ОтшельникОфис Регистратора

ОУЭН РОБЕРТ

Найдено 3 определения термина ОУЭН РОБЕРТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ОУЭН РОБЕРТ (1771-1858)

английский социалист-утопист. В 1815 открыл в Нью-Ленарке (Шотландия) воспитательно-образовательный комплекс "Институт формирования характера", куда входили: школа для маленьких детей от 1 до 6 лет (т.е. ясли для детей от 1 года до 3 и детский сад для детей от 4 до 6 лет), дневная школа для детей от 6 до 10 лет, вечерняя школа для подростков от 10 до 17 лет, работавших на прядильной фабрике, совладельцем которой был О. Опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека. Путь к социализму видел в мирном введении коммунистических принципов, воплощенных в общинах - "сельскохозяйственных и промышленных поселках сотрудничества". Свои педагогические взгляды изложил в книге "Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера" (1813-14; русский перевод 1865) и в других сочинениях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ОУЭН Роберт

1771—1858) — англ. социалист-утопист. Основные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. Полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — может быть положено лишь соответствующим воспитанием людей. Во всех недостатках современников считал виноватой соц. среду — капитализм, замена к-рого на социализм будет способствовать изменению к лучшему человеческих нравов. Развивал идею соединения обучения с производительным трудом детей. Утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых людей. Выступал за антирелигиозное светское образование. В течение жизни неоднократно пытался реализовать свои идеи: в Нью-Лэнарке (Шотландия) создал «Новый институт для образования характера», в к-рый входили «Школа для маленьких детей», состоящая из яслей и детсада, а также начальная школа для детей 5—10 лет. По вечерам в «Новом институте» проводились занятия для подростков, работающих на фабрике, для взрослых устраивались лекции, культурные развлечения и консультации. Принципу всестороннего развития и соединения обучения с производительным трудом О. следовал, создавая опытные коммунистические колонии «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармон-холл в Великобритании.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ОУЭН Роберт

14.5.1771, Нью-таун, Уэльс, — 17.11.1858, там же), англ. социалист-утопист. В 1800 стал совладельцем прядильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), где провел филантропич. реформы, облегчившие условия труда и жизни рабочих. В 1815 выступил с проектом закона, к-рый ограничивал рабочий день для детей и устанавливал обязат. шк. обучение. В 1816 открыл в Нью-Ланарке воспитат.-образоват. комплекс «Ин-т формирования характера», куда входили: школа для маленьких детей от 1 до 6 лет (т.е. ясли для детей от 1 года до 3 и дет. сад для детей от 4 до 6 лет), дневная школа для детей от 6 до 10 лет, вечерняя школа для подростков от 10 до 17 лет, работавших на фабрике; вечером там же проводились лекции и консультации для взрослого населения. В 1818 О. посетил Швейцарию, где познакомился с И. Ф. Оберли-ном, И. Г. Песталоцци, Ф. Э. Фелленбер-гом. В нач. 1820-х гг. управление предприятием и ин-том перешло в руки квакеров, компаньонов О., не разделявших его пед. и социальных взглядов. О. продолжил попытку осуществления своих идей в организованных им коммунистам, колониях в США и Великобритании, но успеха они не имели.

О. опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внеш. среды на характер человека. Приписывая все бедствия и пороки пагубному влиянию частнособственнич. отношений, неравенству, религ. догматизму, невежеству, О. связывал процветание и духовное возрождение человечества с коренным изменением устоев общества. Путь к социализму видел в мирном введении коммунистич. принципов, воплощенных в общинах — «с.-х. и пром. поселках сотрудничества».

Частью коммунистич. обновления мира считал реформу системы образования. О. пришел к заключению, что пед. методы принесут мало пользы, если человеку не будут созданы условия жизни, препятствующие зарождению дурных чувств и побуждений. В идеальном обществе обязанности индивида совпадут с его интересами; исчезновение классовых антагонизмов, свободное чередование физич. и умственных занятий, использование механизмов, облегчающих труд и создающих полное изобилие, будут содействовать формированию совершенного человека. Только справедливый строй позволит превратить воспитание в непрерывный, целенаправленный процесс, отвечающий потребностям индивида и общества. Свои пед. воззрения О. изложил в кн. «Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера» (1813—14; рус. пер. 1865) и в др. сочинениях.

