Отрасли педагогики

Найдено 1 определение
Отрасли педагогики
Систематизация пед. знания возможна по разл. основаниям, в результате получается своего рода многомерная матрица. Выделяются разделы П. по отд. аспектам пед. исследования и пед. процесса. Методология П. изучает методы, методику и технику пед. исследования. Этапы, тенденции развития пед. теорий и идей, а также систем образования исследует история педагогики. Поскольку учения и идеи суть продукты деятельности людей, история П. изучает и деятельность конкретных педагогов, хотя чисто «персонологический» подход имеет ограниченное значение. Сравнительная педагогика (пед. компаративистика) занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития пед. науки в разл. странах.
Категориальный строй П. и ее наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников, законы и закономерности определяет общая П. Теория воспитания изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитат. работы. Дидактика исследует закономерности образования и обучения, гл. обр. преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитат. возможности разл. видов уч. занятий безотносительно к отд. дисциплине. Специфика преподавания отд. дисциплин изучается в рамках методик преподавания (частных методик). Проблематику общей организации уч. заведений и их систем разрабатывает формирующаяся отрасль — теория управления образованием (ранее эти вопросы составляли предмет школоведения). Помимо названных выше разделов иногда выделяются и другие, частично охватывающие традиц. сферы. Так, пед. науковедение рассматривается как теория построения пед. науки и ее категориального оформления (ранее эта сфера относилась только к общей П. и методологии П.). Перспективы развития П. как науки и образования как системы исследуются пед. прогнозированием.
Др. основание деления П. — уровни (ступени) системы образования. Тогда выделяются дошкольная педагогика, педагогика нач. школы, педагогика ср. общеобразоват. школы, профессиональная педагогика (проф.-тех. педагогика), педагогика высшей школы и др. При этом не всегда выдерживается единство оснований деления как требование логики ко всякой классификации. Так, выделяя П. высшей школы или проф.-тех. педагогику по уровню образования, нельзя забывать, что одновременно проводится разграничение по линии «общее образование -- специальное образование»; все эти разделы П. содержат в сжатом виде то общее, что составляет предмет П. и не зависит от возраста обучаемых, ступеней образования; но для удобства пользования выделяется П. по виду уч. заведения или отрасли проф. образования. Так, проф. П. может получать более дробное членение соответственно самим профессиям (военная П., инж. П., П. высшей пед. школы и т. п.).
Как отрасли пед. знания развиваются науки о воспитании и обучении аномальных детей и лиц, ставших инвалидами. Среди этих отраслей — дефектология и ее составляющие, в совр. России именуемые в совокупности коррекционной П. Это направление теории и методики пед. работы охватывает олигофренопедаго-гику (воспитание детей с отклонениями разл. тяжести в умств. развитии), сурдопедагогику (воспитание глухих и слаОо-слышащих), тифлопедагогику (воспитание слепых и слабовидящих), логопедию (преодоление нарушений речи). Исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика занимается проблемами перевоспитания осужденных правонарушителей, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях. Встречаются попытки выделить в спец. разделы П. проблемы воспитания детей, имеющих и иные специфич. потребности [напр., П. сиротства, П. детских и юношеских (молодежных) орг-ций и т. п.], хотя такие проблемы могут изучаться без расширения номенклатуры разделов П.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
188.91 кб

Юногика отрасль педагогики

Рожков Михаил Иосифович
Читать PDF
353.53 кб

Отраслевая педагогика и современное образование

Шестак Надежда Владимировна, Шестак Валерий Петрович
Педагогика – наука прикладная, отраслевая педагогика – тем более.
Читать PDF
455.34 кб

Становление истории педагогики как отрасли социогуманитарного знания

Савин Михаил Викторович
Статья посвящена анализу процесса становления и развития истории педагогики как самостоятельной педагогической дисциплины в западноевропейской и отечественной истории. представлены характеристики основных периодов этого процесса.
Читать PDF
1.83 мб

Креативная педагогика как инновационная отрасль и условие развития креативности обучаемого

Хохлова Диана Александровна
В статье оценивается место и значение креативной педагогики в системе наук о человеке и образовательной практике; а также о педагогических условиях реализации креативной ориентации обучения личности в непрерывном образовательном п
Читать PDF
185.40 кб

Сравнительная педагогика в Китае как отдельная отрасль научного знания: краткий исторический экскурс

Актамов Иннокентий Галималаевич
Статья посвящена истории сравнительной педагогики в Китае, рассматривается развитие сравнительных исследований в стране.
Читать PDF
924.16 кб

Значение инженерной педагогики и эргономики как отраслей научного знания в подготовке высококвалифиц

Спасенников Валерий Валентинович, Голубева Галина Федоровна
В статье рассмотрена и уточнена классификация научных специальностей и отраслей научного знания. Показаны недостатки в подготовке инженерных кадров, связанные с несовершенством образовательных стандартов.