ПАНСИОНЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАНСИОНЫ
(от франц. Pension – плата за квартиру) – интернаты, закрытые образовательные учреждения, воспитанники которых находятся под постоянным попечительством своих наставников и подчиняются установленному кодексу правил.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПАНСИОНЫ
франц. pension, от лат. pensio - буквально плата за квартиру) интернаты, закрытые учебные заведения с общежитием и полным содержанием учащихся. В Западной Европе возникли в период раннего средневековья при духовных учебных заведениях (монастырские школы, соборные школы). Позднее в Германии появились светские П. С 13 в. П. создавались при университетах. С конца 16 в. получили распространение иезуитские коллегии. В Англии и Германии П. действовали при средних школах (гимназиях). В России П. организовывались при гимназиях и высших учебных заведениях, в т.ч. при всех элитарных закрытых учебно-воспитательных учреждениях. См. также Классическое образование, Гимназии, Городские училища, Толстой Д. А.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПАНСИОНЫ
франц. pension, от лат. pensio, буквально — плата за квартиру), интернаты, закрытые образоват. учреждения, воспитанники к-рых находились под постоянным попечительством своих наставников и подчинялись установленному кодексу правил. Форма воспитания и обучения в П. предусматривала совм. проживание учащихся в стенах уч. заведения.
В Зап. Европе П. возникли в период раннего средневековья, первоначально при духовных уч. заведениях (монастырские школы, соборные школы). Позднее при дворах правителей отд. герм. земель появились светские П., т. н. придворные школы. С 13 в. создавались П. при университетах (Сорбонна во Франции, Оксфордский и Кембриджский ун-ты в Англии). С кон. 16 в. во всех католич. странах большое влияние на образование оказывали иезуитские коллегии; в Англии и Германии П. открывались при ср. школах (гимназиях).
Широкое распространение П. получили в 19 в., особенно во Франции и Англии. Существовали как гос., так и частные П., заметную роль играли благотворительные П. Разл. типы П. создавались в Германии; в Италии, Бельгии, Швейцарии П. находились гл. обр. при духовных школах. Во Франции П. имелись при всех гос. лицеях, мн. гор. коллежах, частных духовных уч. заведениях. В Англии большая часть детей дворян, состоятельных землевладельцев и промышленников воспитывалась в П. при паблик скулз. В привилегиров. англ. П. благоприятное пед. воздействие оказывал весь уклад жизни: устанавливались дружеские, доверительные отношения между наставником и учеником, ст. воспитанники привлекались к поддержанию дисциплины и порядка. В кон. 19 — нач. 20 вв. кроме классов англ. П. часто имели собств. часовню, гимнастич. зал, бассейн, мастерские, лаборатории, б-ку, площадку для игр, благодаря чему обеспечивалось гармоничное духовное и физическое воспитание.
Постепенно общеобразоват. П. утрачивали свое значение, сохраняясь гл. обр. как одна из форм воспитания вне семьи.
В России П. существовали при гимназиях и прогимназиях, подготовит, классах, при высш. уч. заведениях, особую разновидность составляли П.-приюты для сирот и обездоленных. И. И. Бецкой придавал распространению П. решающее значение в образоват. политике гос-ва. Все элитарные закрытые уч. заведения кон. 18—19 вв., в т. ч. Московский университетский благородный пансион, лицеи, Пажеский корпус, Главный педагогический институт, дворянские институты, женские институты, кадетские корпуса и др. имели П. Одним из наиб. влиятельных сторонников создания благородных П. был С. С. Уваров. П. подчинялись общим правилам МНП, их деятельность регулировалась уч. уставами.
В штат П. включались воспитатели, надзиратели и дополнит, прислуга. П. позволяли рационально организовать уч. процесс и досуг, контроль над выполнением заданий, давали возможность получить образование выходцам из провинции. П. финансировались из средств казны, двора, благотворительных и др. обществ. орг-ций. Существовал ряд П., пользовавшихся монаршим попечительством: приют имп. Александра II в Калуге, Александровский-Николаевский дворянский П. в Курске, Петровско-Алек-сандровский П. в Москве, Александровский П. в Саратове. Воен. уч. заведения имели П. в обязат. порядке, кроме того, существовали подготовит. П. при Николаевском кадетском корпусе, П. для детей офицеров и чиновников Сиб. казачьего войска, Варшавский Николаевский П. для солдатских детей и пр. С 60-х гг. 19 в. в соответствии с реформой образования получили распространение П. при губернских гимназиях (Петербург, Петрозаводск, Казань, Тула, Вла-димир-на-Клязьме и др.). Определенное значение имели П. для обучения нерусских детей (Южнославянский пансион Ф. Н. Минкова в Николаеве, П. для горцев в Ставропольской гимназии).
С 80-х гг. 19 в. практиковалась сезонная форма П. — в летних городских и загородных колониях, а также по инициативе земских и губернских комитетов организовывались земледельч. и ремесл. П. — приюты для неблагополучных детей.
История частных П. в России восходит к учреждениям типа созданного ок. 1802 П. аббата Николя, руководимого иезуитом Г. Грубером. Это были небольшие уч. заведения, рассчитанные на 10—15 разновозрастных юношей, не организованных в классы. Помещение обычно предоставлялось кем-то из родителей и не было приспособлено для учения. Преподаватели (2—3 чел.) читали все курсы, и редко на рус. языке. С нач. 19 в. П. сделались популярными в столицах: дети получали образование в знакомом им кругу. Вместе с тем нек-рые учителя, находясь в зависимости от содержателей, часто создавали иллюзию европ. образованности. В 1810—20-х гг. существовали гл. обр. иезуитские и протестантские П., содержавшиеся французами и немцами (Ф. И. Кистера, В. И. Штейнгеля в Москве и т. д.); в дальнейшем появились рус. частные П. (Шакеевский в Петербурге, Скорнякова в Москве). Открывались П. на Кавказе, в Поволжье и др. регионах. В нач. 20 в. частные школы, в т. ч. имевшие П., получили правовой статус (Закон о частных уч. заведениях и курсах МНП, не пользующихся правами правительств, уч. заведений, 1915).
После 1917 нек-рые традиции обучения в П. сохранились в учреждениях сана-торно-оздоровительного типа, школах-интернатах.
Лит.: Программа и отчет уч. заведения доктора Ф. Кистера, М., 1837; О благородных пансионах при гимназиях, СПБ, 1863.
Я. В. Кеворкова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
204.08 кб

