Общество сознания КришныОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Найдено 1 определение:

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

в Рос. Федерации уч. предмет в ст. классах ср. школы, на ст. курсах ср. спец. уч. заведений.

Преподавание О. в сов. школе было впервые введено в 1920-х гг. Курс О. интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве. История как самостоят. уч. предмет сохранилась лишь на завершающей ступени шк. образования — 8—9-е кл. Интеграция была продиктована концептуальными подходами к методике сов. школы, строившейся на альтернативных по отношению к дорев. школе началах. О. должно было привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание рев. характера социалистич. строительства и подготовить к непосредств. участию в нем.

В основу О. было положено изучение истории возникновения, развития и распада капиталистич. строя с преим. вниманием к периодам пром. капитализма и империализма. Но из курса исключались предшествовавшие эпохи: первобытное общество, Др. Восток, античный мир, возникновение феодализма. Рус. история не рассматривалась в виде особого курса, а давалась в тесной связи с осн. этапами европ. и мировой истории. Однако последовательно изучались этапы классовой борьбы в Рос. гос-ве. В курсе О. изучались: разл. формы организации пром. и с.-х. труда (ремесло, кустарничество, мелкое крест, х-во, колхоз, совхоз и пр.); экон. связи между городом и деревней; формы и средства обмена, структура народно- и мирохоз. связей и пр.

Сведения о сов. праве в курсе О. знакомили школьников прежде всего с организацией органов сов. власти и их обществ.-полит. ролью, с правовыми нормами в сфере труда, землепользования, деятельности профсоюзов и т. д. В сер. 30-х гг. О. как уч. предмет было упразднено.

Вновь введено по пост. ЦК КПСС (апр. 1960 и др.) с 1962/63 уч. г. шк. практика выявила низкую эффективность этого уч. предмета с точки зрения образоват.-воспитат. задач. Кризис О. объясняется как «внешними» (по отношению к собственно образоват. работе в уч. заведениях), так и «внутренними» причинами. К числу первых относится гл. обр. кризис сов. обществ. наук в целом. С кон. 20-х гг. в них возобладали представления, грубо упрощавшие социальную действительность в стране и мире. Было утеряно целостное представление о мире, к-рый механически разделялся на две абсолютно противоположные обществ. системы. Взаимоотношения между ними изображались как враждебно-конфронтационные. Обстановка в СССР и др. странах социализма раскрывалась без учета реальных сложностей и противоречий. Идеологизация О. привела к доктринерству, идеологич. диктату, составлявших т. н. основы науч. коммунизма. К «внутренним» причинам неудачи О. относятся несовершенство учебников и неподготовленность Значит. части учителей к работе с материалом курса. Эти и др. обстоятельства обусловили схоластич. характер курса О., знания учащихся были неглубоки, схематичны, бессистемны. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, к-рое нередко переносилось и на все идейные основы сов. гос-ва и общества.

Во 2-й пол. 80-х гг. в СССР началось переосмысление шк. О. с учетом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ. жизни и утверждения гласности. В Рос. Федерации курс О. включается в обновляемое содержание подготовки старшеклассников в соответствии с законодательно провозглашенными (1992) принципами гуманистич. характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. Курс О. призван показать сложность и противоречивость связей человека с окружающим миром, и прежде всего с обществом.

Опыт разработки качественно нового уч. предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно О. При этом возможны разл. варианты интеграции уч. материала по О. и его сочетания с уч. курсами нач. и ср. ступеней общеобразоват. школы. По одному из вариантов в нач. школе отд. сведения об обществе и родной стране ученики могут получить в курсе «Окружающий мир»; в 5—7-х кл. преподаются 3 курса истории (всемирная история, история народов России и история отд. нац.-гос. образований), в 8—11-х кл.

— курс под условным назв. «Человек и общество», к-рый вбирает в себя материал, ранее распределявшийся по частным курсам: основы гос-ва и права, этика и психология семейной жизни и др. Однако по этой схеме ср. ступень оказывается лишенной собственно общество-ведч. уч. дисциплин (курсы античной и ср.-век. истории дают недостаточно материала для осознания обществ. процессов кон. 20 в.); вызывает возражения и интеграция курса теории гос-ва и права, к-рый в период превращения Рос. гос-ва в правовое должен бы приобрести значение юрид. всеобуча и претендовать на самостоятельность.

Изучение курса «Человек и общество» (авторы Л. Н. Боголюбов, Л. Н. Иванова и др.) должно помочь выпускникам ср. уч. заведений определить собств. обществ.-полит. позицию, самостоятельно действовать в условиях плюрализма мнений, исповедовать терпимость к противоположным мнениям и позициям.

При определении содержания курса приоритет отдается социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юрид., этич., экон. и экологич. проблемы. Юрид. всеобуч должен осуществляться на протяжении всех лет обучения в уч. заведении, но на долю нового курса падает наиб. нагрузка. На ст. ступени общеобразоват. шк. подготовки происходит становление знаний правовых принципов и норм, способности реализовать свои права и обязанности, готовности к защите законными средствами своих прав и прав др. граждан. Правовая культура рассматривается как основа политической.

Вклад О. в формирование правовой культуры учащихся и их гражд. ответственности может быть достаточно весомым, если пропедевтич. изучение основ права начнется еще на ср. ступени школы; в содержание курса могут включаться вопросы истории и философии права в проблемном освещении, роль человека, гражданина в системе правоотношений. Необходим также и спец. отбор уч. материала, способствующего профилактике противоправного поведения.

В этич. курсе на первое место выходит ориентация учащихся на такие важнейшие личностные качества, как духовность, нравств. культура, интеллигентность, чувство собств. достоинства, совестливость, милосердие, терпимость и др. Знание моральных норм тесно связано с нравственным воспитанием. Политизация нравств. воспитания препятствует воспитанию как нравственности, так и полит. убежденности.

В рамках экон. курса целесообразно ориентировать на освоение учащимися знаний о хоз. отношениях, разл. формах собственности, сущности трудовых отношений как фактора совершенствования экон. развития. Курс О. призван раскрывать проблемы (в т. ч. нравств.-правовые) сохранения окружающей среды, выживания человечества.

Особое место занимают вопросы рели-говедения. Религии рассматриваются как исторически значимые элементы духовной культуры народов и всего человечества, средство нравств. совершенствования людей. Учитывая значимость, к-рую приобретает в совр. условиях религ. тематика, возможны и самостоят. курсы по этой проблематике.

Разрабатываемый обществоведч. курс «Человек и общество» состоит из двух частей. В программу 1-й (8—9-х кл.) включаются знания о сущности человека, о возможностях, способностях, интересах людей, их включенности в нравств. и правовые отношения, 2-я часть содержит сведения об обществе в целом, об этапах его развития, об обществ. сознании, нациях и нац. отношениях.

Особой проблемой при построении курса О. является открытость материала, степень критичности уч. информации. Освещение ошибок и преступлений, имевших место в истории сов. гос-ва, не должно нанести ущерб мировоззрению формирующейся личности. Наоборот, утаивание реальных фактов прошлого приводит к тому, что учащиеся неадекватно начинают воспринимать и то положительное, что было и существует в развитии стран, входивших в СССР.

Важное место занимает вопрос. о содержании обществоведч. образования в ср. звене общего ср. образования. Обществоведч. сознание школьника 5—7-х кл. было предельно обеднено. Перспективны предложения по введению в программу принципиально нового уч. курса с условным назв. «Граждановедение». При этом у школы появится возможность выбора курса для 8—9-х кл. («Человек и общество» или «Граждановедение»).

Осн. замысел курса «Граждановедение» предусматривает реализацию междисциплинарного подхода. Интегриро-ванность достигается не столько использованием компонентов отд. областей знаний, сколько раскрытием многоаспектных и комплексных проблем. Такой подход обусловлен задачами учета возрастных возможностей учащихся, их реальной заинтересованностью в изучаемом материале.

Курс включает темы, как правило, комплексно раскрываемые в ходе изучения: человек, политика, экономика (труд, профессия); мораль, гос-во и право; знания о религиях; интернационализм и патриотизм, защита Родины; семья; бережное отношение к природе; культура; воспитание в духе мира; физич. здоровье. В 5—7-х кл. достигается макс, интегративность компонентов содержания на конкретном материале, рассчитанном на формирование достаточно прочных навыков абстрактного мышления в сфере обществ. отношений. В 8-х кл. содержание курса обусловлено осмыслением нравств. отношений в обществе, формированием нравств. культуры учащихся; интеграция осуществляется на базе этич. знаний. В 9-х кл. содержание курса направлено на реализацию воспитат. возможностей права; интеграция обеспечивается на основе юрид. знаний.

