ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Найдено 1 определение
ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
разновидность этико-речевых ошибок, связанная с нарушением правил и формул речевого этикета.
Существуют различные нарушения в использовании формул речевого этикета; основными являются следующие.
1) Обращение на «ты» к незнакомому или малознакомому адресату, а также в условиях официальной обстановки.
2) Отсутствие необходимых формул при привлечении внимания незнакомого человека с просьбой о чём-л., таких как: Простите; Извините; Пожалуйста; Будьте добры; Вы не могли бы и т.п., грубые оклики: Эй!; Стой! и т.п.
3) Отрицательные реплики при ответе на вопрос незнакомого человека, которые могут вызвать непонимание или демонстрируют раздражение в связи с причинённым беспокойством (Не знаю; Не скажу; Мне некогда; Что ещё?), а также игнорирование вопроса.
4) Грубые или фамильярные формы обращения к малознакомым, незнакомым и/или старшим по возрасту (Эй, парень; Пацан, поди сюда; Эй, в красной кепке, слышь; Эй, братан, закурить не найдётся?; Мамаша, скажи...).
5) Сниженные обращения к малознакомому человеку (Маринка; Петька; Ленк; Юля- ха; Натаха), обращения по прозвищу (Жбан; Батон; Петря; Очкарик; Жирдяй), особенно если это не принято в конкретной среде; обращение по имени в официальной ситуации, когда следует обращаться по имени и отчеству.
6) В ситуации знакомства — категоричность, грубость, бестактность, навязчивость (Ну всё-таки, как Вас зовут?; И куда это мы так торопимся?).
7) Сниженные, фамильярные формы приветствия, особенно если это не соответствует ситуации общения (Здорово, бабуль; Hello; Добренького всем утречка).
8) Неиспользование этикетных формул, сопровождающих прощание, а также грубые, фамильярные, не соответствующие обстановке формулы при прощании с человеком более высокого социального статуса (Ну, чао; Аривидерчи, бамбина; Прощевайте; Счастливо).
9) При дарении подарков — преувеличение ценности подарка, рассказ о том, каких усилий стоило его приобрести, а также вручение подарка без необходимых формул (Позвольте подарить Вам...; Примите от меня подарок; Это тебе мой подарок и т. п.).
10) При принятии подарка — отсутствие благодарности или необходимых в данной ситуации формул (Спасибо; Я очень тронут Вашим вниманием; Благодарю).
11) Отсутствие слов извинения, когда они необходимы; выражение извинения как одолжение, условное извинение (Ну, извини; Извини, конечно, но...); фамильярные, просторечные формы извинения (Извиняйте; Извиняй); грубый отказ принимать извинения (Отстань; И слушать не хочу; Да ну тебя; Очень нужны твои извинения);
12) Грубый отказ: использование грубых просторечных слов при отказе (Ещё чего; Обойдёшься; Обрыбишься; Не получишь; Ага, щас, разбежался и т.п.);
13) Отсутствие необходимых формул в ситуации просьбы (Пожалуйста; Если Вас не затруднит; Прошу Вас; Мне хотелось бы; Будьте так добры); грубое выражение желания (Дай; Принеси; Закрой дверь!; Воды!).
14) Комплимент должен представлять собой приятную речь, произносимую искренне; помимо этого важно, чтобы он соответствовал действительности и оформлялся соответствующими формулами (Ты прекрасно выглядишь; Вы хороший специалист; У вас такой добрый характер т.п.). В ситуации комплимента ошибки чаще всего допускает его адресат: оправдывается; продолжает хвалить себя сам. Правильнее всего в ответ на комплимент использовать формулы благодарности: Благодарю, Спасибо. Мне очень приятно.
15) Неудачное паралингвистическое оформление речи: «проглатывание» этикетных формул, небрежный или нелюбезный тон речи, презрительное или угрюмое выражение лица, несоответствующие этикетной ситуации поза и жестикуляция — могут существенно помешать эффективности общения или даже привести к конфликту.
Лит.: Балакай А.Г. Русский речевой этикет и принципы его лексикографического описания. Новокузнецк, 2002; Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2007; Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975; Кронгауз М.А. Речевой этикет и мы // Московский лингвистический журнал. 2003. Т. 7. № 2; Кронгауз М.А. Речевой этикет: внешняя и внутренняя типология // Мат-лы междунар. конф. «Диалог-2004». URL: www.dialog-21.ru; Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1984; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Лингвистический и методический аспекты. М., 2008; Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007; Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. М., 2009.
А.Н. Смолина, Н.Н. Акулова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.