ОбразованиеОбразование военнослужащих

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Найдено 5 определений термина ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Образование взрослых

система государственных и общественных мероприятий по распространению знаний среди взрослого населения. Образование взрослых включает создание школ для взрослых, организацию обучения на предприятиях без отрыва производства, заочное обучение, лекционную пропаганду, самообразование.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

сфера образовательных услуг (формального и внеформального образования) для лиц, отнесенных к взрослым обучающимся. ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — составная часть системы образования, ее относительно обособленное подразделение, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. В этом смысле образование взрослых выступает как социальный институт, преемственно продолжающий процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов и через это обеспечивающий пожизненное обогащение творческого потенциала личности. От детско-юношеского образования отличается тремя главными особенностями: а) спецификой контингента: субъекты учебной деятельности — лица, вовлеченные в сферу профессионального труда, имеющие опыт такого рода занятости или потенциально свободные; б) своеобразием образовательных учреждений, форм и методов их деятельности — ориентация на образовательные потребности лиц, являющихся субъектами различных видов практической деятельности, и на режим их социальной жизни; в) содержанием целей и задач образовательного процесса, особенностями форм и методов педагогической работы с субъектами учебной деятельности — преимущественный акцент на основании нового (современного, прогрессивного) социально-культурного опыта и на формирование способности к его обогащению собственным вкладом; использование по большей части активных форм и методов обучения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

составная часть системы образования, ее относительно обособленное подразделение, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. В этом смысле образование взрослых является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов. По МСКО образование взрослых — это любой организованный и устойчивый (обладающий преемственностью) процесс коммуникации, порождающий обучение во благо и адаптированный к потребностям лиц, имеющих традиционное школьное или университетское образование. Высшее и послесреднее образование, полученное до вступления на рынок труда, обычно не рассматривается как образование взрослых. В Рекомендации ЮНЕСКО о развитии образования взрослых (1976) термин означает весь комплекс, ограниченный рамками организованного образовательного процесса, независимо от содержания, уровня и методов обучения, формальных или иных, продолжающих или заменяющих образование в школах, колледжах и университетах. В эту систему входит и ученичество, благодаря которому лица, считающиеся взрослыми в данном обществе, повышают свою техническую или профессиональную квалификацию, развивают способности, обогащают знания с целью завершения определенной ступени формального образования, приобретения знаний и навыков в новой области, обновления или освежения знаний в своей области (см. Дополнительное образование).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. С учетом интересов и возрастных особенностей взрослых создается и действует система специализированных учреждений общего и профессионального образования, культурно-образовательных, досуговых и т.п. Необходимость О.в. обусловлена динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и, т.о., возможностей его рационального использования. В настоящее время значение О.в. усиливается происходящей структурной перестройкой экономики и обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста. Исторически зарождение О.в. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность элементарных общеобразовательных и начальных профессиональных знаний, адаптироваться к меняющимся условиям жизни, повысить уровень культуры. С середины 20 в. О.в. чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. Наиболее распространенная форма О.в. - обучение в свободное время. О.в. в системе повышения квалификации осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателя (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием. В России предпосылки для развития О.в. возникли в 60-70-е гг. 19 в. с открытием воскресных школ. В конце 19 в. появились технические школы (низшие, средние, ремесленные) и общеобразовательные и профессиональные курсы, создававшиеся Русским техническим обществом. Повышенный уровень общего образования давали народные университеты (в т.ч. Шанявского университет, осн. в 1908). Действовали также народные библиотеки, читальни и народные дома (см.Внешкольное образование). После 1917 важнейшими задачами О.в. стали ликвидация неграмотности и культурно-просветительная работа. В городах создавались рабочие клубы, библиотеки, народные театры и т.п., на селе - избы-читальни (ее разновидности - красная яранга, красная юрта и т.п.), в административных центрах - народные дома. В полном объеме эти работы не были реализованы гл.о. из-за материальных трудностей. В советской педагогической теории 20-30-х гг. О.в. трактовалось как часть внешкольного образования. Постепенно это название было вытеснено другими терминами: "политико-просветительская работа", а позже "культурно-просветительская работа", которые точнее отражали ее содержание и направленность. 1-й Всерос. съезд по внешкольному образованию (1919) одобрил следующие единые принципы просветительской работы среди взрослых: поддержка и содействие свободному проявлению творческой самодеятельности масс, общедоступность учреждений культуры, ведение занятий на родном языке. О.в. занимались также профсоюзные, комсомольские, пролеткультовские (см.Пролеткульт) и другие общественные организации. В Наркомпросе РСФСР и в местных органах народного образования были созданы специальные, т.н. внешкольные отделы для руководства О.в. (см. Главполитпросвет). В 20-х гг. сеть собственно школ для взрослых объединяла школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа, в которых кроме общеобразовательных преподавались и специальные предметы. До середины 20-х гг. общее среднее О. в. осуществлялось также через рабочие факультеты. С середины 20-х гг. возникли формы О.в., призванные обеспечить различные образовательные запросы и возможности учебы: рабочие университеты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926). В 1930 созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т.н. производственно-политехнические курсы и рабочие технические школы (общее образование в объеме 7 классов и техническая подготовка). Рабочие университеты были преобразованы в техникумы. В сельской местности создавались комбинаты колхозно-совхозного образования. Расширялись масштабы заочного обучения. В 1936 вечерние школы взрослых были унифицированы, определены 2 их типа - неполная средняя школа взрослых (на базе начальной школы; срок обучения 3 года) и полная средняя школа взрослых (на базе 7-летней школы; 3 года). Обучение без отрыва от работы. К концу 30-х гг. вечерние и заочные школы стали осн. формой общего О.в. В 1930-41 Наркомпрос РСФСР выпускал журнал "Школа взрослых" (название менялось). По мере распространения всеобщего обучения учреждения О.в. интегрировались в единой системе образования страны. Культурно-образовательные функции выполняли также дома культуры (с 1930), основой которых была самодеятельность населения. В 1945 система учреждений О.в. была переориентирована на научно-просветительские и культурно-воспитательные задачи. Было создано (1947) Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1962 общество "Знание"). В 50-х гг. реорганизована система клубных учреждений, возникли многочисленные народные университеты. Большее распространение получило повышение квалификации работников. В 50-х гг. развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям и др. С 80-х гг. культурно-просветительная работа в трудах некоторых теоретиков стала переосмысливаться как специфический вид досуговой деятельности, как педагогически организованная самодеятельность взрослых в условиях свободного времени и неформального общения, направленная на развитие личности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами. В 90-е гг. появилось большое число разнообразных курсов, школ и других учебных заведений для взрослых, осуществляющих обучение новым профессиям и специальностям.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образоват. потребностей лиц, занятых самостоятельной проф. деятельностью. С учетом образоват. интересов и возрастных особенностей взрослых создается и действует система специализиров. учреждений общего и проф. образования, культурно-образовательных, досуговых и т. п. Необходимость О. в. обусловлена динамикой социального и науч.-техн. прогресса, переменами в содержании и характере труда и обществ. деятельности людей, увеличением свободного времени и, т. о., возможностей его рационального использования.

