ОНТОГЕНЕЗ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОНТОГЕНЕЗ
развитие особи от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ОНТОГЕНЕЗ
индивидуальное последовательное развитие живого организма от зачатия до смерти.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Онтогенез
индивидуальное развитие живого организма, охватывающее все изменения от момента зарождения до смерти.

Источник: Общие основы педагогики

ОНТОГЕНЕЗ
— путь развития отдельного индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления до высшего расцвета (акме) и угасания.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ОНТОГЕНЕЗ
(Ontogeny) – процесс развития индивидуального развития (Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 330).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Онтогенез
(от греч. on (ontos) — сущее + genesis — происхождение) — индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни особи; О. следует рассматривать в единстве и взаимообусловленности с историческим развитием — филогенезом.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Онтогенез
греч. on - род, падеж, ontos - сущее и genesis - происхождение) - индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца его жизни. Охватывает все процессы морфологических и функциональных изменений организма на протяжении индивидуальной жизни и осуществляется путем качественных, а также количественных преобразований, тесно связанных между собой.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Онтогенез
отгреч. on, ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. В психологии О. - формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О. - главная задача детской психологии (см. Возрастная психология). С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ОНТОГЕНЕЗ
(от греч. on (ontos) – сущее + genesis – рождение, происхождение). Процесс индивидуального развития организма. В психологии О. – формирование основных структур психики человека в течении детства. Основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение со взрослыми). В ходе интериоризации ребенок усваивает социальные знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. В силу этого обстоятельства обучение иностранному языку в раннем возрасте оказывается продуктивнее, чем в зрелом.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОНТОГЕНЕЗ
от греч. оn, род. падеж оntos - сущее и gеnesis - рождение, происхождение) процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти. Термин предложен в 1866 немецким биологом Э. Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу в биологии. Геккель считал, что развитие человека протекает в соответствии с биогенетическим законом. Этот закон был в конце 19 - начале 20 вв. экстраполирован на становление человеческой психики (Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.). Понятием "О." в педагогике стали обозначать процесс индивидуального развития психики, а изучение О. стало центральной задачей детской психологии. В отечественной науке 20 в. утвердилась точка зрения, согласно которой осн. содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность и общение со взрослыми). В ходе интериоризации ребенок "присваивает" социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность. Т.о., центральным моментом О. человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОНТОГЕНЕЗ
ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти Термин предложен в 1866 нем биологом Э Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу — процессу формирования нек-рой систематич.группы, напр. биол.вида Геккель считал, что индивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом, т с О представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза Впоследствии взгляды ученых на соотношение этих процессов претерпели изменения В совр. биологии изменения организма в ходе О трактуются как происходящие под влиянием среды, однако реализующиеся на основе генетически запрограммиров информации
Влияние биол.теорий и терминологии оказалось весьма существенным для становления психол. -пед.наук Так, сформулированный Геккелем биогенетич. закон был в кон. 19 — нач. 20 вв экстраполирован на становление человеческой психики (Г С Холл, II П Блонский и др) Термин «О » также был привнесен в психологию и педагогику, где им с кон. 19 в стали обозначать процесс индивидуального развития психики В этом значении О практически оказался ограничен нач. этапом становления личности, т с детством, и не включает зрелые годы, в к-рые личность не претерпевает столь существенных изменений Изучение О стало центр задачей дет психологии В отеч. науке 20 в утвердилось представление, согласно к-рому осн. содержание О составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совм. деятельность и общение со взрослым) В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-сим-волич структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность Т о, центр моментом О человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны разл. институтов социализации
Лит: ЗапорожецА В, Осн. проб лемы онтогенеза психики, вкн Гальпе ринП Я, ЗапорожецА В, Кар и о в а С H Актуальные проблемы возрастной психологии, M 1978, БожовичЛ И, Этапы формирования личности в онтогенезе, ВП, 1979 №2, ЛеонтьевА Н, Проб лемы развития психики, M Лисина M И, Проблемы онтогенеза общения, M, 1986, ФельдштеинД И, Психология развития личности в онтогенезе M 1989

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ОНТОГЕНЕЗ
от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение, рождение) – процесс развития психики и личности в ходе индивидуальной жизни человека. Развитие психики происходит в форме филогенеза (становление структур психики в ходе исторического процесса биологической и социокультурной эволюции вида) и в форме О. (становления структур психики в ходе жизни отдельного организма – человека, животного).
Общие закономерности развития психики в О.:
- относительное влияние биологических факторов на становление психики и роль задатков как предпосылок развития (в отличие от фатальной обусловленности человеческой психики наследственными факторами), отсутствие предопределенности психического развития человека в онтогенезе созреванием его организма;
- роль активной предметной деятельности и общения самого индивида в усвоении, интериоризации социальных норм и эталонов общественно-выработанного опыта и в процессе социализации человека, в становлении на этой основе достижений и противоречий индивидуального опыта деятельности и общения человека;
- роль саморазвития психики и самовыражения личности, влияния жизненного опыта самого человека (сложившихся качеств, форм поведения) на дальнейшее психическое развитие; личность человека творит себя в ходе решения социальных, познавательных, профессиональных задач, поэтому онтогенетическое развитие психики не повторяет филогенез человечества (как утверждалось в теории рекапитуляции);
- диалектика психического развития в О., состоящая в появлении следующих друг за другом качественно своеобразных уникальных психических новообразований, в качественном преобразовании ранних форм психики на поздних этапах онтогенеза и вместе с тем в преемственности от ранних и поздних этапов онтогенеза; каждый этап онтогенеза имеет непреходящее значение и вносит свой вклад в общее психическое развитие (в отличие от финалисткой точки зрения, признающей ценность развития только в финале);
- становление психики в процессе О., происходящее в форме возрастающей опосредованности развития личности все новыми специальными эталонами и в последующей интеграции и системной организации свойств личности, придающей ей целостность и устойчивость; в форме неравномерности становления отдельных психических систем, обуславливающей динамику психологического развития и др.
Акмеология изучает содержание относительно поздних этапов О., на которых осуществляются наивысшие достижения психики человека, а также роль ранних этапов онтогенеза для подготовки этапов зрелости личности.

