ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ориентировочная деятельность
совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения. К основным задачам ориентировочной деятельности относят: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу его выполнения – контроль и коррекцию. Необходимые формы осуществления ориентировочной деятельности создают различные формы психического отражения, которые, будучи включенными в структуру данной деятельности, обеспечивают реализацию её функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в изменчивых условиях. Существенное отличие ориентировочной деятельности человека от ориентировочной деятельности животных состоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними, а также на общественные формы отношений.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. К осн. задачам О.д. относят: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу его выполнения - контроль и коррекцию. Необходимые формы осуществления О.д. создают различные формы психического отражения, которые, будучи включены в структуру О.д., обеспечивают реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в изменчивых условиях. Существенное отличие О.д. человека от О.д. животных состоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними, а также на общественные формы отношений. П.Я. Гальпериным была выдвинута оригинальная трактовка этой проблемы, согласно которой О.д. не ограничивается одними интеллектуальными функциями: и потребности, и чувства, и воля не только нуждаются в ориентировке, но с психологической стороны представляют собой не что иное, как разные формы О.д. субъекта в различных проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Термин «О. д.» возник на основе теории И. П. Павлова, к-рый в качестве особой формы активности организма из ряда рефлексов выделил ориентировочный, указав на его специфич. функцию (установление связи между сигналом, реакцией и подкреплением) и происхождение из рефлекса «биол. осторожности». Различают собственно ориентировочный рефлекс (настройка анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности) и ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую) деятельность. К основным и самым общим задачам О. д; относят: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действия, а по ходу его выполнения контроль и коррекцию. Необходимые условия осуществления О. д. создают разл. формы психич. отражения, к-рые, будучи включенными в структуру О. д., обеспечивают реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях. Существ, отличие О. д. человека от О. д. животных состоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними и их социальном значении, а также на обществ. формы отношений. П. Я. Гальпериным была выдвинута ориг. трактовка этой проблемы, согласно к-рой предметом психологии выступает именно О. д. По Гальперину, О. д. не ограничивается одними интеллектуальными функциями (от восприятия до мышления). И потребности, и чувства, и воля не только нуждаются в ориентировке, но с психол. стороны представляют собой не что иное, как разные формы О. д. субъекта в разл. проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения.
Потребности означают не только побуждения к действию во внеш. среде, они предопределяют избират. отношение к ее объектам и намечают общее направление действий на то, чего субъекту недостает (в чем он испытывает потребность). В этом смысле потребности являются исходным и осн. началом ориентировки в ситуации.
Чувства тоже представляют собой не просто субъективное отражение большей или меньшей физиол. возбужденности. Появление чувства означает резкое изменение оценки предмета, на к-ром оно сосредоточено, а в связи с этим изменение в оценке остальных предметов и ситуации в целом. Созрев и оформившись, чувства становятся важным средством переориентировки в ситуации; эта сторона чувств и составляет их психол. аспект.
Воля представляет собой особую форму ориентировки субъекта в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффективной оценки уже недостаточно. Воля потому и выделяется как особая форма душевной жизни, что представляет новый способ решения задач об общем направлении поведения в особых, своеобразных и специфически человеческих ситуациях.
Таким образом, все формы психич. деятельности, а не только познавательные, интеллектуальные, могут рассматриваться как разл. формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Эти разл. формы возникают потому, что существенно различны обстоятельства, в к-рых оказывается субъект, различны встающие перед ним задачи и средства, с помощью к-рых решаются эти задачи.
В рамках концепции поэтапного формирования умственных действий Гальпериным было введено понятие ориентировочной основы действия (ООД), под к-рой им понималась система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего и выполняемого действия. Содержание ООД во многом предопределяет качество действия. Полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. ООД следует отличать от схемы ООД как совокупности ориентиров и указаний, задаваемой субъекту. Форма и способ задания схемы ООД диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Выделяются три типа построения схемы ООД и соответственно три типа учения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысляется далеко не всегда и не полностью; велик разброс. индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне подвержено сбивающим воздействиям. При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что с самого начала гарантирует его безошибочность. При этом схема ООД либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с обучающим. Третий тип характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из к-рых он состоит, и законы их сочетания. ООД такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.
Лит.: Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, Поли, собр. соч., т. 3, М.-Л., 1951; Гальперин П. Я., Психология мышления и учение о формировании умственных действий, М., 1966; его же, Введение в психологию, М., 1976; Талызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975. С. С. Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.02 мб

Ориентировочная основа совместной деятельности дошкольников

Смирнова Яна Константиновна
На примере дошкольного возраста рассматривается феномен ориентировочной основы совместной деятельности как один из механизмов организации и регуляции индивидуальных операций в групповом действии.
Читать PDF
519.50 кб

Инварианты знаний в культурологическом цикле как ориентировочная основа учебной деятельности

Рябова Светлана Владимировна, Штейнберг Валерий Эмануилович
Читать PDF
610.39 кб

Ориентировочная деятельность студентов на практических занятиях по курсу «Сопротивление материалов»

Вешуткин Владимир Дмитриевич, Моисеева Татьяна Владимировна
Для достижения одной из основных целей учебного процесса – развития самостоятельного продуктивного мышления студентов, будущих специалистов в области конструирования и ремонта технических объектов, преподавателями кафедры «Динамик
Читать PDF
19.45 мб

Половой диморфизм ориентировочно-исследовательской деятельности и эмоционально- поведенческой реакти

Ж.Б. Айтбаева, Л.Н. Ерментаева, М.Б. Тохаева, К.К. Ниязбекова, К.М.Мухаметжанова
В статье єѓучены половые раѓлєчєя орєентєровочно-єсследовательскоѕ деятельностє є эмоцєональноповеденческоѕ реактєвностє молодых реанємєрованных крыс.
Читать PDF
197.59 кб

Формирование социально-бытовой ориентировочной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталос

Дашевская Е. Ю.
Читать PDF
68.80 кб

Элементы информационно-образовательной среды в формировании ориентировочной основы деятельности студ

Баженов Анатолий Александрович
В статье поднимаются вопросы совершенствования методической подготовки практических занятий по рисунку в системе высшего и среднего профессионального образования.
Читать PDF
257.51 кб

Теория ориентировочной основы деятельности П. Я. Гальперина при обучении технике двигательных действ

Галимов Геннадий Яковлевич, Стрельников Валерий Александрович, Цыремпилов Виталий Борисович, Багадаев Анатолий Владимирович
В современных условиях развития физической культуры возрастает роль применения новых методик, учитывающих теоретические разработки ведущих специалистов в области психологии и педагогики. Теория П.Я.
Читать PDF
1,021.37 кб

Ориентировочная деятельность студентов в процессе формирования умений при построении эпюр по курсу «

Моисеева Татьяна Владимировна, Вешуткин Владимир Дмитриевич
В статье приведен алгоритм ориентировочной деятельности студентов технического университета при изучении курса «Сопротивление материалов» при формировании умений построения эпюр внутренних усилий при деформации изгиба элементов ко

Похожие термины:

  • Ориентировочная основа деятельности

    совокупность знаний, определяющих возможность сознательного планирования и правильного осуществления конкретной деятельности, освоенной индивидом.
  • Деятельность ценностно-ориентировочная

    направлена на выработку наиболее значимых ориентиров в личной и общественной жизни, на создание общечеловеческих ценностей, на формирование целостного мировоззрения личности и ее отношения к лю