ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нравственная

Найдено 1 определение
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нравственная
моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой — возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд вопросов по отношению к категории О.: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования, в какой мере он их правильно понял и истолковал, насколько велики его деятельные способности, должен ли человек отвечать за достижение требуемого результата и за последствия своих дел?
Моральная О. распространяется на всю социально значимую деятельность человека, осуществляемую им в условиях возможности свободного выбора. Понятие нравств. О. намного шире юридической, ограниченной правовыми нормами. Кроме того, моральная О. предполагает гораздо большую роль личности, к-рая является не только объектом, но и субъектом О., самостоятельно и добровольно выполняющим свой долг перед обществом. Являясь выражением свободы личности, нравств. О. несовместима с конформизмом как одной из форм уклонения от О. Моральная О. включает в себя умение реализовывать нравств. цели на практике, способность на основании своих знаний и жизненного опыта предвидеть возможные отрицат. последствия своих действий.
В психол. плане О. означает способность личности искать причины своих поступков прежде всего в самом себе, а не в др. людях и внеш. обстоятельствах, что, впрочем, не избавляет окружающих от учета этих моментов при определении меры О. конкретного человека.
Чувство О. воспитывается с ранних лет, гл. обр. поощрением самостоятельности ребенка в принятии им решений. О. формируется как результат требований, к-рые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутр. основой мотивации поведения. С поступлением в школу возникает потребность в новых или более совершенных ответств. качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Закреплению О. способствует организация уч.-воспитат. процесса с учетом интересов учащихся, их стремления к осознанной творческой деятельности. Одним из осн. условий формирования у ребенка О. является достижение им успеха, вера в свои силы. Контроль со стороны взрослых по мере взросления детей сменяется самоконтролем, когда ученик в состоянии проанализировать свое поведение и определить меру своей О. Привычка ответственно относиться к своим обязанностям переносится на деятельность, к-рая является не очень интересной, но необходимой. Таким образом вырабатывается созиат. отношение к О. Большое значение в воспитании О. имеет личный пример родителей и педагогов. Б. О. Николаичев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
320.00 кб

Либеральный стандарт, права человека и нравственная ответственность

Дмитриев Владимир
Статья посвящена критическому анализу норм, принципов и ценностей, составляющих содержание так называемого «либерального стандарта» и основанного на нём соответствующего подхода к организации общества и государства.
Читать PDF
538.33 кб

Нравственная ответственность в оценке студентов - будущих бакалавров

Сапрыгина С.А.
Читать PDF
409.01 кб

Ответственность перед обществом как основной нравственный закон журналиста

Юдина Маргарита Владимировна
В статье анализируется применение комплекса профессионально-нравственных норм и положений в практической деятельности журналиста.
Читать PDF
608.31 кб

«Страдающий за других», или о концепции заместительной нравственной ответственности

Платонова Анастасия Валерьевна
Теоретически попытки обоснования коллективной моральной ответственности имеют ряд ограничений, связанных с устоявшимися представлениями о коллективной ответственности как несправедливой и нечестной формы вменения.
Читать PDF
284.52 кб

Общество, свобода и нравственноправовая ответственность личности. Проблема свободы выбора

Толпыкин В. Е.
В статье рассматривается проблема соотношения общества, свободы и нравственно-правовой ответственности личности. Именно в свободе и через свободу проявляется сущностная характеристика человека.
Читать PDF
250.12 кб

Ответственность личности как духовно-нравственная ценность и функция непрерывного образования

Ребещенкова И. Г.
Читать PDF
539.57 кб

Заместительные нравственные переживания в дискурсе о колллективной нравственной ответственности

Платонова Анастасия Валерьевна, Кашин Даниил Олегович
Актуальность работы обусловлена дефицитом исследований, описывающих механизмы моральной оценки в сфере, где основными субъектами являются большие группы людей, отсутствие нормативно-этических оснований коллективного покаяния, пони
Читать PDF
137.20 кб

Нравственно-этические подходы к проблеме ответственности в деятельности педагогических работников

Жуковский В. П., Ильковская И. М., Скворцова Л. А.
Рассмотрены теоретические аспекты проблемы ответственности педагогических работников в процессе реализации профессиональных функций с позиций нравственно-этической регуляции педагогической деятельности.
Читать PDF
214.76 кб

Нравственность как проявление индивидуальной ответственности учителя в профессиональной деятельности

Смирнова Любовь Анатольевна
В статье раскрыты нравственные ориентиры в деятельности современного учителя.
Читать PDF
549.63 кб

Ответственность как важная психолого-педагогическая составляющая духовно-нравственного развития личн

Старов Михаил Иванович
В статье рассматриваются феномены личной и социальной ответственности студентов за свои слова, поступки и поведение, и ответственное отношение к учебно-познавательной деятельности в процессе вузовского обучения как существенный ко
Читать PDF
485.43 кб

Педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образов

Болотова М. И., Биушкин Г. И.
В статье, обосновывая педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей, мы опираемся на методологический опыт педагогического наследия В.А.
Читать PDF
441.91 кб

Оценочно-диагностический инструментарий сформированности нравственной ответственности будущего бакал

Сапрыгина Светлана Андреевна
Формирование нравственной ответственности будущего бакалавра как социальнопрофессионального качества осуществляется в процессе учебно-профессиональной деятельности, представленной совокупностью различных профессионально-культурных
Читать PDF
1.02 мб

Образование как система социального управления формированием нравственности и ответственности предпр

Минералов Владислав Юрьевич
Рассматриваются и анатзируются возможности социального управления формированием нравственности и ответственности, как предпринимателей, так и общества в целом средствами системы образования и воспитания.
Читать PDF
202.57 кб

Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подгот

Харькова Наталия Анатольевна
В статье обсуждаются вопросы актуальности подготовки школьников к предстоящему браку и будущей семейной жизни.
Читать PDF
358.99 кб

Эмоционально-ценностное отношение к нравственности и ответственности у представителей различных соци

Калистратов Павел Юрьевич
Статья посвящена рассмотрению эмоционально-ценностного отношения к нравственности и ответственности у представителей шести социальных групп.

Похожие термины: