ОРГАНЫ РЕЧИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОРГАНЫ РЕЧИ
Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. образуют произносительный аппарат человека, работа которого определяется командами, поступающими из мозга. Выделяют активные О. р. (подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник) и пассивные (неподвижные органы, неспособные к самостоятельной работе и при образовании звуков, служащие точкой опоры для активных О. р.: зубы, альвеолы, гортань). В качестве движущей силы при образовании звуков (для получения струи воздуха) используются диафрагма, легкие, бронхи, трахея. При овладении иноязычным произношением постановка О. р. является необходимым промежуточным этапом работы. См. также речевой аппарат.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОРГАНЫ РЕЧИ
органы человека с различными по происхождению и назначению физиологическими функциями, использующиеся для образования звуков речи. О. р. делятся на две группы : О. дыхания (легкие с бронхами и трахеей); О. звукообразования — активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствие для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности. Активные О. р.: 1) гортань с голосовыми складками; 2) глотка, которая может сужаться и расширяться; 3) язык, способный принимать самые разнообразные формы и совершать сложные движения; 4) небная занавеска с маленьким язычком, которая, поднимаясь, закрывает вход в нос; 5) губы, способные изменять формы и размеры устья речевого тракта; 6) нижняя челюсть, положение которой существенно влияет на окраску звука. Эти О. могут сближаться и соприкасаться с пассивными О. (трахея, верхняя челюсть, полости носа), а также между собой, создавая преграду для выдыхаемой струи воздуха. В месте преграды создается источник шума, необходимого для образования согласных. Полость носа служит резонатором, включение которого придает звуку носовой характер. О. р. связаны с речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга двумя путями : 1) центробежными нервными волокнами, несущими импульсы головного мозга к дыхательным мышцам, мышцам гортани, языка, губ, нижней челюсти и других О.; 2) центростремительными нервными волокнами, берущими начало в рецепторах всех мышц речевого аппарата и сигнализирующими в головной мозг о состоянии периферических О. Благодаря этой системе прямых и обратных связей обеспечивается формирование звуков речи и голоса. Лит.: ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Сорокин В.Н. Теория речеобразования. — М., 1985; Фланаган Дж. Анализ, синтез и восприятие речи. - М, 1968. А.А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
546.55 кб

Организация логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи

Патрушева Ирина Михайловна
В статье описывается организация логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в России.
Читать PDF
328.20 кб

Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Архипова Елена Геннадьевна
Актуальность определяется тем, что в статье систематизированы различные взгляды по проблеме формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Читать PDF
324.42 кб

Организация тренингов по технике речи для научно-педагогических работников

Синельникова Т.М.
Статья посвящена организации тренингов по технике речи для научно-педагогических работников. Знание элементов техники речи способствует совершенствованию лекторского мастерства и является составляющей успешного выступления.
Читать PDF
209.40 кб

Традиционные и инновационные формы организации обучения русской речи учащихся

Уракова Ф. К.
В статье рассматриваются методические средства и формы организации обучения связной русской речи учащихся национальной школы, способствующие формированию их базовых коммуникативных умений и навыков.
Читать PDF
185.88 кб

К вопросу об организации работы по коррекции письменной речи младших школьников

Савченко С. Ф., Ивановская О. Г.
Читать PDF
760.12 кб

Организация государственного контроля аптечного дела во 2-й Речи Посполитой Польши

Ханиш Катажина
Излагается становление и порядок деятельности центральных и местных государственных органов и учреж­дений фармацевтического контроля в Польше в межвоенный период
Читать PDF
142.47 кб

Доминирующие принципы организации и преподавания курса «Русский язык и культура речи»

Колесникова Н. И.
В статье изложен опыт постановки и преподавания курса «Русский язык и культура речи» в Новосибирском государственном техническом университете.
Читать PDF
468.25 кб

Организация экспериментального обучения иноязычной устной деловой аргументированной речи

Проскурина Галина Александровна
Рассматривается сущность эксперимента в методике обучения иностранному языку, которая заключается в научной организации учебного процесса в соответствии с выдвинутой гипотезой, целью и задачами проводимого экспериментального иссле
Читать PDF
929.11 кб

Мимио-приложения как средство организации комплексной диагностики детей с нарушениями речи

Тараканова Алла Алексеевна
Затрагивается проблема осуществления комплексной диагностики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Читать PDF
354.47 кб

Методическая организация комплекса упражнений по развитию умений говорения и письменной речи

Качалов Николай А.
Обосновывается организация комплекса упражнений, направленного на развитие коммуникативных умений в продуктивных видах речевой деятельности в процессе изучения курса «Computers and Banking».
Читать PDF
123.70 кб

Методические средства и формы организации обучения связной русской речи учащихся национальной школы

Уракова Фатима Каплановна
В статье рассматриваются методические средства и формы организации обучения связной русской речи учащихся национальной школы, способствующие формированию их базовых коммуникативных умений и навыков.
Читать PDF
215.79 кб

Функциональные возможности организма первоклассников с нарушениями речи при адаптации к учебным нагр

Юрченко О. Н., Бусловская Л. К.
Представлены результаты изучения функционального состояния нервной системы, свойств внимания, работоспособности, особенностей адаптации к условиям обучения у первоклассников с нарушениями речи.
Читать PDF
157.30 кб

Клинико-функциональная характеристика органов речи и слуха у пациентов со стабильным течением хронич

Гилифанов Евгений Альбертович, Невзорова В.А., Артюшкин С.А., Павлуш Д.Г.
Рассматриваются особенности функционального состояния гортани и уха у 49 пациентов с хронической обструктивной болезнью легких II-III стадии в период стабилизации.
Читать PDF
155.39 кб

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» на основе

Канакина Галина Ивановна
В статье представлена Дидактическая модель организации самостоятельной работы студентов вузов гуманитарного и негуманитарного профиля по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Читать PDF
165.53 кб

Отбор и методическая организация содержания обучения говорению и письменной речи студентов инженерны

Качалов Николай Александрович
В данной статье выделяются структурные компоненты блоков курса Computers and Banking, определяются типы текстов, соответствующие каждому из структурных компонентов курса, и характер взаимосвязи между текстами.

Похожие термины:

  • ОРГАНЫ РЕЧИ АКТИВНЫЕ

    подвижные органы артикуляционного аппарата, производящие основную работу, необходимую для образования звуков речи (нижняя челюсть, язык, губы, мягкое небо). См.: Аппарат артикуляционный.
  • ОРГАНЫ РЕЧИ ПАССИВНЫЕ

    неподвижные органы артикуляционного аппарата, являющиеся «точкой опоры» для органов речи активных при образования звуков речи (твердое нёбо, альвеолы, зубы, верхняя челюсть). См.: Аппарат артикуля