Воспитат. значение О. заключается в возможности достижения органич. связи между приобретением учащимся знаний о человеке и обществе и формированием их личности. Реализация воспитат. возможностей курса О. связана с решением 3 осн. задач: 1) сообщением всей уч.-воспитат. работе характера деятельности, направленной на развитие способностей учащихся к самостоят. осознанию человеческого общества и себя как развивающейся личности в этом обществе; 2) обеспечением макс, соответствия изучаемого материала реальным динамичным обществ. процессам, отражающим противоречивый характер хода преобразования общества; 3) диалектич. связи изучаемого материала с конкретной практикой учащихся, их деятельностью в разл. сферах обществ. жизни. В результате решения этих задач создаются предпосылки для выработки у школьников мотивов обществ. деятельности, соответствующих обществ. мотивам, и личностных потребностей, отвечающих обществ. потребностям, т.е. закладываются основы гражданственности личности, реализуются важнейшие целевые установки гражд. воспитания.

Гражданственность и нравственность самого учителя определяют эффективность всего труда по реализации О. в школе. Ведущей частью пед. мастерства учителя становится умение создавать предпосылки для возникновения нравств. отношений в процессе взаимодействия учащихся. Учитель О. должен хорошо разбираться во внутр. и между нар. политике, иметь по осн. полит. вопросам свою точку зрения, знать совр. проблемы молодежи, брака и семьи, обладать прочными экон., правовыми, экологич. знаниями, сведениями о межнац. и межрелиг. отношениях.

В основе работы на уроке лежит решение познават. задач, однозначных ответов на к-рые может и не быть; обсуждение разл. жизненных ситуаций, проблемные сообщения с их последующим обсуждением, самостоят. поиск новых ярких сведений по теме, выдвижение альтернативных точек зрения на одну проблему, ответы на тесты и их анализ, заполнение анкет и т. д. Содержание работы определяет и структуру уч. процесса. Изучение собственно нового материала по теме не должно занимать более 50% уч. времени. Остальное отводится урокам-дискуссиям, лабораторным и практич. занятиям. Осн. особенность методики преподавания курса — наличие у учителя собств. метод. системы, нацеленной на конечный результат. Важнейший принцип преподавания О. — связь с жизнью.

Система внеклассной, внешкольной работы позволяет в привлекательных для учащегося формах не только познавать окружающую действительность, но и становиться активным субъектом процесса преобразования этой действительности. Такой деятельностью может стать участие школьников в актах милосердия (в дет. домах, домах для престарелых и инвалидов и т. д.), в работе по благоустройству, по реставрации памятников архитектуры и т. д. Педагогическая (а не только общественная) полезность такого рода деятельности определяется степенью сознательности участия в ней, мотивами и потребностями, формируемыми на занятиях. В свою очередь, участие в деятельности должно пробуждать интерес к творческому познанию окружающей действительности на уроках О.

Значит. роль в преподавании О. принадлежит техническим средствам обучения. Наряду с традиционными (диафильмы, уч. телевидение и т. д.) помощь учителю окажут спец. видеофильмы, к-рые, с одной стороны, могут способствовать лучшему усвоению изучаемого материала, с другой — их содержание может быть основой для занятий в форме дискуссий. Эффективное средство обучения — использование спец. компьютерных программ, разработка к-рых будет сопровождать процесс создания нового курса О. Применение новых информац. технологий — средство индивидуализации процесса изучения О.

Лит Колосков А. Г, Боголюбов Л. Н., Уроки мысли и действия, СП, 1987, № 4; Боголюбов Л Н., Иванова Л. Н., Каким быть школьному обще-ствоведч. образованию?, СП, 1989, № 9; Муханов В. П., Об изучении сов. права в школе. Настоящее и будущее курса, «Преподавание истории в школе», 1989, № 5; Соколов Я. В, Никитин А. Ф., Берман В. В., Концепция и проект программы курса «Граждановедение», там же, 1990, № 3.

А. Ф Никитин, Я. В Соколов.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ — 0