ОБЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА

Найдено 1 определение
ОБЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА
Это забота о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека, в особенности об овладении им общественно необходимыми знаниями, умениями, навыками (образовательно-воспитательная забота) и о формировании общественно необходимых личных качеств: убеждений и идеалов, творческих способностей, черт характера, высоких чувств, интересов и потребностей (собственно воспитательная забота). В процессе воспитания общая воспитательная забота осуществляется в теснейшем единстве с общей практической и общей организаторской заботой, причем в соответствии с двумя способами осуществления этого единства выделяются два вида общей воспитательной заботы— открытая (обучающая в широком смысле) и скрытая (незаметная) воспитательная забота. В открытой заботе воспитательные задачи объявляются воспитанникам, решаются вместе с воспитанниками как ведущие по отношению к практическим и организаторским задачам, которые ставятся и осуществляются в качестве вспомогательных. Например, нужно научиться тому-то, развить у себя такое-то качество, преодолеть такую-то привычку и т.п. А для этого можно и нужно спланировать, провести такое-то дело на общую пользу и радость. В скрытой воспитательной заботе решение воспитательных задач происходит или совсем незаметно для воспитанников— по ходу дела, в процессе решения или вместе и во главе с воспитателями практических и организаторских задач, или выдвигается, осознается, осуществляется и оценивается как следствие решения практических и организаторских задач. Например, сажаем деревья, украшаем школу цветами, растим сад, постоянно обсуждаем как это делать лучше и т.п., при этом растем сами— учимся тому-то и тому-то. Прямая воспитательная забота— это решение воспитательных задач в личном общении воспитателя и воспитанников, путем непосредственной передачи общественно необходимого опыта и непосредственной организации деятельности. Косвенная воспитательная забота— это забота о решении воспитательных задач путем опосредованной передачи общественно необходимого опыта и опосредованной организации деятельности воспитанников— через других людей, окружающие природные и социальные условия. (ИвановИ.П. Наша забота//Педагогика обшей заботы.— СПб:Образование, 1996.— c.16-18)

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат