ОНТОГЕНЕЗ
ОНТОГЕНЕЗ
процесс индивидуального развития организма.
ОНТОГЕНЕЗ
развитие особи от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти.
ОНТОГЕНЕЗ
индивидуальное последовательное развитие живого организма от зачатия до смерти.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Онтогенез
индивидуальное развитие живого организма, охватывающее все изменения от момента зарождения до смерти.
Источник: Общие основы педагогики
ОНТОГЕНЕЗ
— путь развития отдельного индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления до высшего расцвета (акме) и угасания.
ОНТОГЕНЕЗ
(Ontogeny) – процесс развития индивидуального развития (Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 330).
Онтогенез
(от греч. on (ontos) — сущее + genesis — происхождение) — индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни особи; О. следует рассматривать в единстве и взаимообусловленности с историческим развитием — филогенезом.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Онтогенез
греч. on - род, падеж, ontos - сущее и genesis - происхождение) - индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца его жизни. Охватывает все процессы морфологических и функциональных изменений организма на протяжении индивидуальной жизни и осуществляется путем качественных, а также количественных преобразований, тесно связанных между собой.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Онтогенез
отгреч. on, ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. В психологии О. - формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О. - главная задача детской психологии (см. Возрастная психология). С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым).
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ОНТОГЕНЕЗ
(от греч. on (ontos) – сущее + genesis – рождение, происхождение). Процесс индивидуального развития организма. В психологии О. – формирование основных структур психики человека в течении детства. Основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение со взрослыми). В ходе интериоризации ребенок усваивает социальные знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. В силу этого обстоятельства обучение иностранному языку в раннем возрасте оказывается продуктивнее, чем в зрелом.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ОНТОГЕНЕЗ
от греч. оn, род. падеж оntos - сущее и gеnesis - рождение, происхождение) процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти. Термин предложен в 1866 немецким биологом Э. Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу в биологии. Геккель считал, что развитие человека протекает в соответствии с биогенетическим законом. Этот закон был в конце 19 - начале 20 вв. экстраполирован на становление человеческой психики (Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.). Понятием "О." в педагогике стали обозначать процесс индивидуального развития психики, а изучение О. стало центральной задачей детской психологии. В отечественной науке 20 в. утвердилась точка зрения, согласно которой осн. содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность и общение со взрослыми). В ходе интериоризации ребенок "присваивает" социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность. Т.о., центральным моментом О. человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ОНТОГЕНЕЗ
ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти Термин предложен в 1866 нем биологом Э Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу — процессу формирования нек-рой систематич.группы, напр. биол.вида Геккель считал, что индивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом, т с О представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза Впоследствии взгляды ученых на соотношение этих процессов претерпели изменения В совр. биологии изменения организма в ходе О трактуются как происходящие под влиянием среды, однако реализующиеся на основе генетически запрограммиров информации
Влияние биол.теорий и терминологии оказалось весьма существенным для становления психол. -пед.наук Так, сформулированный Геккелем биогенетич. закон был в кон. 19 — нач. 20 вв экстраполирован на становление человеческой психики (Г С Холл, II П Блонский и др) Термин «О » также был привнесен в психологию и педагогику, где им с кон. 19 в стали обозначать процесс индивидуального развития психики В этом значении О практически оказался ограничен нач. этапом становления личности, т с детством, и не включает зрелые годы, в к-рые личность не претерпевает столь существенных изменений Изучение О стало центр задачей дет психологии В отеч. науке 20 в утвердилось представление, согласно к-рому осн. содержание О составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совм. деятельность и общение со взрослым) В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-сим-волич структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность Т о, центр моментом О человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны разл. институтов социализации
Лит: ЗапорожецА В, Осн. проб лемы онтогенеза психики, вкн Гальпе ринП Я, ЗапорожецА В, Кар и о в а С H Актуальные проблемы возрастной психологии, M 1978, БожовичЛ И, Этапы формирования личности в онтогенезе, ВП, 1979 №2, ЛеонтьевА Н, Проб лемы развития психики, M Лисина M И, Проблемы онтогенеза общения, M, 1986, ФельдштеинД И, Психология развития личности в онтогенезе M 1989
Влияние биол.теорий и терминологии оказалось весьма существенным для становления психол. -пед.наук Так, сформулированный Геккелем биогенетич. закон был в кон. 19 — нач. 20 вв экстраполирован на становление человеческой психики (Г С Холл, II П Блонский и др) Термин «О » также был привнесен в психологию и педагогику, где им с кон. 19 в стали обозначать процесс индивидуального развития психики В этом значении О практически оказался ограничен нач. этапом становления личности, т с детством, и не включает зрелые годы, в к-рые личность не претерпевает столь существенных изменений Изучение О стало центр задачей дет психологии В отеч. науке 20 в утвердилось представление, согласно к-рому осн. содержание О составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совм. деятельность и общение со взрослым) В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-сим-волич структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность Т о, центр моментом О человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны разл. институтов социализации
Лит: ЗапорожецА В, Осн. проб лемы онтогенеза психики, вкн Гальпе ринП Я, ЗапорожецА В, Кар и о в а С H Актуальные проблемы возрастной психологии, M 1978, БожовичЛ И, Этапы формирования личности в онтогенезе, ВП, 1979 №2, ЛеонтьевА Н, Проб лемы развития психики, M Лисина M И, Проблемы онтогенеза общения, M, 1986, ФельдштеинД И, Психология развития личности в онтогенезе M 1989
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
ОНТОГЕНЕЗ
от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение, рождение) – процесс развития психики и личности в ходе индивидуальной жизни человека. Развитие психики происходит в форме филогенеза (становление структур психики в ходе исторического процесса биологической и социокультурной эволюции вида) и в форме О. (становления структур психики в ходе жизни отдельного организма – человека, животного).