В совр. Рос. Федерации значение О. в. усиливается происходящей структурной перестройкой экономики, обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения Значит. числа лиц трудоспособного возраста, а также активным включением мн. граждан в обществ.-полит. жизнь, начавшимся во 2-й пол. 80-х гг. в условиях демократизации.

Исторически зарождение О. в. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность полученных до вступления в трудовую деятельность элементарных общеобразоват. и начальных проф. знаний, адаптироваться к менявшимся условиям жизни, повысить уровень культуры. Совр. О. в. в возрастающей степени ориентируется на удовлетворение индивидуальных образоват. интересов личности. С сер. 20 в. чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. В О. в. преобладает обучение в свободное от работы время. Как повышение квалификации оно осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателей (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием.

В России предпосылки для развития О. в. возникли в 60—70-е гг. 19 в. с открытием воскресных школ, в т. ч. в С. Петербурге, Москве, Харькове (школа X. Д. Алчевской), Екатеринославе и др. городах. В кон. 19 в. появились технические школы; их создавало Русское техническое общество (осн. в 1866); в работе об-ва принимали участие: E. Н. Андреев, В. П. Вахтеров, Н. А. Рубакин, В. В. Кайданов и др. известные педагоги. Школы РТО делились на низшие технические, средние технические, ремесленные. В нач. 20 в. в России было ок. 60 техн. школ. РТО открывало также общеобразоват. и проф. курсы для рабочих.

Повышенный уровень общего образования давали немногочисл. нар. университеты. Среди них выделялся созданный в 1908 Шанявского университет. Действовали также нар. б-ки, читальни и нар. дома. Охват населения России этими учреждениями не был значительным и заметного влияния на образованность и грамотность населения России они не могли оказать (см. также Внешкольное образование).

После Окт. революции 1917 важнейшей задачей О. в. стала ликвидация неграмотности. Др. стороной О. в. стала культ.-просвет. работа. Для ее организации в городах создавались профилиров. учреждения: рабочие клубы, б-ки, нар. театры и т. п., на селе — изба-читальня (разновидности ее — красная юрта, красная яранга и т. п. передвижные культурно-образоват. пункты); в адм. центрах предполагались комплексные клубные учреждения — нар. дома (охватывали б-ку, школу взрослых, само-деят. творческие коллективы и др.). В полном объеме эти планы не были реализованы гл. обр. из-за материальных трудностей.

