Образование личностно-ориентированное
Личностно-ориентированное образование
образование, основной целью которого является становление духовных и интеллектуальных качеств.
Источник: Словарь-справочник работника системы дополнительного образования детей
Образование личностно-ориентированное
определяется как процесс, создающий условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.
Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий
Личностно ориентированное образование
образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Личностно-ориентированное образование
организация обучения и воспитания ребенка в соответствии с его личным опытом, возможностями, желаниями и потребностями. Цель такого образования – выработать у школьника ценностное отношение к получаемым знаниям и миру в целом.
Источник: Педагогическая психология
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности, основывающейся на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через альтернативные формы обучения [72; 100].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Личностно ориентированное образование
это «целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества» // Тузлукова В.И. Глоссарий по педагогике Юга России 60-90-хгодов. Р/н/Д., 1999. С.11.
Источник: Глоссарий по педагогике.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система образования, основывающаяся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развитие как индивида, наделенного свои неповторимым субъектным опытом. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление: организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал конструируется (интегрируется) для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками. Критериальная база личностно-ориентированного обучения строится на отслеживании и оценке не столько достигнутых знаний, умений и навыков, сколько на сформированности качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
концепция образования, основанная на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучающегося: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуальных особенностей. В процессе обучения максимально учитываются половозрастные, индивидуально-психологические и статусные особенности обучающегося. Учет осуществляется через содержание образования, вариативность образовательных программ, технологий обучения, организацию учебно-пространственной среды. Принципиально изменяется взаимодействие обучающихся и педагогов. Они становятся субъектами процесса обучения. Личностно-ориентированный подход к образованию соотносится с центрированным на ученике подходом, который формируется на основе гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерса. Суть этого подхода заключается в следующем:
- организация субъект-субъектного взаимодействия, предполагающая свободу выбора обучающимся способа получения образования, содержания обучения и методов обучения, а в отдельных случаях и педагога;
- обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий для его личностной самоактуализации и личностного роста;
- формирование активности обучающегося, его готовности к учению, к решению проблемных задач за счет партнерских, доверительных субъект-субъектных отношений с педагогом;
- обеспечение единства внешних и внутренних мотивов обучающегося, когда внешним выступает мотив достижения, а внутренним – познавательный мотив;
- получение удовлетворения от решения учебных задач и выполнения заданий в сотрудничестве с другими обучающимися;
- обеспечение условий для самооценивания, саморегуляции и самоактуализации личности обучающихся;
- изменение позиции педагога от преподавателя-информатора, транслятора знаний, контролера обучающегося на позицию фасилитатора.
- Основные признаки личностно-ориентированного образования:
1. Главная цель образования – развитие личности обучающегося:
- личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;
- педагоги и обучающиеся являются полноправными субъектами образовательного процесса;
- ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;
- формирование прочных знаний, умений и навыков является условием реализации контекстно-компетентностного подхода;
- личностная пристрастность обучающегося обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта;
- задачей личностно-ориентированного образования становится развитие универсальных способностей обучающихся: автономности, самостоятельности, ответственности, самоопределения, рефлексии.
2. Личностно-ориентированное образование не ставит своей целью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами, обученностью, подготовленностью. Оно должно создавать условия для полноценного развития потенциальной возможности стать личностью, реализации потребности личности в самоизменении, самоопределении, самоосуществлении и самоактуализации. Для личностно-ориентированного образования характерно проявление сверхнормативной активности в строительстве себя, в учебе, общении, организации досуга и др.
3. Личностно-ориентированное образование включает два взаимосвязанных процесса: личностно-ориентированное обучение и личностно–ориентированное воспитание. Парадигма личностно-ориентированного образования утверждается в нашей стране с начала 1990-х гг. В современном профессиональном образовании распространены две модели подготовки: 1) Адаптационная, направленная на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности. 2) Модель профессионального развития, ориентированная на подготовку специалистов, способных самостоятельно организовывать и планировать свою работу, принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор, осуществлять контроль за выполняемыми действиями. Ориентация на подготовку специалистов, способных выполнять, пусть даже и весьма квалифицированно, конкретный набор профессиональных действий, бесперспективна. Мир профессий, структура профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе быстро меняются, характеризуются неопределенностью и мобильностью. Сегодня востребованы специалисты, обладающие широким спектром социально-профессиональных действий, универсальными способностями, способные к индивидуальной инновации и проектированию своего профессионального будущего. Обеспечение подготовки таких специалистов в рамках традиционного образования, ориентированного на формирование знаний, умений и навыков, затруднительно. Одним из альтернативных видов образования может стать личностно-ориентированное образование. Литература: [51].
- организация субъект-субъектного взаимодействия, предполагающая свободу выбора обучающимся способа получения образования, содержания обучения и методов обучения, а в отдельных случаях и педагога;
- обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий для его личностной самоактуализации и личностного роста;
- формирование активности обучающегося, его готовности к учению, к решению проблемных задач за счет партнерских, доверительных субъект-субъектных отношений с педагогом;
- обеспечение единства внешних и внутренних мотивов обучающегося, когда внешним выступает мотив достижения, а внутренним – познавательный мотив;
- получение удовлетворения от решения учебных задач и выполнения заданий в сотрудничестве с другими обучающимися;
- обеспечение условий для самооценивания, саморегуляции и самоактуализации личности обучающихся;
- изменение позиции педагога от преподавателя-информатора, транслятора знаний, контролера обучающегося на позицию фасилитатора.
- Основные признаки личностно-ориентированного образования:
1. Главная цель образования – развитие личности обучающегося:
- личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;
- педагоги и обучающиеся являются полноправными субъектами образовательного процесса;
- ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;
- формирование прочных знаний, умений и навыков является условием реализации контекстно-компетентностного подхода;
- личностная пристрастность обучающегося обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта;
- задачей личностно-ориентированного образования становится развитие универсальных способностей обучающихся: автономности, самостоятельности, ответственности, самоопределения, рефлексии.
2. Личностно-ориентированное образование не ставит своей целью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами, обученностью, подготовленностью. Оно должно создавать условия для полноценного развития потенциальной возможности стать личностью, реализации потребности личности в самоизменении, самоопределении, самоосуществлении и самоактуализации. Для личностно-ориентированного образования характерно проявление сверхнормативной активности в строительстве себя, в учебе, общении, организации досуга и др.
3. Личностно-ориентированное образование включает два взаимосвязанных процесса: личностно-ориентированное обучение и личностно–ориентированное воспитание. Парадигма личностно-ориентированного образования утверждается в нашей стране с начала 1990-х гг. В современном профессиональном образовании распространены две модели подготовки: 1) Адаптационная, направленная на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности. 2) Модель профессионального развития, ориентированная на подготовку специалистов, способных самостоятельно организовывать и планировать свою работу, принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор, осуществлять контроль за выполняемыми действиями. Ориентация на подготовку специалистов, способных выполнять, пусть даже и весьма квалифицированно, конкретный набор профессиональных действий, бесперспективна. Мир профессий, структура профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе быстро меняются, характеризуются неопределенностью и мобильностью. Сегодня востребованы специалисты, обладающие широким спектром социально-профессиональных действий, универсальными способностями, способные к индивидуальной инновации и проектированию своего профессионального будущего. Обеспечение подготовки таких специалистов в рамках традиционного образования, ориентированного на формирование знаний, умений и навыков, затруднительно. Одним из альтернативных видов образования может стать личностно-ориентированное образование. Литература: [51].