Общие закономерности развития психики в О.:
- относительное влияние биологических факторов на становление психики и роль задатков как предпосылок развития (в отличие от фатальной обусловленности человеческой психики наследственными факторами), отсутствие предопределенности психического развития человека в онтогенезе созреванием его организма;
- роль активной предметной деятельности и общения самого индивида в усвоении, интериоризации социальных норм и эталонов общественно-выработанного опыта и в процессе социализации человека, в становлении на этой основе достижений и противоречий индивидуального опыта деятельности и общения человека;
- роль саморазвития психики и самовыражения личности, влияния жизненного опыта самого человека (сложившихся качеств, форм поведения) на дальнейшее психическое развитие; личность человека творит себя в ходе решения социальных, познавательных, профессиональных задач, поэтому онтогенетическое развитие психики не повторяет филогенез человечества (как утверждалось в теории рекапитуляции);
- диалектика психического развития в О., состоящая в появлении следующих друг за другом качественно своеобразных уникальных психических новообразований, в качественном преобразовании ранних форм психики на поздних этапах онтогенеза и вместе с тем в преемственности от ранних и поздних этапов онтогенеза; каждый этап онтогенеза имеет непреходящее значение и вносит свой вклад в общее психическое развитие (в отличие от финалисткой точки зрения, признающей ценность развития только в финале);
- становление психики в процессе О., происходящее в форме возрастающей опосредованности развития личности все новыми специальными эталонами и в последующей интеграции и системной организации свойств личности, придающей ей целостность и устойчивость; в форме неравномерности становления отдельных психических систем, обуславливающей динамику психологического развития и др.
Акмеология изучает содержание относительно поздних этапов О., на которых осуществляются наивысшие достижения психики человека, а также роль ранних этапов онтогенеза для подготовки этапов зрелости личности.
Общие закономерности развития психики в О.:
- относительное влияние биологических факторов на становление психики и роль задатков как предпосылок развития (в отличие от фатальной обусловленности человеческой психики наследственными факторами), отсутствие предопределенности психического развития человека в онтогенезе созреванием его организма;
- роль активной предметной деятельности и общения самого индивида в усвоении, интериоризации социальных норм и эталонов общественно-выработанного опыта и в процессе социализации человека, в становлении на этой основе достижений и противоречий индивидуального опыта деятельности и общения человека;
- роль саморазвития психики и самовыражения личности, влияния жизненного опыта самого человека (сложившихся качеств, форм поведения) на дальнейшее психическое развитие; личность человека творит себя в ходе решения социальных, познавательных, профессиональных задач, поэтому онтогенетическое развитие психики не повторяет филогенез человечества (как утверждалось в теории рекапитуляции);
- диалектика психического развития в О., состоящая в появлении следующих друг за другом качественно своеобразных уникальных психических новообразований, в качественном преобразовании ранних форм психики на поздних этапах онтогенеза и вместе с тем в преемственности от ранних и поздних этапов онтогенеза; каждый этап онтогенеза имеет непреходящее значение и вносит свой вклад в общее психическое развитие (в отличие от финалисткой точки зрения, признающей ценность развития только в финале);
- становление психики в процессе О., происходящее в форме возрастающей опосредованности развития личности все новыми специальными эталонами и в последующей интеграции и системной организации свойств личности, придающей ей целостность и устойчивость; в форме неравномерности становления отдельных психических систем, обуславливающей динамику психологического развития и др.
Акмеология изучает содержание относительно поздних этапов О., на которых осуществляются наивысшие достижения психики человека, а также роль ранних этапов онтогенеза для подготовки этапов зрелости личности.
Источник: Акмеологический словарь