В сов. пед. теории 20—30-х гг. О. в. по установившейся еще до революции традиции трактовалось как часть внешк. образования. Постепенно это название было вытеснено др. терминами: «полит.-просвет. работа», а позже «культ.-просвет. работа», к-рые точнее отражали ее содержание и направленность. В 1919 на 1-м Всерос. съезде по внешк. образованию были одобрены единые принципы просветит. работы среди взрослых: поддержка и содействие свободному проявлению творческой самодеятельности масс, общедоступность учреждений культуры, ведение занятий на родном языке. О. в. занимались также профсоюзные, комсомольские, пролеткультовские и др. обществ. орг-ции; в Наркомпросе РСФСР и в местных органах нар. образования были созданы специальные, т. н. внешкольные, отделы для руководства О. в. (см. Главполитпросвет). Подобные подразделения сформировались и в органах управления образованием др. союзных республик.

В 20-х гг. сеть собственно школ взрослых объединяла в свою очередь школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа. Перед школами ставилась задача подготовить слушателей к дальнейшему самообразованию и поступлению в уч. заведения. В вечернюю школу взрослых повышенного типа принимались лица, достигшие 17 лет, умевшие бегло читать, писать, знающие арифметику в объеме общеобразоват. школы 1 ступени (срок обучения был 2 или 3 года). Кроме общеобразовательных преподавались спец. предметы, определявшиеся индустриальным или с.-х. уклоном школы. Такое содержание образования имело целью помочь учащимся в осмыслении своего труда. Уч. планы и программы всех типов школ взрослых обеспечивали преемственность между ними. Выпускники 2-летних школ повышенного типа имели такие же права, как и выпускники 7-летних, а окончившие 3-летние школы взрослых повышенного типа имели право после сдачи вступит, экзаменов — поступать в высш. уч. заведения.

По мере повышения уровня грамотности населения школы грамоты преобразовывались в школы 1 ступени, школы 1 ступени — в школы повышенного типа.

До сер. 20-х гг. общее среднее О. в. осуществлялось также через рабфаки (3—4 г. обучения). В сер. 20-х гг. выпускники рабфаков и вечерних школ взрослых повышенного типа составляли Значит. часть всех студентов сов. вузов.

С сер. 20-х гг. возникли формы О. в., призванные обеспечить разл. образоват. запросы и возможности учебы; среди них — рабочие ун-ты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926). В 1930 осуществлена реорганизация т. н. рабочего образования: созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т. н. производств.-поли-техн. курсы и рабочие техн. школы (общее образование в объеме 7 классов и техн. подготовка). Рабочие ун-ты были преобразованы в техникумы. В сел. местности организовывались комбинаты сов-хозно-колх. образования. В связи с возраставшей потребностью в специалистах и квалифициров. рабочих и трудностями решения проблем О. в. в сложившейся сети уч. заведений в нач. 30-х гг. расширялись масштабы заочного обучения.

В 1936 проведена унификация вечерних школ взрослых и определены 2 типа этих школ — неполная ср. школа взрослых (на базе нач. школы; срок обучения 3 г.) и полная ср. школа взрослых (на базе 7-летней школы; 3 г.). Уч. план школ был рассчитан на занятия без отрыва от работы в течение 9 мес по 18 ч в неделю в городах и 6,5 мес по 30 ч в неделю в сел. местности. К кон. 30-х гг. вечерние и заочные школы стали осн. формой общего О. в. Рабфаки в 1940 ликвидированы. Для руководства школами взрослых созданы спец. управления образования взрослых в наркомпросах и отделы в местных органах нар. образования. В 1930—41 Наркомпрос. РСФСР выпускал журн. «Школа взрослых» (название изменялось); издавались также учебники и метод. руководства для учащихся и учителей. По мере распространения всеобщего обучения учреждения О. в. в возрастающей степени интегрировались в единой системе образования страны. См. также Вечерние школы, Вечернее обучение, Заочное обучение.

Культурно-образоват. функции выполняли также создававшиеся с 1930 Дома культуры (городские, сельские, районные), основой к-рых была самодеятельность населения. Усилившаяся в 30-х гг. регламентация обществ. жизни ограничивала в работе этих учреждений возможности самодеят. начал и постепенно ликвидировала их. С кон. 30-х гг. в системе О. в. усилилась политизированная парт, пропаганда [массовое изучение «Краткого курса» истории ВКП(б) и т. п.].