Источник: Акмеологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
105.72 кб

Онтогенез пространственно-временной организации деятельности дошкольников

Медникова Людмила Сергеевна
В статье рассматривается онтогенетический аспект детских видов деятельности с точки зрения их пространственно-временной организации.
Читать PDF
118.46 кб

Онтогенез диалогической речи

Ступак Лариса Валерьевна
Рассматривается онтогенез диалогической речи начиная с довербального периода. Представлен анализ речевого взаимодействия ребенка и взрослого, сверстников в процессе свободного общения и игровой деятельности.
Читать PDF
126.58 кб

Речевой онтогенез и становление личности

Бутолин Сергей Григорьевич
Читать PDF
316.26 кб

Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников

Тенкачева Татьяна Рашитовна
Рассматриваются основные этапы развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста в аспекте взаимосвязи речевого и психического развития, представлены основные точки зрения на данный процесс.
Читать PDF
796.86 кб

Онтогенез речевых и двигательных ритмов у детей до трех лет

Белякова Лидия Ивановна, Филатова Юлия Олеговна, Харенкова Анна Владимировна
В статье авторы указывают на синхронность в развитии речи и моторики у ребенка от 0 до 3 лет.
Читать PDF
339.12 кб

Фило- и онтогенез инженерной деятельности. Опыт эволюционного подхода к проблеме понимания облика ин

Букалова А.Ю., Кривогина Д.Н., Харитонов В.А., Чащин Е.В.
Представлен метод научного исследования процессов эволюции и становления особой категории людей инженеров, ответственных за поступательное развитие ноосферы В. Вернадского.
Читать PDF
360.81 кб

Опыт создания программы по развитию навыков общения на ранних этапах онтогенеза человека

Истратова О. Н.
Читать PDF
221.88 кб

Проблема онтогенеза психики (доклад на методологическом семинаре, руководимом А. Н. Леонтьевым 24 ма

Гальперин П. Я.
Читать PDF
1.09 мб

Природосообразная модель соответствия фаз интедиффии образования этапам онтогенеза ребенка

Остапенко А. А.
Принято считать, что «лента жизни» это полосатая, как зебра, действительность, в которой с упрямым постоянством кризисы чередуются со стабильными периодами.
Читать PDF
209.21 кб

О важности сохранения психологического здоровья на разных этапах детского онтогенеза

Егорова Л. Х., Алешина И. Н.
Yegorova L.Kh., Alyoshina I.N. On the importance of conservation of psychological health at different stages of children's ontogenesis.
Читать PDF
559.01 кб

Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП

Литвинов Артем Александрович
В работе исследовалось влияние физических упражнений на формирование двигательных функции организма у детей дошкольного возраста, страдающих церебральными параличами.
Читать PDF
82.69 кб

Дифференциальные признаки речевого онтогенеза при минимальных проявлениях дизартрии

Белякова Лидия Ивановна, Волоскова Наталья Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Формирование чувства ритма у ребенка на ранних этапах онтогенеза

Сечкина О. К.
Актуальность изучения одного из психомоторных свойств ребенка чувства ритма обусловлена вниманием многих исследователей к проблеме движущих сил развития человека, в частности, в раннем возрасте.
Читать PDF
329.36 кб

Некоторые аспекты теории замещающего онтогенеза А. В. Семенович в филогенетическом принципе коррекци

Ефименко Николай Николаевич
В статье предпринята попытка нахождения единых эволюционных принципов физического развития и психогенеза у детей раннего и дошкольного возраста, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности формирования психомоторных свойств ребенка на ранних этапах онтогенеза

Сечкина О. К.
Актуальность изучения психомоторных свойств ребенка обусловлена вниманием многих исследователей к проблеме движущих сил развития человека, в частности в раннем возрасте.

Похожие термины:

  • ОНТОГЕНЕЗ, ФИЛОГЕНЕЗ

    от греч. он – род, онтос – сущее + генезис – рождение, происхождение: филос – род, племя). Онтогенез –процесс развития индивидуального организма в отличие от филогенеза – процесса исторического ф
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ

    такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизм
  • Онтогенетические этапы читательского развития личности

    периоды жизни человека, определяющие специфику образовательно-интеллектуального и психологического портрета читателя, включающие характеристики всех структурных компонентов читательского ра
  • Онтогенетическое перечитывание

    перечитывание какого-либо одного произведения одним человеком в различном возрасте (Левидов А.М., 1977).