ПАФОС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Пафос
отгреческого pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) - в античной эстетике страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос обычно противопоставляется этосу.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ПАФОС
от греч. pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) . в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. П. противопоставляется обычно этосу. 2. "Субстанциональное" (Гегель), всеобщее и существенное содержание, которое присутствует в человеческом "Я", наполняя и проникая собою всю душу. 3. Идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества. 4. В общеупотребительном смысле - приподнятое и восторженное состояние челове- ческого духа.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПАФОС
(от греч. ηάθος — ‘страдание, страсть, возбуждение, воодушевление’) — одна из центральных категорий риторики, выражающая эмоциональную технику аргументации. Поскольку всякая речь вызывает эмоциональную реакцию, аргументация требует эмоциональной оценки предмета речи, как и создания определённого эмоционального образа предмета речи. Индивидуальность ритора проявляется в П. его высказываний, побуждающих аудиторию переживать предмет речи и предложение ритора. Предмет речи должен вызывать интерес у аудитории и этот интерес формируется через эмоциональное воздействие. Кроме того, если ритор побуждает аудиторию к действию, для действий «нужна воля, а воля пробуждается эмоцией» [Волков 1996: 18—19].
Если М.Р. Львов определяет П. как «чувство, воодушевление, вложенное в речь» [Львов 1995], то справедлива также связь П. с замыслом и содержанием речи. Так, Ю.В. Рождественский пишет, что «пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определённую, интересующую его тему... Под словом пафос понимается замысел речи. Пафос ритора есть внесение новизны в тему и форму речи, он представляет собою детализацию темы и формы, т.е. индивидуального акта речи» [Рождественский 2004: 70].
Этос, логос и П. рассматриваются как базовые качества языковой личности, претендующей на ответственное право участвовать в убеждающей речи. Если этос — «нравственное, моральное право на речь», логос — «созидательная идея, творческая мысль», то П. — это «эмоциональная сила слова, способная повлиять на сердца, побудить людей к действию во имя утверждения добра, прояснения истины» [Иванова 1997: 6].
Т.о., П. связан с эмоцией, воодушевлением и вдохновением, которые лежат в основании душевных движений человека, а эмоция непосредственно связана с замыслом и намерением речи, т.е. мысли и идеи рождаются в результате эмоционального напряжения, в «глубинах сердечных» (сердце в данном случае — орган чувств и эмоций), и П. является «источником создания смысла речи» [Рождественский 2004].
Виды общего или литературного П.: героический, сентиментальный, иронический, романтический, реалистический. Переход П. в логос есть словесное воплощение замысла (см. Логос).
Лит.: Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., 1997; Львов М.Р. Риторика: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2004; Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре. М., 2003.
В.И. Аннушкин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.