ОТКЛОНЕНИЕОтклоняющееся поведение военнослужащих

Отклоняющееся поведение

Найдено 3 определения термина Отклоняющееся поведение

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Отклоняющееся поведение

это эпизодически возникающие нарушения принятых культурных, нравственных или юридических норм и правил поведения, принятых в обществе. Иногда ассоциируется с понятиями правонарушения или делинкветного поведения, хотя последние понятия фиксируют устойчивые и сформировавшиеся способы поведения. Отклоняющееся поведение может быть вызвано самыми различными причинами: непониманием родителей и учителей, несправедливость, легкими провокациями, Проблемами в семье, с друзьями, с учителями и соседями, состояние здоровья и др. Отклоняющееся поведение всегда имеет близкие провоцирующие факторы отклонения. Особенно это очевидно в условиях школы, в каждом дне ее жизни, в общении детей между собой и с учителями. На этой стадии преодолевать такое поведение еще можно, ибо оно не превратилось в стереотип, в тип детского поведения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм. О.п. рассматривается в нескольких аспектах. С юридической точки зрения О.п. означает противоправное поведение (см.Девиантное поведение, Правонарушения, Преступность несовершеннолетних). О.п. может также носить асоциальный характер, но не быть противоправным. К этому типу О.п. относятся бродяжничество как следствие детской безнадзорности и беспризорности, явления алкоголизма, наркомании, аутоагрессивное поведение (т.е. покушение на собственный организм, вплоть до суицида). О.п. оценивается по дисциплинарным мерам: наказуемое, неодобрямое, порицаемое и т.п. поведение. Асоциальное и антисоциальное О.п. во многом определяются субъективными факторами и типом воспитательной системы (авторитарная, демократическая). О.п. является, как правило, результатом дизсоциального воспитания. Наиболее сложно оценить О.п. в сфере морали. Несовершеннолетние, свершившие безнравственные поступки (с точки зрения взрослых), не всегда могут быть объективно признаны аморальными типами. Из-за возрастных особенностей к детям и подросткам нельзя подходить с такими же мерками, как к взрослым. Обычно трудные подростки высоко оценивают смелость, щедрость, героизм, презирают трусость, предательство. Однако часто эти нормы распространяются только на ближайшее окружение подростков. О.п. выражается в изменениях ценностных ориентаций личности, т.е. в деформации системы внутренней регуляции личности. Выделяют докриминогенный уровень О.п. (мелкие проступки, не представляющие большой общественной опасности) и криминогенный уровень (преступные деяния). Профилактика О.п. строится с учетом психологических особенностей, мотивации интересов несовершеннолетнего. О.п. чаще всего проявляются у педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей, поэтому профилактика О.п. во многом совпадает с мерами предупреждения запущенности педагогической. Профилактика О.п. должна быть направлена на ликвидацию неблагоприятных влияний воспитания, порождающих негативные черты в развитии личности несовершеннолетних. Эти отрицательные влияния представляют собой взаимодействие различных факторов: индивидный (действующий на уровне психобиологических предпосылок), психолого-педагогический (дефекты семейного и школьного воспитания), социально-психологический (неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних с ближайшим окружением - семьей, улицей, детским коллективом и пр.), личностный (активно-избирательное отношение несовершеннолетнего к предпочитаемой среде общения, общественным нормам и ценностям, педагогическим воздействиям), социальный (социокультурные и социально-экономические условия существования общества). Психобиологическими предпосылками О.п. могут выступать определенные неблагоприятные свойства психики. В качестве психобиологических предпосылок выделяются нервно-психические патологии и заболевания, акцентуации характера, задержка психического развития, нарушения в психофизическом развитии. В этих случаях несовершеннолетние нуждаются в психолого-педагогической и медицинской помощи. См. также Девиантное поведение, Правонарушения, Преступность несовершеннолетних

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Отклонения в поведении несовершеннолетних рассматриваются в разл. аспектах. С юрид. точки зрения обычно выделяют отклонения противоправные, связанные с нарушением уголовного законодательства в возрасте, обязывающем несовершеннолетних нести ответственность, и не имеющие противоправного содержания, но игнорирующие этич. нормы. В противоправном поведении наиб. часто встречаются отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, драки, побои, тяжкие преступления — изнасилования, убийства) и др., а также отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением к криминальному обогащению (кражи, хищения и т. п.).

К О. п., не имеющему противоправного содержания, относят побеги детей и подростков из дома, дет. воспитат. учреждения; бродяжничество как следствие детской безнадзорности; злоупотребления алкоголем, наркотиками и др. ток-сич. средствами; аутоагрессивное поведение (т.е. покушение на собств. организм, вплоть до крайних проявлений — самоубийства); отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учебы и т. п.).

Несовершеннолетние, совершившие преступления, часто характеризуются антисоциальной направленностью. Среди совершивших случайные правонарушения выделяются подростки, не имеющие антиобществ. направленности личности и отличающиеся неустойчивой личной ориентацией. Такой подход позволяет определить злостных правонарушителей, создающих вокруг себя криминогенную обстановку и требующих исправит, мер перевоспитания в закрытых пенитенциарных учреждениях, а также подростков, ставших жертвами обстоятельств и нуждающихся в реабили-тац. системе воспитания.

