ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов (В.Ф. Шаталов) [58].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
метод обучения, обеспечивающий взаимодействие педагога и учащегося на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся; ученическая шпаргалка составляется на тех же принципах и представляет собой своеобразный опорный конспект. Широкое применение опорный конспект получил в опыте украинского учителя В.Ф. Шаталова.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

КОНСПЕКТ ОПОРНЫЙ
(лат. conspectus – обзор) – вид письменного сообщения; запись мыслей, высказываний других лиц в свернутой, обобщенной и систематизированной форме, которая впоследствии служит базой для восстановления первоначального текста. В основе К. о. лежит аналитико-синтетическая переработка информации исходного текста. К. о.:
1.) процесс интеллектуальной обработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, в результате чего появляется запись в форме конспекта; 2) сложный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение с псисьмом (Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dictionary.fio. ru/index.php). О. В. Мушинская

Источник: Глоссарий современного образования.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
метод обучения, обеспечивающий взаимодействие педагога и учащегося на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся; ученическая шпаргалка составляется на тех же принципах и представляет собой своеобразный опорный конспект. Широкое применение опорный конспект получил в опыте учителя В.Ф. Шаталова. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Метод широко применим при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Вовлечение в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у учащихся трудолюбие, способность освоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Метод необходим в системе непрерывного образования, в повышении квалификации и самообразования, переучивании на другую профессию.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Опорный конспект
как метод обучения обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Функция метода состоит в обеспечении учебного процесса эффективными подсобными средствами с кодированным изучаемым материалом, способствующими его прочному усвоению и точному воспроизведению. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Метод широко применяется при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания. Однако чрезмерное увлечение этим методом может схематизировать, формализировать знания, привести и их бездумному механическому усвоению. Кодирование учебного материала осуществляется в условных формулах, схемах, таблицах, рисунках, отражающих сущность явлений, их взаимозависимость, закономерность, хронику событий. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они позволяют хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных знаков и обеспечивают возможность развернуть учебный материал во всей полноте с помощью опорных сигналов. Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной ана- литико-синтезирующей деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения свертывания знаний и их развертывания, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Вовлечение учащихся и студентов в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, способность одолеть любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Метод эффективен, когда учащиеся постепенно овладевают конспектированием, умением кодирования, составления графиков, схем, таблиц. Учащиеся, владея первичными навыками кодирования, вовлекаются в систематическую работу с опорным конспектом, методом, необходимым в системе непрерывного образования, в повышении квалификации и самообразования.

Источник: Активные приемы и методы самостоятельной работы.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
2.76 мб

Використання опорно-логічних схем та конспектів на заняттях

C. В. Левченко
У статті наведено інформацію про використання структурно-логічних схем та опорних конспектів на заняттях біології, визначено сучасні підходи до проведення занять, наведені приклади використання структурно-логічних схем.
Читать PDF
198.62 кб

Опорные конспекты как средство повышения качества образования

Глазунов С. А.
Читать PDF
138.20 мб

Учебное пособие - «Опорный конспект» по физической географии (землеведению)

Пижанкова Елена Ивановн
В работе предложен отличающийся от традиционного способ подачи материала.
Читать PDF
885.41 кб

Опорные конспекты: их роль при обучении учащихся на стоматологическом факультете

Андросова О.В., Ковалева О.В., Лозбенев С.Н., Щербакова Е.Г.
Опорные конспекты это обобщенные и предельно сжатые теоретические сведения, обычно в модели, формулы, таблицы и схемы. Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения.
Читать PDF
1.43 мб

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ТЕХНИЧЕСКОМ В

Богатова Е.Н., Габдрахманова П.Л.
Преподавание русского языка как иностранного на подготовительном факультете, особенно в условиях технического вуза, предполагает использование таких форм подачи материала, которые в максимально короткие сроки позволят студентам по