минимальная «единица», «клеточка» образовательного процесса. Соответственно, можно разделить образовательные задачи на воспитательные задачи, учебные задачи, задачи по развитию – развитию психических процессов обучающегося. Но то, что касается воспитательных задач, задач развития, их назначения, состава, структуры – это совершенно неисследованные области. И об этом автор ничего сказать пока не может. Можно подробнее остановиться на учебной задаче. Итак, минимальной «единицей», «клеточкой» учебного процесса является учебная задача. Процесс решения учебной задачи трактуется следующим образом: «– обнаружение противоречий, несоответствий, неизвестных моментов в подлежащем изучению материале, возникновение стремления к их преодолению (создание проблемной ситуации);
- анализ условия задачи, установление зависимостей между данными, между условием и вопросом;
- членение основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения;
- актуализация знаний и способов деятельности и соотнесение их с условием решаемой задачи;
- выдвижение гипотезы (или гипотез);
- выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственно решение);
- проверка решения;
- конкретизация полученных результатов». (Давыдов В.В., Загвязинский В.И., Зимняя И.А. и др.) Несмотря на некоторые различия авторских трактовок, в логике организации процесса решения учебных задач есть много общего – логика процесса решения учебной задачи соответствует общей логике организации проекта в его современном понимании – как завершенного цикла продуктивной деятельности со всеми его фазами, стадиями и этапами. Так, в фазе проектирования есть и выявление проблемы, и моделирование (построение гипотез), и членение основной проблемы на подпроблемы – задачи (декомпозиция), и исследование условий и т. д. Поэтому в качестве общей модели организации процесса решения учебных задач целесообразно взять общую временнýю структуру проекта. А для решения той или иной конкретной учебной задачи в той или иной методической системе обучения из этой общей модели будут опускаться те или иные этапы, стадии. Но обратим внимание на тот факт, что во всех известных дидактических и психологических источниках отсутствуют по меньшей мере два обязательных для любого проекта, в том числе и для учебной задачи, этапа-компонента. Во-первых, определение критериев. Как обучающийся, по каким критериям может самостоятельно определить – решил ли он учебную задачу или нет? Усвоил ли он данное понятие, теорию и т. д.? В целом методический критериальный аппарат для образовательной деятельности обучающегося разработан крайне недостаточно. Во-вторых, отсутствует во всех публикациях и такой важнейший этап-компонент любого проекта, в том числе учебной задачи как определение альтернатив. На сегодняшний день в системе образования мы имеем множество альтернативных учебников, задачников и т. д. Но право выбора того или иного учебника остается за учителем, профессором – но не за обучающимся. Но правильно ли это? В принципе, система учебных задач может быть построена на трех уровнях:
1. Первый – это решение традиционных учебных задач – операционных – как минипроектов образовательной деятельности – это все равно остается необходимым звеном учебного процесса, соответствующим ситуативной активности.
2. Второй – это решение учебных задач второго уровня тактических, соответствующих надситуативной активности – более крупных учебных проектов, где обучающиеся уже могли бы сами ставить цели своей деятельности, где могли бы активно применять свои знания по различным дисциплинам в практике, где могли бы общаться друг с другом и т. д. Третий – это решение учебных задач третьего, творческого уровня, соответствующего творческой активности личности – стратегических учебных задач – крупных учебных проектов. Такие проекты скорее всего могут быть сформулированы в самом общем виде: требуют от обучающихся активного применения теоретических знаний, а также дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; экономических расчетов, самостоятельной разработки проекта продукта, технологии его получения, плана действий по его реализации с учетом наличных возможностей. Литература: [14, 15, 16, 36].
180.52 кб
Новые задачи образовательной деятельности
Новая редакция устава Герценовского университета составлена в соответствии с федеральными законодательными актами, а также другими правовыми и нормативными документами, регламентирующими деятельность университета.