ОРФОГРАФИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОРФОГРАФИЯ
от греч. orthos — правильный и grapho — пишу) — 1) общепринятая система правил написания слов данного языка; 2) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий нормативную систему написания слов.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ОРФОГРАФИЯ
(от греч. orthos – правильный + graphō – пишу). То же, что правописание. Исторически сложившаяся система правил написаний, которая используется в письменной речи. Орфографические правила – обобщающие предписания, например: 1) о написании слов и значимых частей; 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; 3) об употреблении прописных и строчных букв; 4) о переносе слов с одной строки на другую. Овладение О. является одной из задач при обучении письму и письменной речи. В РФ для русского языка действуют «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные в 1956 г.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОРФОГРАФИЯ
греч. orthographia, от orthos - правильный и graphio - пишу) правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. определяет передачу звуков (фонем) буквами; слитное, раздельное и дефисное написание слов; употребление прописных букв; способы переноса. Иногда как синоним О. употребляется термин "правописание", имеющий и более широкое значение, включающее пунктуацию. В Рос. Федерации для русского языка действуют "Правила русской орфографии и пунктуации", утвержденные в 1956. Методика обучения О. в школе включает многочисленные упражнения, которые делятся на три осн. вида: различные варианты списывания с книги; различные виды диктантов и творческие письменные работы: изложения, сочинения и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОРФОГРАФИЯ
1) система правил единообразного написания слов и грамматических форм; 2) раздел языкознания, разрабатывающий систему таких правил. О. в первом значении, как и язык, подчиняется норме.
Это понятие относится к той области языкознания, которая изучает вопросы правильного, нормированного, письма, существующего в двух ипостасях: графика и орфография.
Та часть письма, которая определяет, как передаются единицы языка во всех случаях, во всех словах и морфемах, независимо от положения в слове, — это графика (от греч. γραφικος — ‘письменный’). Другая часть письма устанавливает правила использования графических средств языка для передачи звучащей речи, принимая во внимание значимые единицы языка (слова, морфемы, грамматические формы) — это орфография (от др.-греч. ορθογραφία, от ορθός — ‘правильный’ и γράφω — ‘пишу’).
Первая задача О. — передать буквами фонемный состав слова. При этом фонема представляется как кратчайшая единица языка, которая служит для 1) различения слов и морфем (выполняет смыслоразличительную функцию) и 2) отождествления слов и морфем (представлена всем рядом чередующихся звуков, различия которых обусловлены фонетической позицией). Помимо этого, О. устанавливает правила слитных и дефисных написаний слов и словосочетаний; правила правописания прописных букв; способы переноса слов со строки на строку; правила графических сокращений.
Современная О., в отличие от О. XVIII–XIX вв., отличается высокой степенью стандартности. Носителям русского языка предписывается соблюдение обязательных норм правописания, закреплённых кодификацией. Однако практическая О. не вмещается абсолютно в кодекс установившихся правил, поскольку они не дают возможности отразить в полном объёме всё многообразие мыслей и впечатлений, и в таком случае письмо может служить средством выражения дополнительных смыслов, использоваться как стилистический приём выразительного оформления текста. Хотя это в большей степени присуще пунктуации, но нельзя не отметить, что и О. заключает в себе некоторые возможности выразительных отступлений от нормы.
При наличии орфографической кодификации письменный текст может включать в себя определённые некодифицированные явления, вольности, которые выполняют определённое семантическое задание. Напр., в частном письме можно написать моя тёшша и этим выразить ироническое отношение к матери своей жены. Можно написать тышша и этим выразить свою иронию или радость (в зависимости от общего контекста) по поводу своих финансовых успехов.
В постсоветский период возникли предпосылки новой орфографической ситуации непосредственным образом связанные с нормой. Безупречный в орфографическом отношении текст утратил свой обычный престиж, о чём свидетельствуют уже ставшие привычными ошибки в рекламных щитах, вывесках, материалах периодической печати. Даже орфографические словари, правда, только коммерческих издательств, рекомендуют разные варианты написания одного слова. Так орфографическая вариантность представлена в словаре «Толковый словарь русского языка конца XX в.: Языковые изменения» (под ред. Г.Н. Скляревской. Институт лингвистических исследований РАН. СПб., 1998) включает 65 словарных статей, заключающих орфографические варианты, с условными обозначениями 1) новое слово; его первая словарная фиксация и 2) относительно новое слово; словарные фиксации в пределах описываемого периода.
Кроме того, в русском письме постсоветского периода выявлено три новых тенденции, которые стали следствием свободы российского общества и «падением» орфографического режима: возрождение элементов дореформенной орфографии (телепередачи «В^ди», «Русский міръ». «Кинематографъ», «Канонъ»); название фильма «Имперія подъ ударомъ» и производителя кофе — «Московская кофейня на паяхъ» и мн.др.); внедрение в русский текст графико-орфографического иноязычия (Jack Pot — зал игровых автоматов; наряду с русским именем — его транслитерация (изд-во « Планета» — «Planeta»); рядом с русским — иноязычное («Обувь» — «Shoes»; «Currensy exchange» — «Обмен валюты»); иноязычное слово и его транслитерация (журнал «Fit for fun» — «Фит фор фан»; магазины «Лореалъ» — «L'oreal», Second hand — Секонд хэнд); использование параграфемного компонента текста, когда буква-пиктограмма становится знаком слова или всего рекламного текста.
Все эти явления не включены в современную кодификацию, что говорит о необходимости определения их статуса в современной О.
Лит.: Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. М., 2007; Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989; Иванова В.Ф. Русская орфография. М., 1998; Кузьмина С.М. Орфографическая комиссия 90-х годов и новая редакция свода правил русского правописания // Язык: изменчивость и постоянство: Сб. ст. к 70-летию Л.Л. Касаткина. М., 1998; Кузьмина С.М. Об умягчении нравов русской орфографии (проблемы вариативности написаний) // Жизнь языка. М., 2001; Панов М.В. И всё-таки она хорошая: рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М., 1964; Правила русской орфографии и пунктуации. М., 1956; Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. М., 2007; Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. М., 2000; Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Черняк. М., 2002; Сидорова М.Ю., Савельев B.C. Русский язык и культура речи: учебник. М., 2008; Текучев А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме. М., 1976.
Т.М. Григорьева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