О. п. оценивается и по дисциплинарным мерам (наказуемое, неодобряемое, порицаемое и т. п. поведение), во многом определяемым субъективными факторами и типом пед. системы в конкретном воспитат. учреждении (авторитарный, демократический), личными взглядами и склонностями педагогов.

Оценить отступления от требований норм морали еще сложнее. Несовершеннолетние, совершившие безнравственные (по мнению взрослых) поступки, не могут быть зачастую признаны аморальными типами в силу психол. особенностей своего возраста. К детям и подросткам нельзя подходить с такими же нравств. критериями, как к взрослым. Обычно и трудные, и неблагополучные подростки одинаково положительно оценивают смелость, щедрость, героизм, презирают трусость, жадность, предательство и т. п. Вместе с тем эти нормы могут носить групповой характер и распространяться лишь на ближайшее окружение.

О. п. выражается не только во внеш. поведенч. стороне, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, т.е. в деформации системы внутр. регуляции поведения личности. Т. о., при характеристике О. п. целесообразно выделять т. н. докриминогенный уровень, когда отклонения проявляются в формах, не представляющих большой обществ. опасности (мелкие проступки, нарушения правил общежития и поведения и т. п.), и криминогенный уровень, когда индивид становится субъектом преступлений, представляющих серьезную обществ. опасность.

Профилактика антисоциального поведения на ранних стадиях развития должна строиться прежде всего с учетом психол. особенностей, мотивации интересов несовершеннолетнего. Как правило, в основе О. п. лежит конфликтная ситуация, побуждающая подростка к неадекватной реакции и антисоциальному поведению, сопротивлению требованиям воспитателей. Истинные мотивы конфликтного переживания обычно недоступны подростку, но они должны стать понятными педагогу, умеющему анализировать поведение личности воспитанника по косвенным признакам. О. п. чаще всего проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, поэтому меры предупреждения О. п. во многом совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и запущенности педагогической.

Осн. усилия воспитат.-профилактич. деятельности должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий воспитания несовершеннолетних и негативные влияния со стороны ближайшего окружения.

Сложность выявления этих отрицат. влияний объясняется тем, что они выступают не изолированно, а представляют собой взаимодействие разл. факторов. Выделяются осн. факторы антисоциального поведения: индивидный — действующий на уровне психобиол. предпосылок О. п., затрудняющих социальную адаптацию индивида; психол.-педагогический — проявляющийся в дефектах шк. и семейного воспитания; социально-психологический — раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением (семья, улица, ученич. коллектив и др.); личностный — проявляющийся в активно-избират. отношении несовершеннолетнего к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к пед. воздействиям, а также в ценностных ориентациях и способности к саморегуляции, социальный — определяющийся социокультурными и социально-экон. условиями существования общества.

При исследовании природы О. п. особое место занимает проблема соотношения в нем биологического и социального. Критикуя попытки биологизировать природу социальных отклонений, нельзя не учитывать, что определенные неблагоприятные свойства психики могут выступать психобиол. предпосылками О. п.

Однако психобиол. предпосылки не являются фатальными, а лишь указывают на необходимость принятия спец. медико-пед. мер социальной реабилитации лиц с отклонениями в психич. и социальном развитии. В качестве психобиол. предпосылок выделяются нервно-психич. патологии и заболевания, акцентуации характера (чрезмерная выраженность к -л индивидуальных особенностей, черт личности), отставание в умственном развитии (как врожденное, так и приобретенное вследствие травм и заболеваний). Эти предпосылки свидетельствуют о необходимости своевременной диагностики патологии психич. развития и выявления дефектов с целью оказания детям необходимой спец. медико-психол.-пед. помощи. При изучении проблем О. п. используются системный подход, выявляющий картину взаимосвязи неблагоприятных факторов; сравнит, анализ, сопоставляющий условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза; синтезирование знаний криминологии, психологии, педагогики, социологии и медицины.

Лит. Дубинин Н. П., Кар не ц И. И, Кудрявцев В Н., Генетика, поведение, ответственность, М., 1982, Л и ч-к о А. Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л.; Социальные отклонения, М., 1984; Алмазов Б. Н., Психич. средовая дезадаптация несовершеннолетних, Свердловск, 1986; А и т о и я и Ю. М., Бородин С В., Преступность и психич. аномалии, М., 1987, Буянов М. И., Ребенок из неблагополучной семьи, М, 1988; И г. о-шев К. Е, Миньковский Г. М., Семья, дети, школа, М, 1989; Беличева С. А., Основы превентивной психологии, М., 1993; Диагностика шк дезадаптации, под ред С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, М, 1993. С. А. Беличева

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Отклоняющееся поведение — 0

Найдено научныех статей по теме Отклоняющееся поведение — 0

Найдено книг по теме Отклоняющееся поведение — 0

Найдено презентаций по теме Отклоняющееся поведение — 0

Найдено рефератов по теме Отклоняющееся поведение — 0