Систематич. воспитание, согласно О., должно начинаться в младенчестве. Врожденные задатки людей неодинаковы, но с помощью продуманных пед. мер можно развить требуемые способности и наклонности. Не отрицая роли семьи, О. настаивал на совместном, равном для обоих полов обществ. воспитании, исключающем всякую проповедь религ. догм. Дошк. воспитание (дети от года до 6 лет) призвано заложить основы физич. здоровья и нравств. принципов, пробудить в ребенке чувство коллективизма. В общинах дети старше 3 лет должны жить отдельно от родителей в помещениях, оборудованных спальнями, столовыми, классными комнатами. Совершая под руководством воспитателей прогулки, они знакомятся с животным и растительным миром, явлениями природы, осн. видами трудовой деятельности. Особое значение О. придавал маршировке, пению, танцам и гимнастике, считая их упражнениями, к-рые лучше других закаливают ребенка, прививают хороший вкус и манеры, приучают к дисциплине. Наряду с познават. играми эти занятия составляли основу и шк. программы (дети от 6 до 17 лет).

Задачу обучения О. видел в развитии способности самостоятельно анализировать явления и факты, отделять истину от заблуждений, осн. внимание уделял методам преподавания. Ребенка следует знакомить только с реальными фактами, или «осязаемыми знаками», применять гл. обр. наглядные формы обучения, к-рые, по мнению О., исключают усвоение неверных или субъективных представлений. Использование книг в уч. процессе допускалось только при работе с детьми старше 10 лет, у к-рых уже прочно сформировалось «рациональное мировоззрение, критич. отношение к суевериям и предрассудкам».

Учитель, по мнению О., должен дать нужное направление мыслительной деятельности учеников; от учителя требуются не глубина познаний, а прежде всего человеческие качества, умение воздействовать на детей добротой, силой примера. Любые формы наказаний и поощрений О. считал недопустимыми, т. к. они порождают гордыню или озлобленность. Повышенное внимание могло уделяться только детям, в силу объективных причин нуждающимся в особом уходе. В качестве наставников детей мл. возраста рекомендовалось использовать подростков. Подобная практика делала бы их более требовательными к себе, приобщала к управлению обществом. В школах О. охотно прибегали к Белл-Лан-кастерской системе обучения.

Важнейшими уч. предметами О. считал математику, химию, естеств. историю, др. «полезные» науки, имеющие прямую связь с производит, деятельностью общин. Изучение гуманитарных дисциплин сводилось в системе О. к нази-дат. примерам, доказывающим неразумность прежнего уклада жизни. С 5-летнего возраста дети в ходе игр привлекаются к посильным работам, постепенно овладевают всеми ремеслами, необходимыми для жизнедеятельности общины. Приобретенные знания и умения позволяют человеку выбирать разнообразные занятия, отвечающие его склонностям и потребностям общества.

Процесс воспитания и обучения должен охватывать, по О., и взрослых членов общин. Разумно организованный досуг, предусматривающий лекции по науч. и социальным вопросам, эстетич. воспитание, призван способствовать укреплению привитых ранее нравств. устоев и убеждений.

Идеи утопич. социализма О., получившие широкое распространение в Великобритании в 19 в., оказали влияние на обществ. мысль, социальные движения, на пед. учения, в т. ч. на требования реформы нар. образования, выдвигавшиеся чартистами.

Лит.-Т у м и м — А л ьм с д и и ге и H. A., Пед. опыты и взгляды Р. Оуэна, М., 1960; Андерсон К. М., Оуэнисгы в Британии. Утопич. социализм и обществ. движения в Англии, 1810—1830-е гг., М., 1989; О wen R. D a l e, An outline of the System of education at New Lanark, Glasgow, 1824; M o r t o n A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962; Robert Owen on education, ed. by N. Silver, Camb., 1969.

K. M. Андерсон.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ОУЭН РОБЕРТ — 0

Найдено научныех статей по теме ОУЭН РОБЕРТ — 0

Найдено книг по теме ОУЭН РОБЕРТ — 0

Найдено презентаций по теме ОУЭН РОБЕРТ — 0

Найдено рефератов по теме ОУЭН РОБЕРТ — 0