ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович
(1803–1869) – писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Родился в Москве, Образование получил в Благородном пансионе при Московском университете (1816–1822). Член комитета Главного попечительства детских приютов, созданного в 1838 для руководства всеми приютами. Подготовил пособия для воспитательных домов для детейсирот – «Положение о детских приютах» (1839), действовавшего на протяжении 50 лет.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 или 1804 -1869)
писатель и общественный деятель, педагог, музыкальный критик, философ. Председатель "Общества любомудрия". С 1846 помощник директора Имп. публичной библиотеки и директор Румянцевского музея. На протяжении всей жизни О. внимательно следил за развитием педагогической мысли в Европе и России. Ратовал за создание оригинальной русской педагогики. Свои педагогические и методические взгляды изложил в книгах "Азбука для употребления в детских приютах" (1839), "Наука до науки. Книжка дедушки Иринея" (первый опыт теории дошкольного воспитания; закончена в 1844) и др., в многочисленных наставлениях, пособиях. В 1838 О. развернул работу по организации детских приютов в С.-Петербурге. О. - автор ряда художественных произведений для детей ("Городок в табакерке", 1834; "Сказки и повести для детей дедушки Иринея", 1841; "Мороз Иванович", 1847, и др.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович
князь [30.07(11.08), по др. данным, 31.07(12.08) или 1(13).08. 1803, по др. данным, 1804, Москва, — 27.02(11.03). 1869, там же], писатель и обществ. деятель, педагог, муз. критик и философ. Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича). Окончил Московский университетский благородный пансион (1822). В 1823—25 пред. Об-ва любомудрия. В 1824—25 издавал (вместе с В. К. Кюхельбекером) альманах «Мне-мозина» (вышло в свет 4 вып.). В 1826 переехал в Петербург и поступил на гос. службу. В 1838 назначен правителем дел К-та гл. попечительства для учреждения дет. приютов. По инициативе и при участии О. было образовано Об-во посещения бедных в Петербурге (1846). С 1846 пом. директора Имп. публичной б-ки и директор Румянцевского музея. В 1862 вернулся в Москву (в связи с переводом в Москву Румянцевского музея) и стал сенатором.
На протяжении всей жизни О. внимательно следил за развитием пед. мысли в Европе и России. Он хорошо знал пед. идеи европ. ученых (И. Г. Песталоцци, Ж. Жирара), а также взгляды отеч. педагогов (Е. О. Гугеля, П. С. Гурьева, А. Г. Ободовского). О. ратовал за создание оригинальной рус. педагогики, к-рая должна быть на уровне лучших достижений мировой пед. науки и соответствовать потребностям рус. жизни (« возникать из рус. быта и начинаться с понятий, известных рус. людям»).
Свои пед. и метод. взгляды О. изложил в книгах «Азбука для употребления в детских приютах» (1839), «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (закончена в 1844), «Опыт о пед. способах при первоначальном образовании детей» (1845); в многочисленных наставлениях, пособиях, в советах учителям, в рецензиях на уч. книги и др. О. отстаивал идею всеобщего и всестороннего образования («Проект об устройстве школ»), пропагандировал естеств.-науч. и техн. знания («Краткое понятие о химии, необходимое для свечных мастеров и др.»), выступал за освобождение науки и школы от опеки духовенства («Рассказы о боге, природе и человеке»), за нар. общеобразоват. школу.
Считая воспитание осн. категорией педагогики, О. подчеркивал, что оно должно представлять собой процесс, продуманный и согласованный с развитием ребенка. Гл. цель воспитания О. видел в становлении человека, вооруженного принципами христ. морали.
Воспитание человека осуществляется в процессе обучения, к-рое не может и не должно сводиться только к заучиванию и накоплению фактич. знаний. Новые знания ребенка должны быть связаны между собой определенной идеей, проясняющей их смысл и формирующей «мировоззрение дитяти».
Теоретич. осмысление проблем воспитания привело О. к выводу о необходимости разработки методики обучения. Сущность ее состоит в следующем: на перво-нач. этапе педагог должен дать пищу дет. уму посредством организации активного взаимодействия ребенка с окружающей средой, затем, прибегая к беседам, вызвать самостоятельность дет. мысли. Развивающие беседы («сократовские разговоры») требуют от педагога высокого преподавательского иск-ва. О. разработал систему вопросов («предварительных упражнений») для подобных бесед. О. одним из первых применил звуковой метод обучения грамоте. Преимущество звукового метода обучения перед букво-слагательным видел в том, что он является наиб. оптимальным способом приобщения учащихся к осознанному чтению.
О. известен как практик и теоретик дошк. воспитания. «Наука до науки» — первый опыт разработки в отеч. педагогике практич. курса воспитания детей дошк. возраста. Воспитание дошкольников — это своеобразная «наука до науки» (в смысле особой подготовки к шк. воспитанию), суть ее состоит в том, чтобы развить мышление, сосредоточив внимание детей на знакомых им предметах. Одной из основополагающих статей О. в области дошк. воспитания является «Опыт о пед. способах при первоначальном образовании детей» (1845), где О. определил гл. пед. задачу: усовершенствовать ум ребенка, создать человека, «умеющего учиться».
В 1838 О. развернул работу по организации дет. приютов в С.-Петербурге. В сочинениях «Положение о дет. приютах» (1839), «Наказ лицам, непосредственно заведывающим дет. приютами» (приложение к «Положению») О. подчеркнул необходимость гуманистич. характера воспитания: «Приют в нек-ром смысле должен заменить дитяти его семейство», где ребенок получит «теплую заботливость». Главную задачу воспитания в них видел в развитии умственных, нравственных и физич. сил детей. О. удалось превратить приюты из «убежищ» для детей в воспитат. заведения с систематически организованной уч.-воспитат. работой, в наиб. приемлемой для ребенка форме: «Занятия для детей в приюте должны быть легки, разнообразны, непродолжительны и при физич. деятельности способствовать умственному развитию детей».
Кроме уч. книг для детей О. написал ряд худож. произведений, чтение к-рых должно было, по мнению автора, пробудить в ребенке не только мысль, но и воображение. «Городок в табакерке» (1834), «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» (1841), «Мороз Иванович» (1847) и др. произведения стали классикой отеч. дет. лит-ры.
С о ч.: Соч., ч. 1—3, СПБ, 1844; Избр. лед. соч., М., 1955.
Лит.: Саку лин П. Н., Из истории рус. идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1, ч. 1—2, М., 1913; Б о л ыи а -к о в а В. В., Психол. взгляды В. Ф. Одоевского, ВП, 1989, № 5, с. 122—29; Ту рьян М. А., Странная моя судьба. О жизни В. Ф. Одоевского, М., 1991. К. Г. Бронников.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия