ОСТРОГОРСКИЙ Виктор Петрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОСТРОГОРСКИЙ Виктор Петрович (1840-1902)
педагог, литератор, общественный деятель. Ученик В.Я. Стоюнина. Преподавал словесность, историю русской и всеобщей литературы в учебных заведениях С.-Петербурга. Автор литературно-критических и биографических работ, посвященных творчеству русских писателей, статей и книг общепедагогического, методического и мемуарного характера, пьес, рассказов для детей; редактор журналов "Детское чтение" (1877-84), "Воспитание и обучение" (1885), "Мир Божий" (1892-1902). На собственные средства открыл бесплатную двухклассную школу на Валдае (1896). О. был сторонником демократических идеалов "шестидесятников" 19 в. Рассматривал образование и воспитание как единый процесс. Разработал курс школьного литературного образования, первую в России методику организации эмоционально-образного восприятия литературы. (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. -8)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Острогорский Виктор Петрович
(1840-1902) – выдающийся методист-словесник, деятельность которого охватывает наиболее важные проблемы МПЛ последней трети XIX века. Большой популярностью пользовались его «Этюды о русских писателях» (в период с 1988-го по 1997-й годы были изданы пять книг). Впервые изданная в 1872-м году книга О. «Русский писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми» при последующих изданиях дорабатывалась и перерабатывалась, в ней автор представил замечательные образцы анализа художественного образа в произведениях различных жанров. Особое место в методическом наследии О. занимает работа «20 биографий образцовых русских писателей» (первое издание вышло в 1989-м году), в которой фактически заложены основы научного подхода к изучению биографии писателя в школе. Данная работа неоднократно переиздавалась, что свидетельствует о ее большом значении для дореволюционной МПЛ. Также О. была разработана методика школьного выразительного чтения и обучения учащихся выразительному чтению, первое издание книги «Выразительное чтение в школе» было переиздано, начиная с 4-го переиздания автор кардинально переработал материал, приблизив его к современной ему школе. Наиболее существенной методической работой О. считаются «Беседы о преподавании словесности» (первое издание – 1885-й год), представляющая собой систему МПЛ и охватывающая основные аспекты теории и практики преподавания словесности. В этой работе О. дал определение понятия «литературное образование», выделил его составляющие, основные направления литературного развития школьников. Также О. определил основные задачи литературного образования (как общественные, так и связанные с формированием личности учащегося), среди которых главной считал «вопрос об умственном и нравственном подъеме юношества посредством школы (курсив автора – В.Г.). Важнейшим вкладом О. в МПЛ следует считать разработанную им (впервые в отечественной МПЛ) систему требований к подготовке учителя словесности. В этой системе О. выделяет три составляющих: общая «образованность» учителя-словесника, «знания специальные», «совершенно необходимая теоретическая научная подкладка» (здесь представлена система требований к знаниям предметов, совокупность которых обеспечивает процесс литературного образования) и «особые качества личные, от которых в значительной степени зависит успех дела». Кроме этого, в работе рассмотрены методы преподавания словесности и представлена система письменных работ, среди которых ведущее место занимало сочинение. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

ОСТРОГОРСКИЙ Виктор Петрович
16(28).2.1840, Петербург, — 31.3(13 4). 1902, В ал дай, ныне Новгородской обл.], педагог, литератор, обществ. деятель. Ученик В. Я. Стоюнина. Окончил филол. ф-т Петерб. ун-та (1862). Пед.деятельность начал в студенч. годы в Василеостровском бесплатном уч-ще. Преподавал словесность, историю рус. и всеобщей лит-ры, читал курс выразит, чтения в уч. заведениях Петербурга. О — автор лит.-критич. и биографич. работ, посвященных творчеству рус. писателей, статей и книг общепед, метод. и мемуарного характера, пьес, рассказов для детей; редактор журн «Детское чтение» (1877—84), «Дело» (1883—84), «Воспитание и обучение» (1885), «Мир Божий» (1892—1902). Вел популяризаторскую работу, выступая с лекциями и уч. курсами по лит-ре и иск-ву в пользу Подвижного музея уч. пособий, об— в грамотности, бесплатной двухклассной школы, созданной на его средства в Валдае (1896), и др., на земских учительских курсах читал историю лит-ры и курс выразит, чтения.
Сторонник демокр. идеалов «шестидесятников» 19 в. старался воплощать в жизнь идеи Н И. Пирогова и К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова и Стоюнина. Рассматривал образование и воспитание как единый процесс, особое внимание уделял этико-эстетич. воспитанию, видел в нем могуществ. фактор гражд. воспитания. Средствами эстетич. воспитания, в число к-рых наряду с лит-рой и иск-вом включал и воздействие природы, окружающей среды, взаимоотношений между людьми, О. призывал воспитывать у детей стремление к добру и правде, к служению своему народу. Выделяя роль семьи в раннем эстетич. развитии ребенка, О. считал, что гл. заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравств. связь между членами семьи. Осн. роль в семейном воспитании отводил матери и в связи с этим особое внимание обращал на необходимость разностороннего образования и эстетич. подготовки женщин.
Разработал курс шк. лит. образования, гл. цель к-рого видел в воздействии на духовный мир ребенка средствами самой лит-ры. Первым в России О. разработал методику организации эмоционально-образного восприятия лит-ры, выделив два пути воздействия на это восприятие — ученич. чтение, воспитывающее любовь к книге и потребность в чтении, и использование специфич. форм работы (выразит, чтение самого учителя, обучение выразит, чтению школьников, «словесное рисование» и др.) —
Соч: Письма об эстетич. воспитании, M, Этюды о рус. писателях, кн 1—5, СПБ, 1903—11; Из мира великих преданий, СПБ, Краткий учебник теории поэзии, СПБ, Беседы о преподавании словесности, СПБ, Рус. писатели как воспитательно-образоват.материал для занятий с детьми и для чтения народу, СПБ, Хорошие люди, M, Из истории моего учительства, СПБ, Двадцать биографий образцовых рус. писателей, M, Выразительное чтение, M, 1916«, Родные поэты, M
Лит. ГречишниковаА Д, ВИ Водовозов и В II Острогорский, M, 1941, Парилов И Г, Жизнь и пед.деятельность В II Острогорского, «Уч зап Новосиб пед.ин-та», 1946, в 2, его же, Метод наследство В II Острогорского, там же, 1945, в 1, РотковичЯ А, ВП Острогорский и метод жизнь России 70—80-х гг. XIX в, «Уч зап Куйбышевского пед.ин-та», 1958, в 19, Салтыкова M Н, ВП Острогорский, в кн. Рус. учитель, M, 1959, С и л —чевский Д П, Литературная деятельность В II Острогорского (Библиографич. материалы), «Мир Божий», 1902, № 5
M В Михайлова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия