Определение

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (дефиниция)
способ, предохраняющий от недоразумений в исследовании; его цель – уточнение содержания используемых понятий [82, c. 544; 91, c. 460].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Определение
дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.

Источник: Исследовательская деятельность

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) установление, объяснение, .формулирование (формулировка) значения слова, термина; то же, что дефиниция; 2) постановление, решение первой инстанции по частному вопросу; судебное определение, частное определение — постановление, обращающее внимание должностных лиц на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Логический прием, с помощью которого раскрывается содержание понятия, категории, выявляются существенные признаки объектов, отображаемые в данном понятии. О. является результатом этого процесса, выраженного в форме суждения. В преподавании языков О. используют для передачи знаний о языковой системе, о единицах языка и др. См. дефиниция.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дефиниция, логич. прием, с помощью к-рого раскрывается содержание понятия, выявляются существенные признаки объектов, отображаемых в данном понятии. О. называется и результат этого процесса, выраженный в форме суждения. В процессе обучения (шире — в познании) О. используется для установления точного смысла терминов, исходных понятий.
В логике выделяют в качестве наиб. распространенных 2 вида О.: 1) О. через указание на ближайший род и видовое отличие. Это Значит. что в О. необходимо указать класс предметов, к к-рому относится определяемый предмет, и те признаки (один или несколько), к-рые отличают этот предмет от других того же класса. Напр., «дополнением называется второстепенный член предложения, к-рый обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей». Ближайшим родом здесь является класс второстепенных членов предложения, а видовыми отличиями — предметность и косвенный вопрос. 2) Генетич. О. — через описание способа образования определяемого объекта, через указание на порождающие его причины. Так определяются многие физ. и матем. понятия.
Необходимо учитывать след, правила: 1) О. должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь равный объем. Невыполнение этого правила приводит или к слишком широким, или к слишком узким О. Чтобы О. не было слишком широким, оно не должно охватывать предметы др. класса. Для этого необходимо, чтобы в О. входили все существенные признаки понятия. Напр., О. видимого света только как электромагнитного излучения нарушает это правило, т. к. под такое О. подходят рентгеновские, гамма — и инфракрасные лучи. В этом случае пропущен существенный признак, свойственный именно видимым световым лучам: длина их волны 0,0004 — 0,0008 мм. К слишком узкому О. приводит включение в содержание определяемого понятия признака, существенного не для всех предметов данного вида. Напр., О.
— «сложное вещество — такое, молекулы к-рого состоят из разных атомов, среди к-рых обязательно встречается атом углерода» — ошибочно, т. к. охватывает только органич. вещества. 2) О. должно быть четким, точным, ясным, свободным от образных метафорич. выражений. 3) О. не должно представлять собой логич. круг, когда одно понятие определяется через другое, а последнее — при помощи первого; это приводит к тавтологии. Напр., О. химии как науки о хим. превращениях является ошибочным, т. к. сами хим. превращения нельзя понять, не определив, что такое химия. 4) Желательно избегать отрицат. О., т.е. указаний только на то, чем определяемый предмет не обладает. В науке отрицат. О. правомерны, если указание на то, чем не обладает предмет, однозначно выделяет его или когда раскрывается содержание отрицат. понятия. 5) Нельзя определять неизвестное через неизвестное.
В практике обучения при разъяснении нового понятия используются не только строго логич. О., но и другие, сходные с О. формы: указание, т.е. разъяснение слова путем включения его в знакомый контекст; описание, т.е. перечисление по возможности всех признаков понятия, и др.
Признавая важную роль О. в познании, обучении, воспитании правильного логич. мышления, не следует превращать использование О. в самоцель. Знание О. не является достаточным критерием качества усвоения, в практике обучения известны факты расхождения между словесным О. понятия и тем реальным значением, к-рое оно приобретает в сознании учащихся. Задача состоит в такой организации уч. деятельности учащихся, при к-рой О. не заучивалось бы механически, а усваивалось в процессе определенных действий с уч. материалом. Такое усвоение О. обеспечивает подлинное овладение им как средством изучения познаваемого объекта.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
376.53 кб

Определение пьезомодуля пьезокерамических материалов на образцах элементов в форме диска

Земляков Виктор Леонидович, Ключников Сергей Николаевич, Кулинич Анна Ивановна
Получены приближенные формулы, позволяющие уменьшить объем первичных измерений и упростить процедуру определения пьезомодуля пьезокерамических материалов в динамическом режиме на образцах элементов в форме диска.
Читать PDF
131.28 кб

Определение уровня сформированности умений педагогического общения у будущих учителей

Старостина Наталья Владимировна
На материале анализа психолого-педагогической литературы и проведенной диагностики выделены группы наиболее значимых умений, востребованных при организации каждого этапа педагогического общения.
Читать PDF
394.13 кб

