. paradeigma — пример, образец) — общее представление о целях и сущности образования, общая нормативная модель образования, модель научной деятельности как совокупность общих представлений, ценностных критериев, методологических норм. Ведущий подход к выбору содержания, форм образования, способов обучения и воспитания (Т. Кун). Т. Кун выделил этапы парадигмального подхода: предпарадигмальный; господство определенной П.; кризис и научная революция, заключающиеся в переходе к новой П. Нынешняя ситуация в образовании характеризуется как полипарадигмальная (Кун Т. Структура научных революций. — М., 1978).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Парадигма
в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Также, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой: К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: благотворная парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования.
Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий
ПАРАДИГМА
устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач.
Образовательная парадигма нового времени — гуманистическая, сотворческая модель образования, определяемая следующими функциями: открытие проблемности и смыслов в окружающих человека
реальностях;
• создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям;
• создание условий сотворческого общения педагога и
учащегося для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия; культивирование всевозможных форм творческой активности
и педагога и учащегося.
Парадигма помощи — устойчивая модель помощи, которая соответствует уровню развития данного общества, его культуре в тот или иной исторический период.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ПАРАДИГМА
греч. paradeigma - пример, образец). 1. образец, тип, модель (например, общественных отношений). 2. В философии, социологии - исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определенного этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения. 3. В риторике - пример, взятый из истории для доказательства, сравнения. 4. В грамматике - система форм изменяющегося слова, конструкции, например имени, глагола. — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта при решении проблем; определенный набор трудностей (регулятивов). (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. ) См. также Парадигма образования
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Парадигма
гр. – образец, пример) – это те идеи, правила, теории или целостные учения, которые принимаются сообществом как достоверные и на которые опираются люди при организации своей деятельности, ее анализе и оценке результатов. Парадигма – это теоретическая основа формирования взглядов людей, способствующая их устойчивости. В педагогике парадигмы задают некий стандарт решения определенного класса педагогических задач. Так, уверенность в том, что знания являются силой и основой социального благополучия людей и механизмом развития цивилизации заставляет учителя упорно поддерживать знаниевый, т.е. просвещенческий подход к обучению и недооценивать фактор духовно-нравственного воспитания ученика. По мере роста педагогической теории и практики некоторые идеи в парадигме, а то и целые парадигмы устаревают (например, о происхождении человека от обезьяны) и заменяются новыми. Но бывают ситуации, когда они продолжают жить в убеждениях людей как заблуждения, привычки, догмы. Такими догмами у отечественного учителя являются, например, урок и отметка, что тормозит общее развитие системы образования. В целом же устойчивость и общедоступность парадигм позволяет управлять сложными и простыми, большими и малыми педагогическими системами и процессами, делая их прогнозируемыми и предсказуемыми. Понятие «парадигма» пришло в отечественную педагогику в конце ХХ-го столетия, родом оно из философии, где со времен Платона обозначало взаимоотношения духовного и материально-чувственного мира.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПАРАДИГМА
(от греч. прообраз, образец, пример)концептуальная схема, теоретические и методологические положения, принятые на данном этапе развития науки за модель стандарта научного исследования, сбора и обработки материалов, оценки и систематизации полученных данных, интерпретации результатов научных исследований. Понятие, введенное в теорию науки Т. Куном, в применении к истории естественных наук и означающее, что: 1) любое научное исследование руководствуется неким общим основным представлением о природе своего предмета, которое и определяет как постановку вопроса, так и возможные ответы на него, и которое затем, в ходе исследований, "заполняется", т.е. наполняется конкретным содержанием; 2) благодаря обнаружению отклонений ("аномалий") от господствующих представлений наука бывает вынуждена изменить это основное представление (парадигму), что влечет за собой переструктуризацию всех прежде накопленных знаний данной области; 3) история науки не является линейным процессом накопления (аккомуляции) знаний, но проходит через "научные революции", в процессе которых одни основные системообразующие представления ("парадигмы") сменяются другими.
Идея парадигмы неразрывно связана с идеей научного сообщества, в рамках которого признается данная парадигма. В настоящее время термин "парадигма" употребляется в значении координальных сдвигов в истории культуры вообще, комплексов представлений, лежащих в основе различных жизненных укладов, в основе различных наук и научных школ, в том числе педагогики и психологии.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.