ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Открытое обучение
Обучение, в рамках которого обучающиеся могут осваивать знания, ноу-хау и/или умения и компетенции в удобное для себя время и (в рамках установленных временных ограничений) в собственном темпе. Источник: ЕФО, 1997 г.

Источник: Terminology of vocational training policy (A multilingual glossary for an enlarged Europe). European Centre for the Development of Vocational Training (Cedefop). 2004

ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ
способ организации учебной работы в школах (преимущественно начальных) ряда зарубежных стран. Для О.о. характерны отказ от классно-урочной системы и от оценки успеваемости на основе заданных норм, гибкая, "открытая" организация учебного пространства, подвижный состав ученических групп, а также свободный выбор ребенком видов и способов учебной работы. Занятия проводятся одновременно несколькими учителями со значительным числом учащихся (св. 100) в большом помещении, которое разделено подвижными перегородками на соединяющиеся учебные зоны. Ученики работают небольшими группами или индивидуально. Взаимодействие с учителем подчиняется задачам ориентации учащихся в самостоятельной работе с учебным материалом. Широкое распространение О.о. получило в начале 1960-х гг. в Великобритании, а в 70-х гг. и в ряде других стран. О.о., как правило, связывают с положительными сдвигами в отношении учеников к школе, указывая на доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу взаимоотношений учителей и учащихся. С другой стороны, отсутствие постоянного руководства со стороны учителя вызывает у некоторых учащихся состояние тревожности. Против О.о. выступают и некоторые родители и учителя, требующие возврата к традиционным формам и методам обучения в начальной школе.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ
способ организации уч. работы в школах (преим. начальных) ряда заруб. стран. Для О. о. характерны отказ от классно-урочной системы и от оценки успеваемости на основе заданных норм, гибкая, «открытая» организация уч. пространства, подвижный состав уч. групп, а также свободный выбор ребенком видов и способов уч. работы. Занятия проводятся одновременно неск. учителями со Значит. числом учащихся (св. 100) в большом помещении, к-рое разделено подвижными перегородками или шк. мебелью на соединяющиеся уч. зоны («открытый» класс). Ученики работают небольшими группами или индивидуально, возможна «вертикальная» группировка учащихся разного возраста. Взаимодействие с учителем подчиняется задачам мотивации и ориентации учащихся в самостоят. работе с уч. материалами.
В теоретич. и организац.-метод. плане О. о. восходит к педоцентристским установкам прагматистской педагогики и нового воспитания и связано с проводившимися в их рамках дидактич. поисками в направлении индивидуализации обучения (см. Индивидуализированного обучения системы). Широкое распространение О. о. получило в нач. 1960-х гг. в Великобритании, а в 70-х гг. и в др. странах, прежде всего в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Практика О. о. в 60- 70-х гг. находит отражение и закрепляется в соответствующей архитектуре «открытых» зданий нач. школ. В 70- 80-х гг. в ряде стран предпринимались исследования эффективности О. о., как локальные (в одной или группе школ), так и национальные. В связи со Значит. вариациями в уч. программах, различиями в характере планировки уч. пространства, кол-ве учащихся, их социо-культурном статусе проведенные исследования не дают устойчивой картины как процесса О. о., так и его результатов. О. о., как правило, связывают с положит. сдвигами в отношении учеников к школе, указывая на доброжелательную, эмоционально насыщенную психол. атмосферу взаимоотношений учителей и учащихся. Именно поэтому мн. родители отдают своих детей в «открытые» школы (напр., в Великобритании в них обучается 30% мл. школьников). С другой стороны, у части детей в связи с отсутствием постоянного руководства со стороны учителя наблюдается состояние тревожности. В «открытых» классах и школах в целом увеличиваются затраты времени на смену видов деятельности, а также повышается уровень шума, что неблагоприятно сказывается на обучении. В нек-рых «открытых» школах учителя, придерживающиеся традиц. способов обучения, отказываются от О. о., что проявляется в разграничении уч. зон, затруднении, блокировании проходов между ними и т. д. В отд. случаях О. о. может положительно влиять на результаты уч.-воспитат. процесса, однако в целом наблюдается тенденция к снижению академии, успеваемости, особенно среди учащихся из семей с низкими доходами. Против О. о. выступают и нек-рые родители и учителя — сторонники лозунга «Назад к основам!», требующие возврата к традиц. формам и методам обучения в нач. школе.
Лит.: Воскресенская H. M., Попытка реализации концепции «Открытого обучения» в школах Англии и США, СП, 1975, №2; Дмитриев Г. Д., Концепция «Открытого обучения» в бурж. педагогике США, в кн.: Критика совр. бурж. концепций обучения и воспитания. Сб. науч. тр., М., 1977; Пекина Л. М., Фиаско «Открытого обучения» в школах США, СП, 1985, № 6; В а г. t h R. S., Open education and the American school, N. Y., [1972]; Studies m open education, N. Y., [1975]; Open plan schools: teaching, cuiriculum, design, Windsor, 1980; Harrison J., Glaubman R., Open education in three societies, «Comparative Education Review», 1982, v. 26, № 3. M. В. Кларин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
89.56 кб