Определение путей развития методологии совместной деятельности педагога и учащегося

Бисько А. Т.
Автор определяет пути развития методологии совместной деятельности педагога и учащегося на базе современной методологии педагогики.
Читать PDF
261.51 кб

Определение рейтинга аккредитованных направлений и специальностей, реализуемых в Герценовском универ

Станкевич Петр Владимирович
Читать PDF
334.86 кб

Определение результативности заданий коммуникативной направленности как средства социализации учащих

Кириллова Ирина Викторовна
Читать PDF
204.71 кб

Определение педагогических требований к учебной CAD/CAM программе

Белоусов Анатолий Иванович, Иващенко Владимир Иванович
Читать PDF
70.78 кб

Определение качества образования в новой парадигме управления

Воротилов В. И., Исаев В. А.
Читать PDF
416.92 кб

Определение рефлексивных показателей для оценки эффективности использования дисплейных форм наглядно

Жук Юлия Александровна, Фомин Владимир Владимирович, Уткин Лев Владимирович
В статье описывается опыт разработки гипермедийной структуры дисплейной наглядности. Рассматривается ее опытная апробация в процессе преподавания органической химии в вузе.
Читать PDF
270.38 кб

Определение подготовительной группы студентов на основе мониторинга физической подготовленности

Сокунова Светлана Феликсовна, Белянцева Валентина Борисовна
В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке методики определения подготовительной группы студентов на основе мониторинга физической подготовленности.
Читать PDF
657.33 кб

Определение факторов педагогической запущенности учащихся старшего школьного возраста общеобразовате

Карбышева Тамара Викторовна
На основании проведенного исследования автор выявил старшеклассников с признаками педагогической запущенности, провел сравнительный анализ тестирования учащихся, имеющих педагогическую запущенность, и благополучных сверстников.
Читать PDF
399.22 кб

Определение критериев оценки иноязычной устной речи студентов-журналистов

Бударина Т. А.
Читать PDF
191.70 кб

Оценка взрываемости массивов и определение расчетных расходов вв

Ауэзов Т.
Читать PDF
0.00 байт

Определение общеучебных компетентностей старшеклассников

Гаибова Вероника Евгеньевна, Чернявская Анна Павловна
Читать PDF
123.65 кб

Определение критериев юзабилити компьютерных игр для детей с проблемами в развитии

Батенькина О. В.
Читать PDF
1.03 мб

Определение эффективности преподавания интегрированного курса естествознания в старших классах

Абраменко М. Г., Скрипко З. А.
The article presents he results of definition of teaching efficiency the integrated course of natural sciences in 10 classes. This course combines theoretical knowledge with complex laboratory works.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ, дефиниция

    установление смысла вновь вводимого символа, термина, предмета или их уточнение с помощью знакомых слов (номинальное), путем включения в контекст знакомых слов (контекстуальное) или явного формул
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ГОЛОСА

    Определение типа голоса производится по комплексу признаков, т. к. ни один из них в отдельности не дает однозначного ответа. К ним относится: тембр, диапазон, способность выдерживать тесситуру, мес
  • Определение понятия

    раскрытие содержания понятия на основе перечисления совокупности существенных признаков.
  • Определение физической работоспособности

    определение степени развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств, уровня технического и тактического мастерства, трудовой установки.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ (ДЕФИНИЦИЯ)

    процесс выяснения содержания понятия, т.е. нахождения существенных отличительных признаков предметов, обобщенных в данном понятии; определением (дефиницией) называется и выраженный словами резу
  • Типы определений креативности

    гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего), инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного прод
  • МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

    изучение влияния учебной трудовой деятельности на состояние организма учащегося — уровень внимания, развитие утомления в процессе работы, положительное или отрицательное для организма влияние
  • ФОРМУЛИРОВКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

    перечисление совокупных признаков, признанных целостно существенными для предмета мысли, в некоторой системе понятий.
  • МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКТУАЛЬНОСТИ

    различные процедуры, с помощью которых определяется необходимость и возможность решения проблемы в настоящее или ближайшее будущее время. Экспертный метод включает следующие процедуры: заявки а
  • МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОВИЗНЫ

    различные процедуры, с помощью которых определяется новизна результатов исследований. Оценка новизны результатов исследования может быть дана с помощью метода антиципации, метода эталонного ср
  • Среда обитания (определенной группы организмов)

    часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. С.о. включает совокупность абиотических и биотических факторов отдельного организма или биоценоз
  • КУЛЬТУРА человека определенной социокультурной среды

    уровень развития индивидуальности человека (усвоения им социального опыта социокультурной среды жизнедеятельности), отражающий его статус и проявляющийся через его повседневное нравственноори
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

    органический сплав объективно существующих связей личности с данной общностью, и субъективного, личностного отношения к ней, проявляющихся во внутриличностных национальных связях.