Пансионы в России во второй половине XIX - начале ХХ в.

Веременко Валентина Александровна
В статье анализируется организация жизни школьников в частных пансионах России во второй половине XIX начале ХХ в.
Читать PDF
402.88 кб

Инновации и традиции – два ориентира в дошкольном отделении прогимназии № 698 «Пансион»

Герболинская И. А., Марецкая Н. И.
Читать PDF
726.66 кб

Московский университетский пансион и культурный тип человека "лермонтовской эпохи"

Т. Т. Уразаева
Читать PDF
165.31 кб

Бытовая дисциплина в петербургских гимназических пансионах первой половины XIX в.

Татьяна Ильинична Пашкова
В статье рассматривается дисциплинарная регламентация повседневной бытовой жизни воспитанников петербургских гимназических пансионов.
Читать PDF
1,021.35 кб

Религиозное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как наиболее традиционный вид воспи

Данилова Антонина Сергеевна
В статье дана характеристика феномена «религиозное воспитание» применительно к школам Великобритании, в частности, частным школам-пансионам как старейшим и престижнейшим воспитательно-образовательным учреждениям, рассмотрена норма
Читать PDF
207.09 кб

Завещание княгини Е.Д.Голицыной и голицынские пансионеры в Страсбурге (70-90-е годы XVIII века)

Фруменкова Татьяна Георгиевна
Читать PDF
327.94 кб

Гражданское воспитание в частных школах-пансионах Великобритании

Данилова Антонина Сергеевна
В настоящее время всячески подчеркивается роль школьного образования как одного из определяющих этапов жизни каждого человека, решающего для индивидуального успеха и долгосрочного развития всей страны.
Читать PDF
3.53 мб

Спортивное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как часть традиционного элитарного в

Данилова Антонина Сергеевна
Пристальное внимание к системе образования, поиск новых подходов к воспитанию лидеров будущего России в 2018 г. уже ни у кого не вызывают удивления.
Читать PDF
60.05 кб

Деятельность профессора И. И. Давыдова (1781-1863) в Благородном пансионе и Московском университете

Бородулина Маргарита Геннадьевна
Статья посвящена одной из страниц истории Московского университета и Университетского благородного пансиона первой трети XIX в., связанной с именем профессора И.И. Давыдова. Рассматриваются педагогические и философские идеи И.И.
Читать PDF
463.47 кб

Развитие сети частных пансионов и школ в Саратовской губернии в 19н.20 веках

Ожегова Е. Ю.
Статья посвящена проблеме развития сети частных пансионов и школ в Саратовской губернии 19 нач. 20 веков.

Похожие термины:

  • МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН

    Вольный благородный пансион при Московском университете, закрытое среднее учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Организован в 1776 как интернат при университетской (академи