ОРФОГРАФИЯ
греч. orthographfa, от orthos — правильный и grapho — пишу), правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. определяет передачу звуков (фонем) буквами; слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; употребление прописных букв; способы переноса. Иногда как синоним О. употребляется термин «правописание», имеющий и более широкое значение, включающее пунктуацию.
Ввиду культурного и социального значения О., ее нормализация в каждой стране составляет предмет науч. исследований лингвистич. орг-ций общенац. значения. Результаты этой работы отражаются в словарях и правилах, традиционно рассматриваемых как нормативные. В Рос. Федерации для рус. языка действуют «Правила рус. орфографии и пунктуации», утвержденные в 1956 През. АН СССР, Мин-вом высш. и ср. спец. образования СССР и МП РСФСР (до этого времени действовали правила О, утвержденные Наркомпросом РСФСР 23 дек 1917 и подтвержденные декретом СНК РСФСР 10 окт 1918) «Правила» 1956 служат обязательным руководством при составлении учебников, специальных словарей, энциклопедий и справочников
Обучение О. в школе начинается в 1-м кл и продолжается в течение всего курса родного языка Для усвоения правил написания слов учащиеся должны иметь элементарные знания о составе слова, частях речи и их формах и уметь производить грамматич. анализ, абстрагировать, обобщать Смешение орфографических и лежащих в их основе грамматич. явлений (частей речи, падежей существительных, прилагательных, числительных, местоимений, форм глаголов и т п) чаще всего является непосредственной причиной орфографич. ошибок Чтобы не смешивать морфологич.категории и формы и свободно применять правила О. в процессе письма, учащиеся должны приобрести четкие и прочные грамматич. знания и умения.
Уже при обучении грамоте учащиеся овладевают фонетич написанием (определяемым произношением) слов, в после-букварный период — умением достаточно правильно слышать звуки в слове и фиксировать их при письме буквами Нек-рые фонетич написания также регулируются правилами, к-рые иногда называются графическими Эти правила усваиваются в основном на нач. стадии обучения путем упражнений в письме Умение правильно воспользоваться звуко-буквенным и слоговым анализом слов имеет первостепенное значение для усвоения этих написаний.
Имеются и т и традиц.написания, не определяемые ни произношением, ни правилами. Правописание этих слов усваивается лишь памятью, при этом важную роль играет пользование словарями, нек-рые учителя при обучении правописанию подобных слов применяют послоговое орфографич. произношение, а также группировку слов по сходству написания. Среди традиц.написаний имеются и такие, относительно к-рых существуют определенные правила Учащиеся усваивают подобные написания в процессе изучения грамматики.
Значит. раздел О. — слитные, раздельные и дефисные написания слов предлогов и приставок, частиц, сложных слов Здесь определенную роль играют лексико-синтаксич соображения Ошибки в написании предлогов, союзов, частиц, наречий, сложных слов часто встречаются в работах учащихся не только младших, но и ст. классов. Для их предупреждения и преодоления нужны ознакомление учащихся с разнообразными способами соединения частей и частиц речи в одно слово, приемами распознавания смешиваемых явлений, обобщение и систематизация относящихся сюда правил, упражнения в составлении словосочетаний и предложений.
Для усвоения правил употребления прописных букв необходимо научить школьников понимать выделительную и различительную функции прописной буквы. В этой области много условного и спорного, поэтому в школе изучаются далеко не все случаи выделения слов прописной буквой.