Обучение в открытой (сменной) школе

Худякова Н. Н.
Читать PDF
1.02 мб

Модель системы открытого обучения физике

Назаров А. И., Ханин С. Д.
The approach to construction of the open physics learning system (OPLS) model is offered. This model is constructed proceeding from features and problems of modern physical education.
Читать PDF
581.03 кб

От закрытых задач к открытым. Методика обучения

Турчен Дмитрий Николаевич
В статье рассматриваются проблемы современного школьного химического образования. Основное внимание уделяется авторской методике обучения решению открытых задач в рамках задачного подхода.
Читать PDF
478.40 кб

Развитие представлений об «Открытых системах обучения»

Колодяжная Татьяна Павловна
В данной статье представлен анализ актуальных направлений современной педагогики "открытые" образовательные системы, просматриваются истоки их появления и дальнейшие перспективы существования и развития.
Читать PDF
2.99 мб

Открытое информационное пространство: проблемы обучения

Клековкин Геннадий Анатольевич
В статье анализируются современные направления и технологии информатизации образования.
Читать PDF
293.58 кб

Мониторинг процесса обучения в системе открытого образования

Астанин С. В., Калашникова Т. Г.
Читать PDF
313.67 кб

Образовательные технологии открытого дистанционного обучения

Девтерова Зурета Руслановна
В статье раскрыты принципы организации процесса дистанционного обучения, позволяющие создать специальную среду в любом географическом пункте и обусловленные дидактическими задачами высшей школы.
Читать PDF
1.14 мб

Открытый образовательный портал профильного обучения школьников

Корягин П. А., Пак Н. И.
Предложен подход для организации профильного обучения школьников с помощью открытого проективного портала учебно методических ресурсов, нацеленных на дистанционную информационную поддержку самостоятельного обучения учащихся.
Читать PDF
465.17 кб

Основные положения и различия дистанционного и открытого обучения

Шпагина Елена Владимировна
В статье рассмотрены различные подходы к толкованию терминов «дистанционное обучение» и «открытое обучение».
Читать PDF
301.98 кб

Проблемы обучения в условиях открытого информационного пространства

Клековкин Геннадий Анатольевич
Цель работы исследование негативных последствий, которые в условиях открытого информационного пространства могут сопровождать внедрение в учебный процесс новых электронных средств и технологий обучения.
Читать PDF
1.20 мб

Признание традиционными университетами результатов открытого обучения

Сольдадо Розана Монтес, Мехиас Мигель Хеа, Хейвуд Джефф
в статье затрагиваются проблемы реализации в системе работы европейских вузов концепции открытого обучения, основанного на использовании открытых образовательных ресурсов: открытых образовательных программ, открытых он-лайн курсов
Читать PDF
385.13 кб

Деятельностный подход в дистанционном обучении и открытое образование

Ишанова С.Р.
В статье рассматривается дистанционное образование и деятельностный подход относительно внедрения его в жизнь современного таджикского общества, а также анализ проблем, связанных с данным процессом.
Читать PDF
316.14 кб

Модель открытой организации профильного обучения на региональном уровне

Гаврилов Николай Анатольевич, Имакаев Виктор Раульевич, Хеннер Евгений Карлович, Шубин Сергей Владимирович
Предложена модель открытой организации профильного обучения, базирующаяся на использовании информационно-коммуникационных технологий. В основу модели положены принципы открытости, инфраструктурности, доступности и интегративности.
Читать PDF
1.56 мб

Открытое онлайн-обучение как форма связи школьного и высшего образования

Сидорова Александра Александровна
Статья посвящена рассмотрению возможностей открытого онлайн-обучения школьников старших классов как формы связи между школьным и высшим образованием.
Читать PDF
782.43 кб

От традиционного дистанционного обучения к массовым открытым онлайн -курсам

Васильев Владимир Николаевич, Стафеев Сергей Константинович, Лисицына Любовь Сергеевна, Ольшевская Анастасия Владимировна
Поставлена проблема перехода вузов России от традиционного дистанционного обучения к массовому электронному обучению на основе открытых онлайн-курсов, обоснована ее актуальность.

Похожие термины:

  • Свободное (открытое) обучение

    (англ. – open learning) – форма организации процесса обучения, основанная на принципе свободы выбора времени, места, продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, организации, методов, источников и ср