Одиночество
ОДИНОЧЕСТВО
1) (эмоциональное) как результат отсутствия привязанности к конкретному человеку (любовных, дружеских отношений); 2) (социальное) результат отсутствия доступного круга общения, т.е. значимых дружеских связей или чувства общности. О.- это состояние одинокого человека.
Одиночество
состояние человека, обусловленное отсутствием физического или глубоко интимного, доверительного общения его с другими людьми (изоляция от других) и проявляющееся в тревожности, напряженности, скуке, опустошенности, депрессии, а также в резкой актуализации потребностей в общении, персонификации предметов и психических расстройствах (галлюцинациях и т.д.).
ОДИНОЧЕСТВО
один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, попавшего в условия изоляции от др. людей или оказавшегося в непривычной, измененной обстановке. В условиях О. может возникнуть психол. шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, нарушением вегетативных реакций, актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности человек персонифицирует предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создает силой воображения партнеров, с к-рыми начинает разговаривать вслух. Затянувшееся пребывание в жестких условиях О. вызывает глубокие психические изменения, появляются сверхценные идеи, галлюцинации, наблюдается раздвоение личности. У детей даже ограничение полноценного общения может вызвать состояние госпитализма, нередко приводящее к ЗПР.
Источник: Педагогический словарь
Одиночество
состояние внешней (физической) и внутренней (духовной) изоляции человека от других людей. Это человек «без пары»: без дружбы, любви, заботы, вне совместной деятельности. Одиночество переживается как тоска, безверие, недоверие к людям и себе, тревожность, депрессия. Психологи утверждают, что от полного одиночества через 5-6 дней у человека развивается психоз. Вместе с тем, кратковременное пребывание в этом состоянии бывает полезным: заставляет подумать о себе, о своих поступках, о жизни и ее смыслах в целом. К тому же есть одиночество, сознательно избранное как способ жизнедеятельности и служения Богу. Например, монашество, отшельничество. Здесь нет депрессии и упадка сил, а наблюдаются обратные процессы. В одиночество впадают чаще всего и быстрее не верующие в Бога люди. Верующий человек реже чувствует себя одиноким. Но в детском возрасте одиночество переживается тяжело. Задача учителя – вовремя вывести ребенка из этого состояния, обучая дружбе, любви к ближнему. Вообще же научиться проживать и переживать одиночество, быть внутренне готовым к нему – это значит научиться жить в экстремальных ситуациях, как сегодня «одни одинешеньки» живут старики заброшенных деревень.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)