ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Открытое образование
система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся [64, c. 78].
Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
современная модификация заочного обучения. Применяется преимущественно в высшем профессиональном образовании и в системе повышения квалификации. Поддерживается телевизионными учебными программами, радио и Интернетом. Широко используется интерактивная, в частности, телефонная связь преподавателей и студентов.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
современная доктрина о путях расширения доступности образования. Основная идея доктрины — уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой профессиональный опыт, нуждаются в официальном признании уровня имеющихся у них знаний и умений; в этих целях создается система учреждений, поступление в которые не требует предъявления документа об образовании. Обычно это работающие по особым программам структурные подразделения в регулярных образовательных учреждениях разного уровня, диплом об окончании которых обучающийся намерен получить. Это можно сделать либо сдав экзамены за полный курс, не посещая занятий, либо пройдя курс обучения, не будучи формально студентом.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(open education): 1. Современная доктрина о путях расширения доступности образования. Основная идея доктрины – уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой профессиональный опыт, нуждаются в официальном признании уровня имеющихся у них знаний и умений; в этих целях создается система учреждений, поступление в которые не требует предъявления документа об образовании; 2. Система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
это комплексная и целостная система обучения, основанная на взаимодействии между собой учебных учреждений, центров и виртуальных представительств, предоставляющих образовательные услуги различным группам населения независимо от места, времени и форм обучения на основе новых социально-образовательных технологиях. Цель системы открытого образования – это создание оптимальных условий для развития личности каждого человека путем непрерывного обучения и повышения своего профессионального роста в условиях информационного общества. (Лупанов В. Н. Социология открытого образования: актуальные проблемы становления и развития [Электронный ресурс] / В. Н. Лупанов // Совр. проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. – 2018. – № 3. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=737). Г. Б. Тимохова
Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
современная доктрина о путях расширения доступности образования. Одна из основных идей – уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой жизненный опыт, в том числе и прежде всего профессиональный, нуждаются в официальном признании уровня имеющихся у них знаний и умений. В этих целях создается система учреждений, поступление в которые не требует предъявления документа об образовании. Обычно это работающие по особым программам структурные подразделения в регулярных учебных заведениях разного уровня, диплом об окончании которых обучающиеся намерены получить. Это можно сделать трояким образом: а) сдать экзамены за полный курс, не посещая занятий; б) пройти кратковременный курс обучения, построенный с расчетом на реальный уровень подготовки слушателей; в) пройти полный курс учебного заведения, не будучи формально зачисленным в состав его студентов.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Открытое образование
современная модификация заочного обучения, ориентированная прежде всего на высшее профессиональное и послевузовское образование. Технологической основой О.о. служат современные информационные технологии — от учебного телевидения до Интернета. Основу образовательного процесса в О.о. составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем: личного, по телефону, факсу, посредством обычной или электронной почты. Основные принципы О.о.: бесконкурсное зачисление; открытое планирование индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов; прием студентов в вуз в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения; студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени, самостоятельно выбирать, где обучаться; свободное развитие индивидуальности.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Открытое образование
1) современная доктрина о путях расширения доступности образования. Одна из основных идей – уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой жизненный опыт, в том числе и прежде всего профессиональный, нуждаются в официальном признании уровня имеющихся у них знаний и умений. В этих целях создается система учреждений, поступление в которые не требует предъявления документа об образовании. Обычно это работающие по особым программам структурные подразделения в регулярных учебных заведениях разного уровня, диплом об окончании которых обучающиеся намерены получить. Это можно сделать трояким образом: а) сдать экзамены за полный курс, не посещая занятий; б) пройти кратковременный курс обучения, построенный с расчетом на реальный уровень подготовки слушателей; в) пройти полный курс учебного заведения, не будучи формально зачисленным в состав его студентов. 2) Сложная социальная система, проявляющаяся в способности гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы и обеспечивающая доступ индивида к образовательным ресурсам в течение всей его активной жизни, предоставляющая широкий спектр образовательных услуг, сочетающих образование в рамках государственного стандарта с индивидуализированными учебными программами (Педагогика открытости, 2000. С. 6).
ОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТОЕ
система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в О. о. составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. О. о. – система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем. В ситуации О. о. человек может выбирать носителя информации, но от этого же носителя информации он получает представление о том уровне, на котором находятся его знания, и о том уровне, который ему на самом деле необходим, чтобы достичь того, чего он хочет (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.dictionary.fio.ru). И. В. Ламаш
Источник: Глоссарий современного образования.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(открытое обучение) – дальнейшая инновационная модернизация системы заочного обучения. Основные отличия открытого обучения от заочного в следующем:
- для поступления на обучения не требуется никаких свидетельств об образовании;
- обучающийся сам выбирает содержание (из предлагаемых на выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возможность на время прекратить обучение по каким-либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему вновь и т. д.;
- для каждого учебного курса, модуля создаются комплекты учебных материалов (так называемые «кейсы»), включающие пособия на печатной основе, аудио-, видео– и слайд-фильмы, компьютерные программы. Такие комплекты для сотен учебных курсов, в том числе альтернативных, выпускаются десятками фирм и позволяют студенту самостоятельно осваивать материал;
- самостоятельное изучение учебных курсов сопровождается консультациями тьютора (наставника-консультанта – новый тип педагога), чаще всего по телефону или Интернету, проверкой им письменных заданий; организацией групп взаимопомощи студентов, изучающих один и тот же курс, что позволяет им обмениваться информацией и идеями, практиковаться в различных ролях (тоже часто по телефону); организацией воскресных школ, тьюториалов (семинаров под руководством тьютора) и летних лагерей. Вслед за Открытым университетом в Англии, в других странах стали создаваться открытые колледжи и университеты, а также отделения открытого обучения во многих обычных университетах и колледжах. Всего сегодня этой формой обучения в разных странах охвачено более 30 млн. человек. Литература: [69].
- для поступления на обучения не требуется никаких свидетельств об образовании;
- обучающийся сам выбирает содержание (из предлагаемых на выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возможность на время прекратить обучение по каким-либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему вновь и т. д.;
- для каждого учебного курса, модуля создаются комплекты учебных материалов (так называемые «кейсы»), включающие пособия на печатной основе, аудио-, видео– и слайд-фильмы, компьютерные программы. Такие комплекты для сотен учебных курсов, в том числе альтернативных, выпускаются десятками фирм и позволяют студенту самостоятельно осваивать материал;
- самостоятельное изучение учебных курсов сопровождается консультациями тьютора (наставника-консультанта – новый тип педагога), чаще всего по телефону или Интернету, проверкой им письменных заданий; организацией групп взаимопомощи студентов, изучающих один и тот же курс, что позволяет им обмениваться информацией и идеями, практиковаться в различных ролях (тоже часто по телефону); организацией воскресных школ, тьюториалов (семинаров под руководством тьютора) и летних лагерей. Вслед за Открытым университетом в Англии, в других странах стали создаваться открытые колледжи и университеты, а также отделения открытого обучения во многих обычных университетах и колледжах. Всего сегодня этой формой обучения в разных странах охвачено более 30 млн. человек. Литература: [69].
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Система образования, обеспечивающая возможность выбора обучаемым программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения и места жительства обучаемого. О. о. обеспечивает целенаправленную, контролируемую самостоятельную работу учащегося, возможность обучаться на протяжении всей жизни по индивидуальному плану, предоставляет доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества. Основной технологией О. о. является дистанционное обучение. О. о. широко используется в ряде специализированных учебных заведений: в Открытом университете Великобритании (основан в 1969 г., получили образование более 2 млн студентов), в Калифорнийском виртуальном университете (образован в 1997 г., объединяет более 95 вузов и колледжей), в Национальном центре дистанционного обучения (Франция, основан в 1993 г.), в Голландском открытом университете (создан в 1985 г., обеспечивает обучение 22 тыс. студентов) и др. Решение о создании Российского государственного открытого университете было принято в 2000 г. и поддержано рядом ведущих российских университетов. В настоящее время (с 2001 г.) начало функционировать специализированное государственное научное учреждение на правах научно-исследовательского института «Российский государственный институт открытого образования». Основными направлениями деятельности института являются: разработка образовательных стратегий О. о., координация научной и учебно-методической деятельности с использованием информационных технологий в сфере дистанционного обучения на всех уровнях получения образования, разработка нормативноправовой базы О. о. в РФ.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).