При обучении О к учащимся предъявляются след требования 1) внимание к слову и его написанию, т и орфографич. зоркость, 2) различение произношения осн. звуков и словесного ударения, 3) письмо не по буквам, а по слогам или целыми словами, 4) понимание значения слова, 5) умение находить орфографич. трудности, понимание того, в каких случаях надо и в каких не надо проверять написание, 6) развитый самоконтроль (посредством слуха, произношения и усвоенного правила), 7) умение разбирать морфологич.состав слова, 8) различение частей речи и их осн. форм, 9) уме ние устанавливать связи между словами в предложении и ставить вопросы от слова к слову, 10) умение самостоятельно работать с учебником и словарем, 11) осмысленное выполнение упражнений, активная работа над орфографич. ошибками Процесс изучения к -л орфографич. темы обычно делится на неск этапов ознакомление с грамматич. явлением, лежащим в основе орфографич. правила, анализ орфографич. материала, подлежащего усвоению, вывод правила, упражнения.
Орфографич. грамотность проявляется в определенных навыках, формирование к-рых требует многочисленных и разнообразных упражнений. В их проведении можно также наметить ряд этапов узнавание изучаемого орфографич. явления (или орфограммы) в ряде слов, в предложении, в тексте, отнесение частного случая к тому или иному правилу, применение правила к данному орфографич. случаю, автоматизация навыка, для достижения к-рой необходимы упражнения гл. обр. конструктивного характера, когда учащимся приходится применять данное правило наряду с другими, ранее усвоенными.
О в школе изучается преим в связи с изучением грамматич. явлений. Не все написания подчиняются единым правилам, поэтому для формирования навыков грамотного письма используются фонетич и словарные упражнения первые гл. обр. для фонетико-графич. написаний, вторые — для традиц.написаний. Методика обучения О. включает многочисл. орфографич. упражнения, к-рые делятся на три осн. вида., каждый из к-рых имеет свои подвиды: 1) списывание с книги или с доски, сопровождаемое анализом и объяснением написанного, выборочное выписывание из текста слов, словосоче таний или предложений на определенную орфографич. тему, списывание, усложненное к -л грамматич. или орфографич. заданием, восстановление деформированных предложений или текста; 2) Диктанты сопровождаемые объяснением написания тех или иных слов (комментируемое письмо), предупредительные (с предварит. грамматич. и орфографич. разбором), объяснительные (с последующим разбором и объяснением), творческие, контрольные (или проверочные) с предварит. самостоят. подготовкой учащихся по тексту, указанному учителем, и без такой подготовки; 3) Творческие письм работы свободный диктант, изложение, сочинение. Творческие письм работы являются собственно упражнениями в развитии письм речи (см Развитие речи), однако на определенных этапах, преим на этапе автоматизации навыка, они могут служить и целям формирования орфографич. грамотности.
Центр вопрос. методики обучения родному языку — сочетание работы над орфографич. грамотностью с развитием речи. Для преодоления ошибок большое значение имеют их учет, классификация и анализ учителем и, под его руководством, самими школьниками, опирающаяся на этот учет дифференциров работа учителя с учащимися, часто с использованием спец. карточек, включающих нужные орфограммы, индивидуальная работа учащихся над ошибками, доп занятия с отстающими учащимися. Причинами орфографич. ошибок часто являются отсутствие регулярного повторения нек-рых наиб. трудных орфограмм, ослабление внимания к О. при изучении синтаксиса и пунктуации, неоправданное и бесконтрольное «многописание». Формирование орфографич. навыков требует постоянных упражнений и внимания к О. даже тогда, когда закончено изучение морфологии и изучаются синтаксис и пунктуация. В ст. классах школы, где по уч. плану нет особых часов для занятий грамматикой и О., используются все возможные случаи для устранения недочетов в орфографич. грамотности уч-ся.
Н С Рождественский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
132.86 кб

