ОБНОРСКИЙ Сергей ПетровичОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Обобщение

Найдено 8 определений термина Обобщение

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Обобщение

один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общности существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Обобщение

прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исследовательская деятельность

Обобщение

продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

ОБОБЩЕНИЕ

Задание в тестах интеллекта, при выполнении которого нужно определить общий признак для двух слов, например: дождь, град — общее понятие: осадки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

Обобщение

мыслительный процесс выявления су­щественных закономерностей, выступающих в качестве неизвестного в проблемной ситуации [18, c. 221; 67, c. 240; 80, c. 348; 82, c. 496].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ОБОБЩЕНИЕ

процесс выделения и объединения существенных черт изучаемых предметов, фактов, процессов, явлений реальной действительности; мысленный переход от отдельных фактов, событий к их отождествлению; от одной мысли к более общей, другой. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ОБОБЩЕНИЕ

переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определенность и последовательность. О. в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространенных способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения. Теоретическое О. осуществляется путем анализа системы, который состоит в ее преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ОБОБЩЕНИЕ

лат. generalisatio), в обучении, мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала. О. — одно из осн. мыслит, действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. О. неразрывно связано с процессом абстракции и в обучении позволяет учащимся обнаруживать и выделять в усваиваемых частных знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им нек-рую целостность, что обеспечивает мышлению учащихся определенность, последовательность и дисциплинированность.

О. в обучении имеет два вида — эмпирическое и теоретическое. Эмпирич. О. осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства, обозначаемого особым словом и становящегося содержанием эмпирич. понятия. Эмпирич. О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирич. понятий в науке, характерно для нач. стадий познания. Формирование у учащихся эмпирич. понятий считается одной из важных целей обучения и достигается посредством соответствующего расположения материала учебника. На основе эмпирич. О. учащиеся усваивают путем обнаружения родо-видовых отношений и свойств раз л. способы классификации предметов и явлений, растений и животных (биология), частей слова и предложений (грамматика), плоских и объемных фигур (геометрия) и т. д. Создание и иерархия эмпирич. О. подчинены задаче опознания единичного предмета как относящегося к определенному месту классификации, что является условием применения нек-рого правила в обращении с этим предметом. Ориентация на опознават. признаки рода и вида предметов служит основой применения учащимися разнообразных, усвоенных ими правил действия. Опора на классификацию помогает им включить один и тот же предмет то в узкие, то в более широкие по объему группы (классы). Знание эмпирич. общего, будучи результатом сравнения и словесного обозначения, есть нечто абстрактное и отвлеченное. Переход от образов восприятия к эмпирич. общему (к понятию) — это переход от конкретного и чувственного к абстрактному и мыслимому. Для обеспечения такого перехода в процессе обучения используются разл. средства наглядности. Одним из наиб. распространенных способов реализации этого вида О. в обучении является применение информационно-рецептивного метода обучения. Регулярное использование эмпирич. О. в обучении культивирует у человека эмпирич. мышление.

Теоретич. О. осуществляется путем анализа системы, к-рый состоит в ее преобразовании с целью выявления нек-рого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Абстрактность исходного отношения состоит в том, что оно в самом начале анализа лишь в односторонней и неразвитой форме представляет целостную (конкретную) систему. Фиксируя такое отношение в знаково-симво-лич. виде, учащиеся создают теоретич. О. и, опираясь на него, раскрывают закономерные или существенные связи этого исходного отношения с разл. частными проявлениями системы, все более конкретизируя свое знание о ней. При таком движении мысли от абстрактного к конкретному учащиеся мысленно воспроизводят целостность изучаемой ими системы. Знание теоретич. общего, будучи результатом аналитич. преобразования системы, прежде всего обнаруживается в мыслит, способах выделения и удерживания специфики ее исходного отношения в процессе его мысленного «увязывания» с разл. частными проявлениями системы. Средством обнаружения генетич. общей основы нек-рой системы служит ее реальное или мысленное преобразование. Это средство используется при такой организации обучения, в к-рой учащиеся усваивают знания в процессе решения уч. задач. Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип правильного подхода ко мн. др. однородным задачам (движение мысли «от общего к частному»). Усвоение знаний посредством решения уч. задач развивает у человека основы его теоретич. мышления. Теоретич. О. присуще образованию понятий, используемых при создании развернутых систем знания. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

В совр. концепциях шк. педагогики и детской психологии принята точка зрения, согласно к-рой в процессе обучения дошкольников и мл. школьников необходимо ориентироваться на эмпирич. О. Лишь в подростковом и более старшем возрасте знания усваиваются путем их теоретич. О. В 60—70-х гг. нек-рые экс-перим. исследования продемонстрировали возможность реализации теоретич. О. уже в мл. классах школы.

Лит. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; его же, Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Махмутов М. И., Проблемное обучение, М., 1975; III и м и и а А. Н., Логико-гносеологич. основы процесса формирования понятий в обучении, М., 1981; Горский Д. П., Обобщение и познание, М., 1985. В. В. Давыдов.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Обобщение — 0

Найдено научныех статей по теме Обобщение — 0

Найдено книг по теме Обобщение — 0

Найдено презентаций по теме Обобщение — 0

Найдено рефератов по теме Обобщение — 0