В 1945 система учреждений О. в. была переориентирована на науч.-просвет. и культурно-воспитат. задачи. С этой целью было организовано (1947) Всес. об-во по распространению полит. и науч. знаний (с 1962 об-во «Знание»). В 50-х гг. реорганизована система клубных учреждений, в работе к-рых осн. место заняли лекции в массовой аудитории, занятия в коллективах худож. самодеятельности, в кружках по интересам (см. Досуг). Возникли многочисл. народные университеты. Из общей системы клубных учреждений выделились дет. внешк. учреждения (см. Внешкольная работа), б-ки и др. Более широкое, чем в 30-х гг., распространение получило повышение квалификации работников (ранее сисТематич. повышением квалификации были охвачены только работники просвещения и здравоохранения — в ин-тах усовершенствования учителей и врачей). В 50-х гг. развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям, а также целевого назначения. В кон. 60-х гг. начала разворачиваться сеть специализиров. отраслевых и межотраслевых ин-тов повышения квалификации специалистов (ИПК), ф-тов (ФПК) или соответствующих отделений при вузах, курсов при предприятиях, учреждениях и уч. заведениях. См. также Повышение квалификации.

К нач. 80-х гг. культ.-просвет. работа в трудах нек-рых теоретиков стала переосмысливаться как специфич. вид досуговой деятельности, как педагогически организованная самодеятельность взрослых в условиях свободного времени и неформального общения, направленная на развитие личности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами. Значит. роль в О. в. играют добровольные науч. и проф. обществ. орг-ции.

ВО. в. зарубежных стран гл. роль играют вузы, средние и проф. уч. заведения, курсы, нар. ун-ты и центры образования, нац. культурные центры и т. п., в к-рых люди, имеющие неполное среднее или ср. образование, могут повысить в желаемом направлении уровень своей общеобразоват. или общекультурной подготовки, приобрести новую специальность или повысить проф. квалификацию. Эти учреждения оказывают помощь в подготовке к сдаче экзаменов за курс ср. школы или к приемным экзаменам в ср. проф. и высшие уч. заведения. Обучающиеся занимаются, как правило, в свободное от работы время (part-time education) или заочно. Имеются краткосрочные курсы, гл. обр. для сел. жителей, интернатного типа, с отрывом от работы (full-time education). Все эти учреждения не дают своим выпускникам формальных прав. В большинстве случаев они находятся в ведении муниципальных органов или профсоюзных, религиозных, разл. обществ. и частных орг-ций. В ряде стран имеются также классы для взрослых в ср. общеобразоват. и проф. школах и в вузах, где обучающиеся (в свободное от работы время или заочно) могут получить документ о ср. или высш. образовании. Значит. масштабы при помощи телевидения приобрело т. н. образование для досуга.

Во мн. странах Азии, Африки и Лат. Америки осн. роль в О. в. играют курсы и школы грамоты. Часто обучение грамоте сочетается в них с практич. обучением для получения специальности. В нек-рых странах по мере ликвидации неграмотности и малограмотности создается сеть гос. нач. школ для взрослых, а также техн. школ. В нек-рых ср. уч. заведениях и колледжах имеются классы для взрослых, где, обучаясь в свободное от работы время, можно получить неполное среднее или ср. образование. Этим странам оказывает помощь ЮНЕСКО.

Педагогика взрослых — отрасль пед. науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в раз л. организац. формах, в к-рых осуществляется целенаправленная пед. деятельность. Во мн. заруб. странах педагогику взрослых называют андрагогикой.

К сфере педагогики взрослых относится прежде всего деятельность гос. и обществ. учреждений, специально предназначенных для О. в. (вечерние школы, ср. спец. и высшие уч. заведения, учреждения системы повышения квалификации, нар. ун-ты, курсы). К сфере педагогики взрослых относится также деятельность учреждений, ведущих работу по распространению полит., науч. и худож. знаний. Важной пед. задачей остается разработка принципов выбора лит-ры для самообразования, рациональных методов и приемов самообразования и его эффективной организации.

Теоретич. положения и практич. рекомендации, разрабатываемые педагогикой взрослых, используются в работе клубных, туристско-экскурсионных, библиотечных, музейных и др. учреждений. Отд. стороны их деятельности могут быть сферой исследований и педагогики взрослых. Многообразие возможных направлений обусловило дифференциацию и выделение в ее пределах прежде всего проблем общего и дополнит, образования взрослых, досуга и нек-рых др.

Исследования по этой проблематике ведут учреждения разл. профиля: пед., социологич., психол., мед., культуры и др. В Рос. Федерации ведущее науч. учреждение по О. в. — НИИ образования взрослых РАО (С.-Петербург).

А. В. Дорийский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — 0

Найдено научныех статей по теме ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — 0

Найдено книг по теме ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — 0

Найдено презентаций по теме ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — 0

Найдено рефератов по теме ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — 0