Рецензия на учебно-методическое пособие Л. Н. Боженко «Современная русская орфография как система в

Н. И. Лапицкая
Читать PDF
481.91 кб

Етимологічний аналіз слів як засіб формування орфографічної грамотності молодших школярів

Лариса Попова
У статті розглядається роль етимологічних розвідок у формуванні правописних умінь і навичок молодших школярів.
Читать PDF
414.11 кб

Стратегии овладения орфографией в начальной школе и когнитивные предпосылки их формирования

Савельева Лариса Владимировна
В статье обобщаются результаты констатирующего эксперимента, проведенного в рамках исследования языкового образования в начальной школе как процесса реализации потенциальных познавательных возможностей учащихся (на примере обучени
Читать PDF
104.45 кб

Методические принципы обучения русской орфографии учащихся начальной национальной (адыгейской) школы

Тлюстен Людмила Шахамболетовна
В данной статье рассматриваются вопросы реализации методических принципов обучения русской орфографии в начальной национальной, в частности адыгейской, школе.
Читать PDF
58.73 кб

Формирование навыков орфографического самоконтроля в вузе

Грузинская Татьяна Александровна
Читать PDF
317.46 кб

Динамика орфографической нормы: прописная и строчная буквы в современной письменной речи

Дунёв Алексей Иванович
Читать PDF
103.78 кб

Развитие орфографической зоркости на начальном этапе изучения английского языка

Мелентьева О. Ю.
Читать PDF
104.91 кб

Учет особенностей родного языка при обучении русской орфографии учащихся начальной адыгейской школы

Тлюстен Людмила Шахамболетовна
В статье предпринята попытка определить место, занимаемое родным языком, в процессе обучения русской орфографии учащихся-адыгейцев.
Читать PDF
215.51 кб

Личностно ориентированный подход к обучению орфографии

Николаева Е. А.
В статье рассматривается структура организации языковой личности младших школьников применительно к процессу обучения орфографии.
Читать PDF
172.42 кб

Структура и содержание справочника по русской орфографии для иностранных студентов

Алексеева Н. А.
Представлены результаты исследований структуры и наполнения справочника по русской орфографии для иностранных студентов. Выявлены основные отличительные черты справочника для иностранцев от справочника для носителей языка.
Читать PDF
168.34 кб

Ведущий принцип в русской и адыгейской орфографии и его роль в обучении русской орфографии учащихся-

Тлюстен Людмила Шехамболетовна
В статье на основе сравнительно-сопоставительного анализа рассматриваются вопросы, связанные с построением русской и адыгейской орфографии.
Читать PDF
103.78 кб

Развитие орфографической зоркости на начальном этапе изучения английского языка

Мелентьева О. Ю.
Читать PDF
103.78 кб

Развитие орфографической зоркости на начальном этапе изучения английского языка

Мелентьева О.Ю.
Читать PDF
145.83 кб

Учет особенностей адыгейской орфографии как условие успешного овладения учащимися-адыгейцами навыкам

Тлюстен Людмила Шахамболетовна
В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием адыгейской орфографии, дается сравнительно-сопоставительная характеристика орфографии русского и адыгейского языков.
Читать PDF
0.00 байт

Теоретические основы использования алгоритмов в системе обучения русской орфографии учащихся начальн

Тлюстен Людмила Шахамболетовна
В статье на теоретическом уровне рассматриваются вопросы, связанные с алгоритмизацией процесса обучения русской орфографии в начальной адыгейской школе.

Похожие термины:

  • Орфографическая грамотность

    гр. – правописание) – составная часть культуры речи: состоит в правильной орфографической записи слов и выражений. Письмо есть вторичная форма существования понятий. Корень орфографической грам
  • ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ НОРМА

    Нормативное русское письмо регулируется правилами алфавита, графики и орфографии. Алфавит — это набор буквенных знаков. Графика — общие правила письма, т.е. относящиеся ко всем словам языка, и при
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    Существование ошибок возможно только на фоне нормы — «совокупности стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом» [
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

    Словари, содержащие слова в их правильном написании. Нормативный буквенный состав слов дается в алфавитном порядке, а объем словаря зависит от его типа. Определились три типа таких словарей в зави