Отговорка

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Отговорка
метод объяснения проступка, состоящий в уклонении от искреннего называния причины. Ребенок, как правило, оправдывается, ссылается на что-то не имеющее к делу отношение, отделывается, лукавит, старается отвязаться под любым предлогом и т.д. Дети бывают затейливы в выборе и изобретении отговорок. Понять их бывает трудно. Однако, педагогу или родителю при этом надо быть терпеливым и наблюдательным. Отговорки могут дать массу сведений о характере ребенка, о его ценностях, о намерениях и… даже о причинах проступка. Но ребят надо воспитывать смелыми и честными, умеющими отвечать за себя.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ОТГОВОРКА
ответ на дразнилку; фольклорный жанр детской повседневной коммуникации. Как утверждает М.В. Осорина, дразнилка выступает как способ испытания «социальной прочности» члена группы (особенно новичка), его умения постоять за себя. Это умение проявляется в том, как он отвечает на дразнилку. Самым правильным с точки зрения детей является словесный ответ на дразнилку – «отговорка». Дразнилке: «Воображуля – первый сорт, / Куда едешь? На курорт. / Шапочка с пумпончиком, / Едешь под вагончиком!» – соответствует отговорка: «А я еду закаляться, / А ты едешь задаваться!». Есть несколько «универсальных» способов отговорки, среди которых особо следует отметить магическую манипуляцию текстом: «Черная касса – ключ у меня, Кто обзывается – сам на себя». Старшие дети вместо стихотворных отговорок используют изречения-остроты. Острота «Все про себя да про себя, а про меня ни слова», например, основана на том же самом принципе, что и приведенная выше стихотворная отговорка (Осорина, 1985, 58–61). Как отмечает А.Ф. Белоусов, в среде младших школьников словесное общение, начавшееся дразнилкой, часто не заканчивается отговоркой, но продолжается, перерастая в настоящую словесную перебранку: «“Дура!” – “А ты умная, как тряпка полоумная!” – “Тряпка полоумная всегда бывает умная!” – “А когда тряпку выжимают, ум весь и вылетает!”» (Белоусов, 1989, 19).
О вт. пол. 1980-х гг.: «Когда девочку называли дурой, то она отвечала так: “Я дурочка – Снегурочка, / Мой папа Дед Мороз, / А ты сопливый нос” [или] “Дура, дура не фигура, а хороший человек”» (534).
О конце 1980-х гг.: «В детстве, если нас называли дурой, мы отвечали: “Приятно познакомиться” [или] “Дура – это дорогая, уважаемая, родная, обожаемая”» (539). См.: «Я дурочка Снегурочка…»

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.